Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05-06 2016 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 14 июня 2016 |
Грамотный заказчик как стратегический актив
Российский рынок услуг дата-центров, несмотря на макроэкономические проблемы, активно растет в рублях. Растет и качество возводимых объектов, что невозможно без грамотных заказчиков.
На конференции Data Center Design & Engineering 2016, которую традиционно проводит журнал «ИКС», основатель агентства iKS-Consulting Татьяна Толмачева, рассказывая об очередном исследовании российского рынка коммерческих дата-центров, отметила проявившееся в 2015 г. изменение поведения потенциальных заказчиков при выборе ЦОДа. Исследование, которое охватило российские компании среднего и крупного бизнеса, имеющие более 150 сотрудников, показало, что корпоративный потребитель стал по-настоящему системно подходить к выбору дата-центра и увязывать свои бизнес-задачи с ИТ-требованиями к ЦОДу. Кроме того, многие заказчики либо научились сами переводить ИТ-требования к дата-центру на язык параметров инженерных систем, либо обращаются за таким «переводом» к консультантам.
ДемоЦОД в помощь
В принципе практически все игроки рынка дата-центров готовы помочь заказчику и с выбором коммерческого ЦОДа, и с постройкой своей корпоративной площадки. О типичных ошибках при проектировании, строительстве и эксплуатации дата-центров рассказал консультант по сопровождению жизненного цикла инфраструктуры ЦОДа Schneider Electric Юрий Драбкин. Он также напомнил, что, поскольку в ходе эксплуатации могут меняться задачи бизнеса, то даже изначально правильно построенный ЦОД должен регулярно проходить комплексный аудит, чтобы оптимизировать существующее решение для выполнения новых задач.
Ну а компания Rittal, как сообщил менеджер по продукции для ИТ-инфраструктуры Александр Нилов, готова предоставить заказчику даже полноценный демонстрационный ЦОД для тренингов его службы эксплуатации. Этот демоЦОД, имеющий все элементы, которые необходимы для проведения испытаний, позволит специалистам заказчика получить опыт живой эксплуатации дата-центра, оснащенного именно тем оборудованием, которое внедряется в его ЦОДе или работает в нем.
Грамотные заказчики уже понимают, что служба эксплуатации должна появляться у дата-центра задолго до начала самой эксплуатации. Независимый эксперт Денис Тукалевский считает, что как минимум один сотрудник службы эксплуатации должен включиться в работу на этапе формирования концепции будущего ЦОДа, и это должен быть настоящий профессионал – он должен понимать, что такое дата-центр, знать слабые и сильные стороны разных технологических решений, а также особенности их эксплуатации. На этапе строительства служба эксплуатации, численность которой будет постепенно увеличиваться, должна контролировать все работы, особенно скрытые, участвовать в испытаниях и приемках всех систем ЦОДа, а после его запуска – следить за тем, чтобы все работы и изменения в дата-центре согласовывались со службой эксплуатации.
Приоритеты и стандарты
Качественно изменились и основные факторы выбора заказчиком коммерческого дата-центра. Хотя стоимость услуг ЦОДа для клиента остается на первом месте (в опросе iKS-Consulting это отметили 18% респондентов), но при предварительном отборе площадок заказчики сначала интересуются уровнем резервирования, временем автономной работы и системой безопасности ЦОДа и затем уже сравнивают цены площадок, имеющих нужные параметры. В числе приоритетов фигурирует также наличие у дата-центра признанных в отрасли сертификатов, квалификация персонала и соответствие ЦОДа международным стандартам. Раньше сертификаты считались дополнительной статусной опцией, а сейчас они воспринимаются как знак качества и документальное подтверждение заявленных характеристик дата-центра. Например, сегодня 26 российских дата-центров имеют те или иные сертификаты Uptime Institute и половина из них являются корпоративными ЦОДами.
Кстати, скоро к используемым российскими создателями ЦОДов стандартам, в настоящее время в основном зарубежным, добавятся отечественные документы. Член правления Ассоциации участников отрасли ЦОД и ответственный секретарь Технического комитета (ТК 120) по стандартизации «Центры обработки данных» Дмитрий Басистый рассказал об успехах в создании первого такого стандарта: в марте Росстандарт официально объявил о начале публичного обсуждения первой редакции проекта национального стандарта с предварительным названием «ЦОД. Инженерная инфраструктура. Стадии создания». Следующим этапом будет подготовка доработанной редакции проекта и ее новое обсуждение. А на подходе проект стандарта «Центры обработки данных. Инженерная инфраструктура. Операционная модель эксплуатации. Спецификации», заявленная цель которого – формирование и принятие единого, процессно-ориентированного подхода к организации эксплуатации инженерной инфраструктуры ЦОДа. Предполагается, что он будет обнародован для публичного обсуждения в мае-июне 2016 г.
Сами с усами
Можно также сказать, что российский рынок сейчас переходит некую психологическую границу восприятия самой идеи использования услуг коммерческих дата-центров. По данным iKS-Consulting, 64% опрошенных компаний используют только свои технологические площадки, 10% имеют дело лишь с коммерческими ЦОДами, а 26% используют смешанную модель. Однако часть тех, кто пользуется исключительно собственными дата-центрами, уже готовы рассматривать возможность переноса хотя бы некоторых ресурсов на коммерческие площадки. Так что через пару лет клиентами коммерческих ЦОДов может реально стать половина компаний. Этому способствуют и низкие по мировым меркам цены на услуги colocation в российских дата-центрах, и рост конкуренции среди провайдеров услуг ЦОДов. Правда, в глобальных масштабах российский рынок коммерческих дата-центров с его нынешними 28,7 тыс. стоек по-прежнему выглядит более чем скромно: там объем составляет $22 млрд, у нас – порядка $205 млн (или 13,8 млрд руб.), но потенциал рынка большой, а рост его в рублевом эквиваленте составляет недостижимые для многих отраслей экономики 18%.
Интересен в этом отношении опыт постройки резервного дата-центра торговой сетью «Мария-Ра», работающей почти в двух сотнях населенных пунктов Сибири. По меркам столичных ЦОДов он, можно сказать, микроскопический, в нем всего одна серверная стойка, а его площадь – 36 кв. м, но это нисколько не умаляет опыт заказчика. Как рассказал руководитель управления системного администрирования компании Сергей Псарюк, изначально строить собственный ЦОД не хотели, но ситуация с услугами коммерческих дата-центров в Барнауле оказалась просто аховой. Поэтому пришлось выбирать подходящее помещение с двумя вводами электропитания, решения для инженерных и ИТ-систем. Приключений было немало: так как лифта в здании не было, оборудование на второй этаж затаскивали через окно; собственники здания не разрешили монтировать уличные блоки кондиционеров на фасаде и их пришлось, меняя проект, установить на крыше; 3 км оптического кабеля тянули через канализацию «Ростелекома» и по уличным столбам с долгой и тяжелой эпопеей получения техусловий и заключения договора с «Ростелекомом». В итоге вместо запланированных шести месяцев строили ЦОД целый год, но он получился правильный – с резервированием инженерных систем, системами пожаротушения, диспетчеризации и контроля доступа, и теперь компания взялась за проектирование нового основного ЦОДа. Так что провайдерам коммерческих дата-центров, которые намерены идти в регионы, стоит учитывать, какие их там ждут заказчики.