Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Только 16% государственных инфосистем имеют высокую степень открытости

27 марта 2020

Сейчас в России функционирует 876 информационных систем федерального уровня (уточненные данные ФГИС координации информации). Суммарные расходы на них за 2017–2019 годы составляет 60-75 млрд рублей, включая затраты на центры обработки данных и инфраструктуру электронного правительства. Это около 50-60% от всех IT-бюджетов госорганов.

Такие данные представлены в аналитическом докладе «Оценка открытости государственных информационных систем в России» , подготовленном Счетной палатой совместно с экспертами АНО «Информационная культура» и Центром перспективных управленческих решений.

Наиболее дорогостоящие системы представлены на графике.


Большинство генерируемых и собираемых органами власти данных агрегируется в государственных информационных системах (ГИС). Например, Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) собирает данные о госконтрактах,  Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН) содержит данные об объектах культуры на территории страны и т.д. Такие системы характеризуют  уровень функциональной открытости государства, то есть доступность и качество данных для граждан, бизнеса, НКО, СМИ и местных органов власти. 

Эксперты детально проанализировали 50 федеральных государственных информсистем и составили их рейтинг по уровню доступности информации и качеству данных в них. По итогам оценки только 8 ГИС (16 %)  попали в категорию с высокой степенью открытости, а 29 (58 %) были отнесены к категориям с низкой открытостью или почти закрытым.

«Счетная палата стремится к тому, чтобы ГИС в полной мере соответствовали принципам открытости, чтобы данные в них были доступны для работы и управленческих решений, и граждане могли ими пользоваться без ограничений», — заявил Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, анонсируя доклад на московском Дне открытых данных.

Ключевые рекомендации, сформированные авторами исследования:
  • усилить акцент в государственной политике открытости именно на функциональную открытость ведомств, то есть качество собираемых и публикуемых данных, их доступность для использования конечными потребителями;
  • разработать и закрепить в законодательстве четкое определение термина «государственная информационная система», отделив это понятие от других типов информационных систем;
  • закрепить обязательные требования к раскрытию данных в ГИС и усилить контроль за соблюдением этих требований;
  • создать единый ресурс для публичного мониторинга госрасходов на IT и, в частности,  ГИС;
  • раскрыть сведения ФГИС координации информатизации, в полном объеме в открытом доступе и в формате открытых данных;
  • ввести специальные (новые) коды видов бюджетных  расходов, позволяющих однозначно идентифицировать затраты на ГИС.

После рассмотрения Коллегия Счетной палаты приняла решение направить аналитический доклад зампреду Правительства Дмитрию Чернышенко,  а также в Минкомсвязь и обе палаты Федерального Собрания.

Источник: Счетная палата

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.