Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05 2010 |
Андрей СВИРИДЕНКО  | 05 мая 2010 |
Золотая середина ВКС
Это место на рынке видеоконференцсвязи занимают программные решения на ПК, полагает Андрей Свириденко, председатель правления группы компаний SPIRIT.
Решения для видеоконференций сейчас довольно популярны, прежде всего в среде крупного бизнеса. Но эти продукты закупаются в небольших количествах, обычно исключительно для топ-менеджеров. Обходятся они в десятки и сотни тысяч долларов, а пользуются ими от силы 10–15 человек. За год-два работы с системой ВКС клиенты приходят к выводу, что это удобно, полезно и заметно сокращает затраты на командировки. Возникает желание распространить этот опыт «в массах», т.е. дать возможность пользоваться сервисом максимальному количеству сотрудников. И вот тут оказывается, что масштабировать продукт с 15 пользователей до 500, используя текущие аппаратные решения, невозможно, да и стоимость этих работ очень высока.
С другой стороны, есть Skype, который внедряют изнутри и снизу сами сотрудники. Он бесплатный, намного удобнее телефона, предоставляет множество функций – presence, мессенджер, передачу файлов, видеозвонки и т.п. Однако менеджмент корпораций не приветствует использование Skype, поскольку это неконтролируемая среда. Кроме того, Skype не позволяет проводить видеоконференции даже с тремя участниками, не говоря уж о большем количестве.
Вот и получается, что есть верхний сегмент аппаратных видеоконференций – условно говоря, Tandberg, и нижний – Skype. А в середине нет ничего. Поэтому наиболее перспективным направлением развития систем корпоративных коммуникаций, на мой взгляд, являются видеокоммуникации на основе специального ПО, устанавливаемого на обычный ПК. Это массовый продукт, который стоит недорого, а его экономический эффект больше, чем у аппаратных систем ВКС, в силу глубокой интеграции с другими компьютерными корпоративными приложениями. Это огромный, но не освоенный пока сегмент рынка с большим потенциалом.
Чтобы занять массовый сектор, нужна низкая стоимость видеоконференции. Но российские операторы пока не могут этого обеспечить, так как в аппаратных системах ВКС серверы, терминалы и каналы обходятся очень дорого. А современные многоточечные видеоконференции на ПК построены на гибких и инновационных программных решениях, за счет чего можно очень сильно снизить цены и при этом иметь хорошую маржу. Функций у этих решений не меньше, чем в Skype, да и для бизнеса они больше подходят. Системным администраторам в корпорациях гораздо проще контролировать установленный в компании сервер, чем P2P-сеть Skype. Хотя, конечно, в сфере малого бизнеса и в компаниях, где нет строгих требований к информационной безопасности, вероятнее всего, будут и дальше активно использовать Skype, Sipnet и другие подобные программы.
В этой ситуации и для операторов и для корпоративных пользователей софтверные видеоконференции гораздо интереснее как бизнес и как услуга для массового рынка. Если клиент крупный, то он в состоянии просто купить эту систему, а небольшая компания может воспользоваться моделью SaaS, покупая услуги у оператора, тем более что российские поставщики уже готовятся вывести на рынок такой сервис для среднего бизнеса. икс