Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

В России создается государственная система зрения беспилотников

16 сентября 2020

Минтранс до середины декабря 2020 г. рассчитывает получить в свое распоряжение типовую защищенную технологию компьютерного зрения для беспилотного транспорта (БТС). На эти цели министерство выделило 50 млн руб.

Как пишет CNews, непосредственный разработчик будет определен в ходе тематического тендера, который был запущен 14 сентября 2020 г. в формате конкурса. Прием заявок от претендентов продлится до 6 октября. Победителя заказчик намерен определить 20 октября.

Создание решения будет осуществляться в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика» (в конкретном мероприятии ответственным исполнителем, определенным по конкурсу, прописаны «Российские железные дороги» — РЖД). Поэтому при исполнении контракта будущему подрядчику Минтранса потребуется не только разработать программно-аппаратный комплекс компьютерного зрения, но и сформировать требования по защите соответствующих технологий и создать модель угроз. Кроме того в ходе проекта необходимо будет спроектировать полигон беспилотников для тестирования тематических технологий.

«Наряду с несомненными достоинствами от внедрения технологий БТС, появляются и существенные риски, — подчеркивают в Минтрансе. — Одним из основных вызовов является акты незаконного вмешательства в процессы функционирования компьютеризированных систем управления БТС, включая деструктивные информационные воздействия. На данный момент уже известны аварии с участием БТС. Учитывая то, что среди этих аварий есть случаи с летальным исходом, технологии компьютеризированных систем управления, включая технологии компьютерного зрения, следует относить к критическим информационным технологиям».

Как следует из техзадания,  полигон беспилотников включит систему моделирования входных сигналов на модуль интеллектуального анализа и принятия решений, систему считывания управляющих сигналов, систему моделирования ситуаций и систему протоколирования работы аналитического модуля.

Полигон должен обеспечивать подачу на модуль обработки смоделированных сигналов по интерфейсам датчиков, принимать команды управления и менять дорожную обстановку подачей сигналов на интерфейсы от датчиков в соответствии с командами, принятыми от модуля обработки.

Модуль же обработки должен идентифицировать людей и препятствия в направлении движения беспилотника, распознавая прочие объекты движения, дорожные знаки, элементы транспортной инфраструктуры, и прогнозировать поведение объектов движения. При этом программно-аппаратные средства комплекса должны быть защищены от деструктивных внешних воздействий на критические процессы, влияющие на безопасность движения беспилотника.

В ТЗ отдельно добавляется, что полигон должен также быть способным проверять модули управления беспилотников для железнодорожного транспорта.

В тендерной документации актуальность запускаемых работ описана крайне обстоятельно. Автоматическая система управления беспилотником должна заменять собой человека, а это значит, что она должна обеспечивать, в том числе, обработку визуальной информации не хуже человека. Ей необходимо оценивать дорожную обстановку, выполнять распознавание объектов на дороге и вдоль нее, распознавать движущиеся объекты и прогнозировать их поведение во избежание аварийных ситуаций.

«Такая функциональность может быть реализована только посредством систем компьютерного зрения, требующих большой вычислительной мощности, — рассуждают в Минтрансе. — Однако использование автоматизированной системы такого уровня на транспорте накладывает дополнительные ограничения, такие как устойчивость работы в разных температурных диапазонах, уровень освещенности, устойчивость к вибрациям, загрязнению, коррозии, электромагнитным воздействиям. При этом система должна быть высоконадежной, иметь ограниченные габариты, не давать сбоев и показывать стабильные задержки реакции».

В министерстве отдельной сложностью для движения в описываемом направлении считают постоянное появление новых платформ и средств, например нейропроцессоров, логических матриц, ускорителей. В результате рынок модулей обработки стал разнородным и экстенсивно развивающимся. «Такая ситуация не позволяет однозначно спрогнозировать, какие именно программно-аппаратные технологии будут применяться через два, пять или 10 лет, — отмечают в Минтрансе. — Однако для стандартизации автоматических систем управления беспилотниками оптимально использовать именно интерфейсы взаимодействия. В отличие от вычислителей, программно-аппаратные интерфейсы имеют длительный срок жизни и являются хорошим связующим звеном между оборудованием разных поколений».

С учетом вышесказанного, в Минтрансе полагают, что система управления беспилотников должна состоять из нескольких модулей, связанных между собой интерфейсными шинами, так как такую архитектуру легко стандартизировать.

Источник: CNews

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.