Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2008
Сергей Ю. КУЗНЕЦОВ  11 ноября 2008

«Умный» поиск не конкурирует с «Яндексом»

Вертикальный поиск и агрегация – это одно и то же? В чем здесь бизнес и как здесь заработать? Отвечает Сергей КУЗНЕЦОВ, основатель компании SmartUs, одного из лидеров в области товарного поиска в Рунете.

Сергей Кузнецов, SmartUs– На самом деле у слова «агрегатор» два значения. Во-первых, так называют тех, кто пытается использовать чужой контент для построения сайтов, оптимизированных под поиск. Часто это такая разновидность поискового спама. А во-вторых, агрегация используется в разных видах тематического поиска, например в поиске «Яндекса» по новостям. 

Мы в SmartUs'е агрегируем разные типы информации по самым разным потребительским тематикам. На Auto.SmartUs.ru – новости, обзоры, объявления о продаже автомобилей, результаты крэш-тестов, фото, видео и др. В других вертикалях SmartUs'a мы агрегируем информацию о московской инфраструктуре, о различных гаджетах и так далее. Вся эта агрегация направлена в сторону «умного» вертикального поиска.

– То есть вы в этом проекте выступаете конкурентом «Рамблера», который тоже ведет работу по вертикальному поиску?

– Да, «Рамблер» движется в ту же сторону. Однако слово «конкуренция» кажется мне неуместным, поскольку мы не стараемся победить друг друга. У «Рамблера» – своя модель, у нас – своя. Какая-то со временем окажется лучше.

– Но ведь вашему проекту придется как-то «перетягивать» к себе пользователей от грандов Рунета?

– У нас – тематический поиск. В перспективе мы рассчитываем получить УТП – универсальный торговый поиск, семейство вертикальных поисковых сайтов по различным торговым тематикам. Такой поиск скорее дополняет то, что делают «большие» поисковики, и если пользователи Рунета будут с помощью нашего ресурса искать информацию об автомобилях или цифровых устройствах, это не окажет серьезного влияния на бизнес «Яндекса» или Google. К этим порталам люди будут обращаться по другим вопросам.

Наш поисковик– нишевый, а конкурентная ситуация в нишевых сегментах отличается от конкуренции на поле полнотекстового поиска, где играют крупные игроки.

– Вы назвали вертикальный поиск «умным». Почему?

– Вертикальный поиск – это одна из моделей улучшения существующего полнотекстового поиска, основные недостатки которого – низкая релевантность и бедный интерфейс.

Помимо изначального ограничения поисковой области, предусмотренного моделью вертикального поиска, необходимо также заранее отобрать только релевантные сайты. Кроме того, выдаваемая информация должна определенным образом структурироваться. Например, на портале Auto.SmartUs сведения о любом автомобиле из каталога разносятся по рубрикам: отдельно выдаются все новости про этот автомобиль, отдельно обзоры, отдельно крэш-тесты и т.д.

– Как и у полнотекстовых поисковиков, основной источник дохода поисковика тематического – реклама?

– Разумеется, у нашего проекта рекламная бизнес-модель, которая предполагает не только продажу рекламы у нас на сайте, но и запуск партнерской программы. Кроме того, мы планируем развивать B2B-направления, связанные с выделением платных мест в листингах, и различные виды рекламы, привязанные к результату, – так называемые performance ads.

– Ведущих российских провайдеров доступа в качестве партнеров не рассматриваете?

– Партнерские отношения взаимовыгодны компаниям, у одной из которых интересный контент, а у другой – большой трафик. Несмотря на то что у провайдеров доступа в Интернет огромное количество пользователей, их сайты и порталы не отличаются высокой посещаемостью: по статистике, у них бывает две, максимум пять тысяч человек в день.

– Насколько важен для бизнеса тематического поиска маркетинг?

– В любом бизнесе должен быть баланс между продуктом и продвижением. За первый отвечают технологии, за второе – маркетинг. Если поисковик плохо ищет, то какими бы искусными ни были его маркетологи, ничего хорошего не получится. А времена, когда поисковик, если он хорошо искал, обходился и без маркетинга, прошли в тот момент, когда Интернет стал массовым продуктом.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!