Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2006
Лилия ПАВЛОВА  01 января 2006

Неисправимый оптимист и "анархист" Оуэн КЕМП

ДОСЬЕ “ИКС”

Оуэн-Кристофер КЕМП родился в Великобритании в сентябре 1958 г. Отец – британец, мама – австрийка. Среднюю школу закончил в Англии, после чего переехал в Австрию. Высшее образование по специальности «инженер электросвязи» получил в техническом колледже в Вене.

В Hewlett-Packard – с 1978 г. В 1995–1997 гг. работал в России: реализовал инвестиционный «Проект Тройка» собственной разработки, в результате чего за 2,5 года бизнес НР в России вырос в 3 раза. Затем был отозван в глобальную компанию, где возглавил финансовое подразделение. В ноябре 2003 г. Оуэн Кемп вернулся в Россию в качестве генерального директора представительства НР, сохранив за собой пост вице-президента глобальной компании HP. Хобби – горные лыжи, горный велосипед, парусный спорт. Женат, растит дочь.


Выбор? Судьба!

Еще студентом колледжа Оуэн познакомился с продукцией НР – приходилось работать с осциллографами, сканерами, анализаторами спектра. Техника ему нравилась – удобная, надежная, современная. Именно тогда он стал задумываться: «Вот бы работать в такой компании», тем более что представительство НР находилось здесь же, в Вене. Наконец решился: нашел номер в телефонном справочнике, позвонил: «Учусь на инженера электросвязи; можно к вам на работу устроиться?» – «Приходи». Студента Кемпа приняли на работу «техническим рабом» – штатным инженером, ответственным за оборудование. Надо сказать, что в Венском офисе, отвечавшем за продажи на рынке ЕМЕА, Оуэн со своими инженерными знаниями пришелся как нельзя кстати. И тем не менее вскоре он переходит в отдел продаж – НР всегда концентрировалась на клиентах, на развитии технологий для общества, поэтому переход из технологической сферы работы в область обслуживания был вполне логичен.

Первые самостоятельные шаги г-на Кемпа в качестве менеджера отдела продаж были сделаны на рынках Восточной Германии и Болгарии. Постепенно география деятельности расширялась: под его началом уже работали люди в представительствах разных стран региона ЕМЕА. Позиции сменялись практически каждые два года. В этой «смене позиций» были и этапные моменты: например, двухгодичная «экскурсия» в отдел управления финансовыми потоками (опыт, приобретенный в финансовом подразделении, до сих пор помогает ему в маркетинговой деятельности); работа в странах Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки, Азии и, наконец, в России; затем – в глобальном офисе в Нью-Йорке и снова в России…

«Я думаю, моя работа с развивающимися рынками – это судьба, – говорит Оуэн Кемп. – Если бы тогда, в 1978 г., в Венском офисе занимались только научно-исследовательской деятельностью, я, возможно, продолжил бы свою карьеру именно в этом направлении, стал техническим специалистом. Но поскольку они занимались продажами на развивающихся рынках, очень скоро и я включился в эту работу».

Между Австрией и Россией

Впервые Оуэн Кемп увидел Москву в 1978 г. – это было двухдневное знакомство, оставившее массу впечатлений. Но «настоящий» приход в Россию с собственной амбициозной программой состоялся лишь через 17 лет… К тому времени уже был накоплен уникальный опыт работы на развивающихся рынках, позволивший Кемпу иметь собственное мнение относительно методов маркетинговой и инвестиционной деятельности компании. В то время как многие его коллеги-менеджеры хорошо разбирались в западных рынках, Оуэн оказался практически единственным в НР руководителем со знанием работы на обширном сегменте развивающихся рынков. Это давало ему право подвергать сомнению устоявшиеся практики и методы, которыми традиционно пользовалась компания на зрелых западных рынках. Он утверждал, что Западу есть чему поучиться у развивающихся рынков и пришло время сменить «старую пластинку» (за нестандартное мышление и неожиданные решения Кемп прослыл в глобальной НР «анархистом»).

Оценивая свою деятельность в качестве регионального маркетинг-менеджера, отвечающего за 140 стран региона ЕМЕА, г-н Кемп с особым удовлетворением отмечает работу в Африке и на Ближнем Востоке, где в 90-е годы под его руководством было открыто несколько представительств, разработаны новые методы ведения бизнеса и реализованы программы продвижения новых технологий даже в странах с низкой покупательской способностью. К тому же периоду относится реализация «Проекта Тройка» в России. «В рамках своей маркетинговой деятельности я разработал тогда план прорыва на рынке России, – рассказывает Оуэн Кемп. – Но план был настолько амбициозен, что никому не хватало смелости взяться за его реализацию. И тогда мой руководитель сказал: «Раз уж ты составил такой замечательный план, поезжай-ка в Россию и реализуй его». А мне и самому было интересно, в частности хотелось доказать, что проект может существовать не только на бумаге. И план был успешно воплощен в жизнь».

«Региональные» успехи не остались незамеченными, и руководство решило, что пора выводить Кемпа на глобальный уровень. Работа в Нью-Йорке в международном офисе НР стала следующей ступенью в карьере. Однако Россия «не отпустила»: в 2003 г. глобальная компания приняла инициативу BRIC, определившую самыми перспективными рынки Бразилии, России, Индии и Китая, и для усиления позиций НР на российском рынке была утверждена кандидатура Оуэна Кемпа, человека, который может взять на себя ответственность за многомиллионные инвестиции в российский рынок. «Я очень рад, что оказался именно здесь, – говорит г-н Кемп сегодня. – Развивающиеся рынки с экономической точки зрения для меня наиболее интересны. Знаете, как в хоккее на льду: важно не поспеть за шайбой, а понять, где она окажется в следующую секунду. Вот если экономическое развитие рассматривать в этой ассоциации, то «шайба» в следующий момент окажется на развивающихся рынках. И мне посчастливилось участвовать в этой игре».

Пас-подача «ИКС»

– Потребовалось ли вам специальное образование, чтобы стать успешным менеджером?

– Специального образования я не получал, но НР потратила много времени и усилий на мое профессиональное развитие (обучение маркетингу в специальных центрах НР). Я очень горжусь, что мне довелось преподавать на курсах МВА, хотя сам я там никогда не учился.

– Какие качества цените в людях и какие не приемлете?

– Мне приятны конструктивно настроенные, оптимистичные люди, открытые, «с искрой в глазах», с интересом к тому, что они делают. Чего совершенно не переношу – у меня просто аллергия на таких людей – когда человек расходует все свои интеллектуальные способности на то, чтобы объяснить мне, почему что-то не получится. В общем, пессимизм.

– К какому типу руководителей себя относите?

– Я считаю себя человеком очень открытым, и мои сотрудники должны воспринимать меня как источник опыта, как средство поддержки. Но поскольку я как бы капитан корабля и должен, маневрируя, вести этот корабль успешным курсом, иногда мне приходится давать какие-то рекомендации, не во всем поддерживать. Тем не менее двери моего кабинета всегда открыты, ко мне всегда можно прийти за советом, поделиться своим мнением. Политика «открытых дверей», думаю, многому помогла и позволила добиться большего участия моих сотрудников в жизни компании.

– Какими чертами собственного характера вы довольны, а какими нет?

– Я патологический оптимист – считаю, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст. И пытаюсь заразить этим ощущением окружающих. И еще один момент: я всегда верен союзу души и тела. Или, если хотите, головы и тела. Какой бы золотой ни была голова, но если она посажена на слабые плечи и физически неразвитое, больное тело, ничего хорошего не получится, когда надо будет «поднажать», сконцентрировать усилия на достижении цели. Чтобы держать себя в форме, последние 20 лет я делаю ежедневные пробежки. Они помогают мне эффективно противостоять стрессам – рекомендую это всем.

Что касается негативных сторон, то это, пожалуй, излишняя эмоциональность. С одной стороны, она позволяет сопереживать, ставить себя на место другого. Но иногда, если требуется скорость, эффективность в принятии решений, эмоции могут мешать.

– Приходится принимать трудные решения?

– В частности, мне всегда было тяжело поддерживать баланс, равновесие между семейной жизнью и работой. Я 18 лет работаю за пределами Австрии, где живет моя дочь, которой сейчас 14. Конечно, я стараюсь несколько дней в месяц побыть дома с семьей, но не могу себе позволить быть рядом постоянно. Сейчас нам помогают технологии: я ежедневно общаюсь с дочкой с помощью web-камеры. Мы разговариваем на все темы, которые могут волновать 14-летнюю девочку, и пока я не вижу поводов для беспокойства за нее. Если такой повод, не дай Бог, появится, конечно, сделаю единственно правильный выбор: поеду в Австрию и буду работать там.

– Каким себя представляете лет в 70–80?

– Ну, до этого надо еще дожить… По большому счету, предпочитаю не задумываться об этом, но ежедневно встаю в 6 утра и бегаю, в том числе для того, чтобы наслаждаться жизнью и в преклонном возрасте.

– Когда были школьником, не мечтали стать актером? Вы очень похожи на «Джеймса Бонда последней версии» – Пирса Броснана.

– Никогда не думал об актерской карьере. Но мне нравится находиться на сцене, проводить презентации… Может быть, когда закончу карьеру в НР, пойду в актеры?..

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!