Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2013 |
Наталия КИЙ  Александра КРЫЛОВА  Лилия ПАВЛОВА  | 12 марта 2013 |
ТВ под угрозой ДЕДЛАЙНА
Пятнадцатая выставка CSTB, чье сложносоставное название стало просто хорошим брендом, выглядела серьезной и сосредоточенной. Как мотивированный студент во время сессии – слишком много дедлайнов.
Дедлайнов и вправду много. Близится 2015-й – год цифровизации эфира всей Руси. Вот Олимпиаду переживем – и... Крупные компании свои дедлайны по цифровизации вещания в масштабе страны уже выполнили – лидер рынка платного ТВ «Триколор», главные «кабельщики» страны «Ростелеком» и МТС, догоняющие их «ЭР-Телеком», «Акадо», «Билайн». При общем высоком и стабильном росте сектора на 19% в год доля кабельного ТВ в нем снижается (сегодня 56% по абонентам и 60% по доходам – данные iKS-Consulting), спутникового – остается неизменной, а вот IPTV – растет на 9% в год (2,5 млн абонентов), откусывая куски рынка у КТВ.
Эксперты считают, что приближается дедлайн экстенсивного развития операторов-кабельщиков – осталось два-три года. Конкуренция перемещается на поле контента и – качества вещания. А это значит – высокая четкость, HD-контент. «Цифровизация и HD неизбежны, как победа коммунизма», – шутит Дмитрий Багдасарян, директор по фиксированному бизнесу и ТВ компании МТС. «Будущее – за НD» – как мантру, повторяют все участники этого подвижного рынка. Невзирая на высокую стоимость, техническую сложность, затраты на модернизацию оборудования, производство и доставку контента. «Цифровое ТВ стандартной четкости мы забудем, как черно-белое ТВ. Операторы готовы, вопрос за вещателями», – обещает вице-президент Ассоциации кабельного ТВ России Михаил Силин.
Масштабный приход HD ожидают года через два и обращают к РТРС законный, но риторический вопрос: все будут вещать в HD, а вы в SD (standard-definition)?
Конкуренция «все со всеми»
Особенность нынешнего мира ТВ – высокая внутри- и межвидовая конкуренция за экран при общей связности игроков (здесь без соблюдения правил игры, общих интересов и хотя бы частичной интеграции – никак; отрасль работает на свои, а не государственные деньги, ими и рискует). Проводные сети доставки контента конкурируют с мобильными, мобильные – с медиаплеерами. Все вместе – с интернетом. Телерадиокомпании опасливо поглядывают на поставщиков самых разных видеоприложений. Кабельные операторы конкурируют со спутниковыми и пока превосходят их по числу абонентов и доходов; зато безусловный лидер рынка по абонентам – оператор спутникового ТВ. Как уже отмечалось, самые быстрорастущие, несмотря на проблемы с качеством абонентских подключений, – операторы IPTV, прежде всего благодаря усилиям «Ростелекома» и «Билайна».
Несмотря на то что на рынке тесно, появляются новые игроки. Некогда исключительно магистральный оператор «Транстелеком», а пару лет как ТТК – оператор массового рынка доступа в интернет – год назад вышел на рынок кабельного и IP-телевидения малых русских городов с невысокой конкуренцией и приобрел за прошедшее время 100 тыс. телевизионных абонентов (к миллиону пользователей ШПД). Здесь востребованы недорогие пакеты на 60 каналов, не более 150–180 руб. «Используя имеющуюся инфраструктуру, из Москвы передаем сигнал в регионы и через региональные станции добавляем региональный контент. Наш последний освоенный регион – Якутия. Роль таких операторов, как мы, – доставить комплексную услугу triple play во все регионы, даже отдаленные», – говорит Светлана Шамзон, вице-президент ТТК.
ТВ-операторы vs ТВ-каналы: в споре нет истины
Ощущаемая всеми участниками рынка проблема, прорывавшаяся наружу в деловой программе CSTB’2013, – взаимоотношения кабельных и спутниковых сетей с владельцами контента, ТВ-каналами. Одна из их граней – отсутствие компенсаций операторам за бесплатное распространение каналов первого мультиплекса, что подтачивает бизнес-позиции операторов. Недавно ТВ-каналы, вошедшие во второй мультиплекс, обратились с письмом в вышестоящие органы с целью получить, как и первый мультиплекс, статус обязательного распространения в сетях платного ТВ. «Реализация идеи бесплатного распространения первого мультиплекса решила социальную задачу. Если и второй мультиплекс будет бесплатным, это усилит и осложнит ситуацию. Взаимоотношения данных телеканалов с операторами платного ТВ должны иметь коммерческую основу», – говорит Юлия Шахманова, директор по контенту «Триколора». О том, что операторы кабельного ТВ несут затраты на связь и их интересы в этом вопросе надо учесть, напоминает и Виктор Кореш, президент ГК «Акадо». «В такой позиции есть доля рыночного лукавства. Распространение ведущих каналов работает на привлечение клиентуры», – не согласен Алексей Волин, замминистра связи и массовых коммуникаций.
Кроме того, наблюдатели отмечают опасную тенденцию, наметившуюся в бизнесе некоторых операторов, – предлагать абонентам большое количество каналов за небольшие деньги. «Возможно, это попытка защитить свою абонентскую базу в период наступления цифрового эфирного ТВ. Но приводит она к тому, что каналы тематического ТВ с модели платного распространения переходят на рекламную, зарабатывают на смс. Кабельное сообщество должно быть озабочено», – считает М. Силин.
Это укор «Триколору» и, вероятно, «Ростелекому» с растущим числом пользователей кабельного ТВ. «В «Ростелекоме» одна треть абонентской базы уже сидит на нескольких тематических пакетах и каждый пятый использует видео по запросу. Кто-то растет на базе, а кто-то – на ARPU», – кивает на коллег Андрей Холодный, директор проекта «Медийные продукты» «Ростелекома». Коллеги в лице Алексея Куколевского, гендиректора самого «старого» спутникового оператора «НТВ-Плюс», третьего по доходам в секторе, не медлили с ответом: «Не все меряется количеством абонентов. Надеюсь, когда-нибудь у вас будет такое же ARPU, как у нас».
Как вы любите смотреть телевизор?
Меж тем на ТВ-рынок нацеливаются все новые игроки-конкуренты. Усиливается тенденция отказа от традиционного телесмотрения. По данным Ханса Дисча (24iMedia, Голландия), 44% зрителей в мире уже смотрят не живую телетрансляцию, а видео по запросу.
Звучат законные вопросы вроде: зачем вам кабельные и спутниковые сети – может быть, до клиента проще достучаться через интернет? Чтобы не потерять зрителя, надо осваивать новые площадки и форматы общения с ним. Например, еще года три назад о Smart TV разве что говорили. А в этом году CSTB представила небольшую экспозицию Multiscreen & Smart TV. Если год назад процент активации Smart TV (продукта интеграции интернета с современным телеприемником) в России оценивали в 20–25%, то сегодня половина всех обладателей умных телевизоров (3,1 млн домохозяйств) использует их новые возможности.
Здравомыслящие представители new media дают себе отчет в том, что Smart TV займет не более 30–50% рынка теле- и видеосмотрения: очевидный тренд – мобильные платформы во всех дивайсных воплощениях, конкуренцию составят и медиаплееры. Но Smart TV поддерживает традицию домашнего, семейного, комфортного телесмотрения, обеспечивает просмотр так называемого длинного контента, берет на себя 25–45% просмотров на одного уникального пользователя контента. Такие данные приводит компания IVI.RU, обладатель одного из самых больших каталогов легального видео в России и слогана «кино всегда с тобой». По наблюдению специалистов IVI.RU, подтверждаемому практикой каждого из нас, потребление видео изменилось радикально: сериал начинают смотреть утром, продолжают на работе (!) и заканчивают дома, перед большим телевизором.
Смешение моделей, устройств, потребностей, контента, предпочтений, настроений... Всеобщая персонализация теле- и видеосмотрения. Чтобы устраивать всех клиентов вместе и каждого в отдельности, возможностей одной, даже самой успешной и клиентоориентированной компании недостаточно.
По мнению аксакала мирового телевидения Марка Кривошеева, очередная целевая программа развития ТВ или аналогичный ей документ потребует от рынка интеграционного подхода. «Новая целевая программа – это круглый стол. Давайте найдем в себе силы на этот главный решительный шаг», – обращается он к телевизионному сообществу.
Наталия КИЙ
С л е д у ю щ а я с т а н ц и я – T V E v e r y w h e r e
Пора медиаконвергенции
Стремление постоянно находиться у зрителя в «поле зрения» заставляет телеканалы открывать собственные представительства в интернете (за минувший год в Рунете их стало 150), интернет-провайдеров – модернизировать существующие ШПД-сети и заходить с новыми в небольшие города, телеком-операторов – заинтересовывать абонентов своими коллекциями теле- и видеоконтента, конкурируя с поставляющими его интернет-проектами. В этом контексте очень показателен приход в декабре 2012 г. в Россию глобальных участников медиаиндустрии – Google Play и iTunes.
«Многочисленные проекты борются за одну аудиторию пользователей цифрового контента», – констатировала на Мобильном форуме Екатерина Огнева, руководитель департамента информационно-развлекательных услуг «ВымпелКома». Надо признать, потенциально сегодня эта аудитория велика. По данным исследования Google, которые привел в своем выступлении Виталий Стародубов, директор по операционной деятельности компании MegaLabs (100%-ной «дочки» «Мегафона»), 90% всей медиаинформации люди получают на экраны своих устройств по цифровым каналам. И если в мире львиная доля (80%) приверженцев традиционного телевидения пользуется для этого домашним телевизором, значительно меньшая (19%) смотрит ТВ на экране ПК и только 1% – на смартфонах или планшетах, то предпочтения интернет-пользователей совсем другие. Доли тех, кто использует для просмотра телеэкран, и тех, кто нашел ему замену – дисплей ПК, почти сравнялись: 43 и 39%. Еще 18% смотрят телевидение на «умных» мобильных устройствах. Заметим, что пользоваться последними становится все удобнее. Так, представляя на CSTB'2013 ноутбук- трансформер Sony VAIO Duo 11 с сенсорным экраном на базе Windows 8, стендист Sony советовал: «Печатайте в специальном режиме клавиатуры, управляйте легкими касаниями в режиме планшета, а при необходимости установите экран в специальное положение – и используйте его в качестве полноценного Ultrabook».
По данным Ericsson, в 2012 г. более 67% пользователей активно смотрели ТВ- и видеоконтент на планшетах, смартфонах и ноутбуках. «Доступный мобильный интернет сыграл важнейшую роль в трансформации всей телекоммуникационной индустрии, – отмечает Константин Бурыхин, директор по развитию бизнеса TV&Media Ericsson Северная Европа и Центральная Азия. – А сегодня мы меняем представление о телевидении, делая его доступным в любое время и с любого устройства». Разработки компании в области мультиэкранного телевидения, представленные на CSTB, позволяют операторам и контент-провайдерам на практике реализовать новые бизнес-модели.
С одной стороны, кажется, что потребителей цифрового видеоконтента очень много, поле широко, и места хватит всем его поставщикам. С другой стороны, возникает вопрос: а хватит ли времени, которое готов выделить современный человек на получение информации на доступных ему больших и малых экранах? Сегодня, в условиях медиаконвергенции, отметил Д. Багдасарян, директор МТС по фиксированному бизнесу и ТВ, люди просто вынуждены учиться пользоваться разными медиа параллельно.
Эксперты считают, что не останавливающееся ни на минуту развитие технологий вещания видео в интернете, например подготовка стандарта MPEG-DASH, уже в ближайшее время позволит преодолеть проблемы с совместимостью форматов и протоколов, с адаптацией видеоконтента к доступной ширине канала и к многообразию устройств пользователей. И лучшее подтверждение их мнения – тема интернет-телевидения, многократно отраженная в экспозициях участников выставки CSTB’2013 и в их выступлениях в рамках деловой программы.
Успех 3800-часового онлайн-вещания Олимпиады в Лондоне, организованного на платформе Windows Azure Media Services, которое, по данным Натальи Ефимцевой, эксперта по стратегическим (!) технологиям Microsoft, с мобильных устройств посмотрели 15 млн пользователей, подтверждает, что у OTT-вещания, или интернет-телевидения, позволяющего по сетям с негарантированной скоростью доставлять видеоконтент на любые экраны, большое будущее. Неудивительно, что российские универсальные операторы, они же интернет-провайдеры, они же поставщики услуг платного ТВ имеют четкую «дорожную карту» реализации концепции TV Everywhere.
Переходить на мультиэкранное телевидение нужно постепенно, если и опережая реальный спрос абонентов, то ненамного, – такова позиция компании МТС, выбравшей отправной точкой для движения в этом направлении мобильное ТВ.
Второй и другие экраны
Услуга мобильного ТВ, перезапущенная оператором в августе 2011 г., к концу 2012-го насчитывала 1 млн пользователей. Причем если для убеждения телеканалов в необходимости очистки прав на распространение их контента в мобильной среде МТС приходилось давать им некие гарантии, то сегодня, замечает Д. Багдасарян, отчисления от доходов в адрес правообладателей в случае этой услуги часто оказываются выше, чем от услуги цифрового ТВ-вещания. «В 2012 г. мобильное телевидение стало «вторым» экраном для наших абонентов, а значит, требует и отдельных измерений телесмотрения, и выделения в самостоятельный сегмент в структуре рынка платного ТВ», – убежден он. И в этом с ним согласна Елена Крылова, аналитик iKS-Consulting, по словам которой, эта услуга уже вышла за границы рынка дополнительных услуг сотовой связи. По оценкам iKS-Consulting, сделанным на основе данных операторов, к концу 2012 г. в России доходы от услуги мобильного ТВ составили 6,0 млрд руб., а количество ее пользователей приближалось к 3 млн человек.
На 2013 г. МТС планирует мигрировать с платформы своего аутсорсингового партнера, компании SPB TV, на собственную гибридную платформу и предложить абонентам и другие OTT-сервисы, а в 2014-м – дать им возможность смотреть телепередачи на любом удобном для них экране или на всех сразу.
Эту стратегию оператора поддерживает компания Irdeto, представлявшая на выставке свои решения для защиты контента на многих экранах, к чьей системе условного доступа до конца 2013 г. планирует подключить более 100 городов своего присутствия МТС. Как отметил на встрече с партнерами и журналистами Андрей Силанчев, директор по развитию бизнеса Irdeto в России и СНГ, есть четыре основных блока вопросов, которые необходимо решить для реализации концепции многоэкранного телевидения. Во-первых, это управление контентом: сотрудники оператора должны иметь возможность вставить в систему контент в нужном формате и в нужное время. Во-вторых – защита контента, в том числе при помощи надежных бескарточных технологий. В-третьих – его удобный поиск, в-четвертых – монетизация, предполагающая наличие у оператора мультивалютной биллинговой платформы, заранее проинтегрированной с разнообразными платежными шлюзами и позволяющей оператору сохранить время и деньги для реализации любых желаемых бизнес-моделей.
Другой ведущий российский универсальный оператор, «Мегафон», выбрал для защиты премиального контента, предназначенного для своего мультиэкранного телевидения, систему VCAS компании Veri-matrix. Универсальность этой платформе обеспечивает в том числе поддержка нового стандарта адаптивного потокового видео MPEG-DASH (в разработке которого Verimatrix участвует), призванного объединить конкурирующие технологии доставки и вещания видео в интернете – от компаний Apple (HLS) и Microsoft (HSS). «Операторы понимают: поддерживать одну ТВ-сеть, кабельную или спутниковую, для успешного бизнеса уже мало, нужно много экранов и одно средство их защиты», – объясняет высокую посещаемость стенда компании Александр Гитин, ее региональный директор.
Техническая готовность
Окончательное утверждение стандарта MPEG-DASH, запланированное на март этого года, упростит использование сетей доставки контента, или CDN (Content Delivery Network), без которых вещание в интернете невозможно. Неудивительно, что ведущий российский поставщик CDN компания Ngenix, чьи серверные платформы развернуты в 22-х российских городах семи из восьми макрорегионов и уже в двух городах Казахстана, выбрала в качестве фокуса своей экспозиции на выставке CSTB’2013 решения для доставки видеоконтента на приемники Smart TV, десктопы, смартфоны, планшеты и игровые консоли. «Мы считаем неизбежным переход к открытому телевещанию в течение ближайших лет и хотим помочь телеканалам, контент-провайдерам и операторам его сделать», – рассказывал на стенде представитель компании Антон Щербаков.
Поддержать телеканалы и операторов всегда готовы ведущие производители оборудования и известные на рынке платного ТВ системные интеграторы. Компания Motorola Mobility, целый раздел стенда которой назывался Multiscreen, представляла на выставке мощный энергоэффективный транскодер GT-3, способный обрабатывать до 50 HD-программ и за счет применения собственных алгоритмов сжатия обеспечивающий улучшение качества видео при низкой пропускной способности сети, что очень важно при его доставке по сетям с негарантированной скоростью. Это оборудование должно помочь операторам перейти к многоэкранному телевидению, предлагая абонентам такие сервисы, как time-shift-TV и прямые HD-трансляции.
Среди новинок оборудования, которые демонстрировала на CSTB’2013 компания ВИМКОМ, система Multiscreen компании Stream-Labs. Этот аппаратно-программный комплекс позволяет одновременно контролировать несколько источников видео- и аудиосигналов (до 80 каналов на четырех панелях) в реальном времени на компьютерном мониторе, обеспечивая их интеллектуальный анализ по различным событиям, а также поддерживает MPEG TS (SPTS/MPTS) с анализом транспортного потока ETR-290.
Как показала выставка, техническая поддержка концепции TV Everywhere обеспечена, планы ее внедрения операторами сверстаны, так что готовьтесь к переменам, господа телезрители!
Александра КРЫЛОВА
П е р е м е н а о р б и т а л ь н ы х с л а г а е м ы х
Симптоматичная композиция образовалась на сравнительно небольшой площадке одного из павильонов CSTB'2013: живой иллюстрацией космической конкуренции сгруппировались на ней стенды владельцев спутникового ресурса – ГПКС совместно с Eutelsat, Intelsat, SES, «Газпром космические системы», «Интерспутник»… Что, впрочем, не отменяет извечного дефицита этого ресурса в России. Постучав по дереву, скрестив пальцы и сжав кулаки, мы еще раз подпитались надеждой, что планируемые в нынешнем и следующем году запуски семи спутников ГПКС благополучно состоятся.
Примечательно, что некоторые из планов, связанных с развитием СНТВ, представил Николай Орлов, региональный вице-президент Eutelsat. Дело в том, что в конце прошлого года операторы договорились: Eutelsat арендует емкости «Экспресс-АТ2» и «Экспресс-АМУ1» на весь срок их активного существования (15 лет). При этом спутник «Экспресс-АТ2», предназначенный для непосредственного телевещания, ранее планировалось отправить в точку 36E, но теперь решено, что он будет работать в «дальневосточной» орбитальной позиции 140E. «В тесном сотрудничестве с ГПКС мы сможем начиная со следующего года предоставлять операторам СНТВ полное покрытие территории РФ в телевизионном Ku-диапазоне», – отметил Н. Орлов, имея в виду «Экспресс-АТ2» и действующие сегодня спутники СНТВ в точках 36E (Eutelsat 36A, Eutelsat 36B) и 56E («Бонум-1» и DirecTV-1R, арендованный у Intelsat до включения планируемого к запуску в этом году КА «Экспресс-АТ1»).
Что касается 36E, то в 2015 г. эту точку займет «Экспресс-АМУ1» – современный тяжелый КА (до 70 транспондеров в Ku- и Ка-диапазонах). О том, что этот спутник появится в принципе, широкая общественность узнала только в ноябре прошлого года, когда ГПКС объявил конкурс на его создание. Под занавес 2012 г. был объявлен и победитель конкурса – EADS Astrium. Операторы считают: новый аппарат расширит нынешнюю вещательную инфраструктуру орбитальной позиции, что позволит предоставлять больше услуг телевещания и интерактивных приложений операторам СНТВ – «НТВ-Плюс» и «Триколор ТВ», арендующим транспондеры спутников в этой точке. К слову, «Триколор ТВ» в дни выставки объявил о подключении 12-миллионного абонента. По словам Александра Макарова, генерального директора компании, к концу нынешнего года прогнозируется рост абонентской базы оператора до 14,5 млн, из которых 3,5 млн будут подписаны на услугу HDTV.
По словам Н. Орлова, «Экспресс-АМУ1» предоставит не только интерактивные приложения для платформ СНТВ, но и полноценный ШПД: «По сути, речь идет о маленьком Ka-Sat'е». ШПД через лучи принадлежащего Eutelsat спутника Ka-Sat, покрывающие ограниченные территории России (Калининград, Санкт-Петербург и область, Москву и область), предоставляется с середины 2012 г. и, как отметил Юрий Прохоров, генеральный директор ФГУП «Космическая связь», этот проект «бешено развивается»: за полгода дистрибьюторы ГПКС инсталлировали около 1200 абонентских терминалов. В 2013–2014 гг. космический флот ГПКС должен пополниться тремя спутниками с транспондерами Ka-диапазона – и похоже, с 2015 г. партнеры будут параллельно развивать в России спутниковый широкополосный доступ.
Интригу же спутникового ШПД на CSTB'2013 создал оператор «РуСат», накануне объявивший начало предоставления частным и корпоративным пользователям услуг спутникового широкополосного доступа в интернет Ku-диапазона на новом спутнике ГКС «Ямал-402» под брендом KiteNet. Особенности этого «Воздушного змея в сети» – низкая стоимость спутникового интернета и простота подключения. Как отметила Светлана Шабалина, заместитель гендиректора «РуСат» по коммерческой деятельности, компания понимает, что технологии спутникового ШПД Ka- и Ku-диапазонов будут конкурировать, однако эта конкуренция в любом случае пойдет на пользу абонентам. К слову, в 2015 г. российскую орбитальную группировку пополнит еще один спутник с транспондерами Ka-диапазона – «Ямал-601». Как сообщил Дмитрий Севастьянов, генеральный директор «Газпром космические системы», конкурс на создание этого космического аппарата планируется провести в текущем году.
Возвращаясь к теме СНТВ, отметим, что в этом направлении потенциал еще одной орбитальной позиции – 75E – планирует раскрыть «Интерспутник». Сейчас в ней работает спутник ABS-1 (бывший LMI-1), транспондеры которого не предназначены для непосредственного телевещания. Однако, как сообщил Тимофей Абрамов, коммерческий директор «Интерспутника», в III квартале этого года в 75E планируется запустить спутник ABS-2, российский луч которого обеспечит распространение ТВ-сигнала с уверенной энергетикой практически на всю территорию РФ. При этом транспондеры спутника могут использоваться как для нужд СНТВ, так и для создания сетей передачи данных. «В силу своего уникального расположения точка 75° в.д. дает возможность одним аппаратом покрыть более 70% территории России, – отметил Т. Абрамов. – Для этого требуется два-три аппарата в других орбитальных позициях, что значительно удорожает аренду ресурса». По словам Т. Абрамова, в настоящее время практически все транспондеры вещательного Ku-диапазона на ABS-2 законтрактованы, однако свободная емкость еще может появиться, если ряд клиентов ABS-1, имеющих опции на расширение, ими не воспользуются. Кроме того, в перспективе в эту же точку возможен дозапуск второго спутника ABS-2A, на котором также будут присутствовать частоты для СНТВ.
Похоже, эта перемена орбитальных слагаемых обещает в сумме заметное уплотнение конкурентной среды спутниковых операторов, как первичных, так и вторичных, и как следствие – рост числа абонентов спутникового ШПД и СНТВ. А может, даже будет наконец снята 15-летняя напряженка со спутниковым ресурсом...
Лилия ПАВЛОВА