Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости

ИНТРУС-2006: «Судьба отрасли в руках профессионалов?»

07 ноября 2006
Оргкомитет IX рабочего совещания ИНТРУС-2006, прошедшего 26–29 октября в турецком городе Сиде, решил в этом году изменить формат мероприятия и, чтобы перенести работу из пленарных и секционных заседаний в более тесные рабочие группы, провести организационно-деятельностную игру «Судьба отрасли в руках профессионалов?».

Вопрос в конце отнюдь не случаен – именно он задал направление обсуждения.

Игроки разделились на три группы, каждая из которых представляла одного из участников рынка связи. Это регуляторы – представители госорганов, от решений которых зависит направление развития отрасли (в символике игры эта группа условно получила название «черные» по цвету маркера, которым она была нарисована на схеме); сервис-провайдеры, или «красные», – представители операторов связи, оказывающие услуги потребителям; и третья группа – потребители услуг, или «зеленые». Все группы получили заранее сформулированные организаторами вопросы, особенно актуальные для отрасли связи, и приступили к их обсуждению.

Затем руководитель каждой группы сделал доклад, в котором обосновал позицию своего сообщества, сформированную при работе над заданием.

Позицию сообщества регуляторов – «черных» – представлял А. Богатов («Некстер»). Он последовательно отстаивал необходимость развития сетей связи в России по строго определенным правилам, которые в первую очередь вытекают из необходимости равных прав и возможностей всех граждан страны на получение качественных услуг связи. По убеждению регуляторов, для этого необходимо выполнять все требования регулятора и не забывать, что связь – это дорогой бизнес. Таким образом, операторы обязаны предоставлять связь или по правилам, или вообще не предоставлять. «Или так, или вообще никак», – подчеркнул А. Богатов. Выступление вызвало шквал вопросов. Отвечая на них, докладчик, известный своими антирегуляторскими настроениями, горячо отстаивал позицию законодателей – это была игра профессионала.

По результатам работы в группе сервис-провайдеров, или «красных», И. Масленников (CTI) констатировал: развитие Интернета привело к тому, что понятие сервис-провайдера на сегодня расширилось до объединения всех бизнесов, поставляющих услуги в сети. Это транспортные операторы (carrier), операторы доступа (access) и операторы услуг. Первоначально к операторам услуг были отнесены такие компании, как Google, «Яндекс», Mail.ru, Auto.Ru и т.д. Однако после долгого обсуждения сообщество «красных» выделило их из своего круга. На сегодняшний день, по мнению сервис-провайдеров, в красном круге остались два типа операторов – операторы транспорта и операторы доступа. Причем это сообщество стало выполнять в сети функции водопроводчиков, про которых вспоминают только тогда, когда в кране нет воды. Основной бизнес этих компаний по-прежнему составляет доставка трафика.

Стремительное развитие широкополосного доступа несколько лет назад привело к тому, что операторы начали продавать каналы и полосы клиентам без учета трафика – и делают это по сей день. Появление в сети новых сервисов, которые предоставляют генераторы мультимедийного трафика, сильно влияет на развитие бизнеса транспортных операторов, снижая его доходность и эффективность.

И.Масленников констатировал поворот на 180 градусов, произошедший в течение последних 5 лет. Если раньше контент-провайдеры предлагали операторов доступа делиться доходами от трафика, то сегодня операторы доступа призывают генераторов сервисов длиться доходами от сервисов.

От имени группы потребителей ее руководитель А. Озолинь подчеркнул, что сообщество «зеленых» состоит из очень разных групп и индивидуумов: «Мы очень разные». (И в этой разношерстной группе, кстати, нашлось место компаниям типа Google, Яндекс, Auto.Ru и т.д. – тем, которых «выпихнули» из своего круга «красные».) Но у потребителей есть общее требование к регулятору – не вмешиваться в отношения пользователя и оператора, которые должны регулироваться Гражданским кодексом, а не подзаконными актами регулятора, и к операторам доступа: мы хотим получать все сервисы от одного оператора, иметь один счет на все услуги и получать эти сервисы различными способами. Также группа «зеленых» предложила создать толковый словарь терминов, которые должны использоваться при заключении договоров. А вот проблемы безопасности в сети – дело самих потребителей и операторов. Одно из основных требований «зеленых» – дайте нам возможность быть свободными. И, наконец, «зеленые» утверждают, что сегодня технологические возможности сети позволяют перенести бизнес-процессы компании в Интернет не только частично, но и полностью. Существование online-бизнесов спасет оператора доступа, потому что неминуемо будут найдены способы взаимовыгодного предоставления услуг.

Обсуждение позиций всех групп позволило организаторам игры понять направление ее развития и сформулировать новую схему взаимоотношений в отрасли, которую, к сожалению, из-за нехватки времени не удалось проанализировать отдельно в группах. Игра перешла в стадию анализа самой игры, и каждый участник дал ей свою оценку. Общий вывод: ИНТРУС-2006 предложил отрасли новый формат общения – более эффективный, тиражируемый, да и просто интересный.

Параллельно игре на совещании шла традиционная работа – были прочитаны пленарные доклады.

В. Беленкович (BSB) рассказал о программе конвергенции муниципальных и коммерческих сетей. Под муниципальными, или институциональными, сетями понимается большое количество муниципальных, научных, правительственных сетей, на которых предоставляются услуги связи только для нужд их владельцев. То, что их объединяет, можно выразить словами «миссия важнее экономики». Как правило, эти сети обладают избытком сетевых ресурсов и используются неэффективно. Коммерческие сети – это сети операторов связи или, точнее, сервисных операторов. Для сервисных операторов затруднительно, а порой и практически невозможно использование ресурсов институциональных сетей. Докладчик рассказал о программе объединения коммерческих и институциональных сетей, в основе которой лежит понятие правильно построенной сети.

В. Кутуков, «Cтек Софт», председатель совета координационного центра (КЦ) национального домена RU свой доклад начал с того, что подчеркнул независимость сервиса доменных имен в России, который осуществляется на принципах саморегулирования. Право организации независимой деятельности предоставлено координационному центру приказом Министерства информационных технологий и связи. В своем сообщении В. Кутуков рассказал о структуре и задачах, которые решает КЦ, о системе регистраторов. Одно из ближайших событий, которые готовит сервис доменных имен, – это регистрация доменов в зоне RU на кириллице. Докладчик рассказал об известных и ожидаемых явных, а также возможных скрытых проблемах этого нового сервиса.

Выступление представителя TeliaSonera А. Климова было посвящено анализу состояния глобального рынка связи в новой сервисной реальности. Интернет вот-вот станет привычным, таким же, как обычная обслуживающая сеть, например водопроводная или почтовая. Что общего и в чем различие между сетями разной природы? Докладчик привел аналогию с «правильно» устроенной сетью – почтовой. Важно то, что при сегодняшнем устройстве сети Интернет генераторы контента используют сети операторов, не оплачивая трафик. В почтовой же сети это невозможно: оплата доставки почтовой корреспонденции оплачивается издателем газет и журналов. Докладчик отметил, что проблема оплаты трафика стала настолько важной, что крупнейшие европейские операторы связи пытаются совместно разработать ее решение.

Д. Бурков (IBM) свой первый доклад, посвященный политикам распределения адресов в сетях IPV6, сделал от имени КЦ национального домена RU. По утверждению докладчика, сегодня достигнуто соглашение между всеми заинтересованными сторонами, каковыми являются операторы, ICANN и ITU, о сохранении существующей системы распределения номеров. В докладе сделаны ссылки на ряд согласованных принципов и подходов к выделению операторам блоков адресов в сетях IPV6. Во втором докладе Д. Бурков рассказал о видении компании IBM путей развития перспективных сервисов в IP-сетях. Основной идеей является смена фокуса в предоставлении сервисов в Интернете. Если раньше сервисы предоставлялись оператором пользователям, то сегодня сервис в Сети предоставляется членами community друг другу. Т.е. каждый из членов community – обычный пользователь сети – может самостоятельно создавать свои собственные сервисы и делать их доступным все пользователям сети. Это кардинальное изменение в возникновении и предоставлении сервисов нашло свое отражение в предложенной компанией IBM идеологии Web2.0. Появление Web2.0 требует серьезных изменений в подходах к разработке программного обеспечения для оказания новых пользовательских сервисов.

О конвергенции фиксированных и мобильных сетей связи говорила Е.Глинская (Nokia). Требования пользователей к сетевым сервисам: доступность, универсальность, однородность и прозрачность – ведут к развитию технологий создания как конечных устройств, на которые пользователь получает эти сервисы, так и программного обеспечения, обслуживающего их, а также серьезного пересмотра отношений между цепочкой операторов, предоставляющих сервис конечному потребителю. Говоря об ожиданиях пользователя, которые проанализировала компания Nokia, Е.Глинская подтвердила тезисы, высказанные «зелеными».

Е. Ярковец («Стек Софт») предложила участникам обобщенную модель анализа и типизации информационных потоков, полезную и в повседневной жизни, и, особенно, для повышения эффективности компании.

Итак, начинается подготовка к десятому, юбилейному ИНТРУСу, который, судя по всему, задаст новые правила игры. На какой-то уровень выведет он отрасль?..

07.11.2006

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.