Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2006
Алексей ШАЛАГИНОВ  01 мая 2006

Вся власть абонентам! Британская революция в телекоме

British Telecom на рубеже эпох и технологий

К концу XX века BT напоминала рудимент былого имперского могущества: громоздкая структура управления, сложность администрирования и технической поддержки и, как следствие, высокие затраты на обслуживание и внедрение новых технологий. Большинство телефонных станций ВТ были либо аналоговыми, либо цифровыми, но морально устаревшими. BT поставляла на рынок услуги и продукты, которые не были интегрированы, имели собственные системы управления и администрирования. Сумма технологий не давала нового качества услуг.

Системный кризис отрасли в начале века не обошел стороной и ВТ. Конечно, компания устояла после убытков из-за 3G-лицензий и чрезмерных надежд на технологии «электронной экономики», однако ей пришлось отказаться от многих амбициозных проектов (от планов слияния с американской AT&T, например), уйти с рынка Индии. Настало время переосмысления приоритетов и принципов ведения бизнеса, которые уже явно перестали соответствовать современным требованиям.

Проект 21CN

ВТ решила не идти по пути поиска «технологии-панацеи» (NGN, broadband, мультисервис…), а переосмыслить свою бизнес-модель, встав на точку зрения абонента. Вместо ориентации на оборудование и технологии было решено поставить во главу угла «пользовательский опыт», т.е. то изменение качества жизни пользователя, которое рождает новые услуги при комплексном их применении. ВТ обозначила свою цель как переход от бизнес-модели «битовой трубы» к модели «портала услуг». Компания намерена стать для пользователя единой точкой доступа к услугам: с оплатой по единому счету, вне зависимости от поставщика услуг.

Технологии же должны определяться требованиями услуг. От не оправдавшей себя концепции интеллектуальной сети был намечен переход к «сетевому интеллекту» – сети, способной легко вводить новые услуги.

Программа реорганизации бизнеса ВТ, начатая в 2002 г., получила название «21 Century Network» («Сеть 21 века»). Она предусматривает почти десятикратное сокращение расходов на обслуживание. Вначале капитальные затраты все-таки неизбежны: при стоимости всего проекта 21CN 10 млрд фунтов стерлингов BT планирует до конца текущего десятилетия ежегодно инвестировать в него 2–3 млрд ф. ст. Однако уже в 2008–2009 гг. это обеспечит ВТ экономию капзатрат в 1 млрд ф. ст. ежегодно. Экономия будет достигнута прежде всего за счет упрощения структуры сети, перехода от нескольких взаимодействующих сетей к единой мультисервисной.

До 2015 г. ВТ планирует произвести полную замену традиционных сетей на структуру сети нового поколения на основе IPv6/MPLS/WDM и мультисервисных узлов оптического доступа, чтобы в результате получить конвергентную сеть, в которую будут интегрированы услуги фиксированной и мобильной связи.

Найти правильный путь в столь масштабном и амбициозном проекте, за которым уже несколько лет наблюдает весь телекоммуникационный мир, оказалось непросто. Около трех лет ушло на разработку концепции, консультации с компаниями-поставщиками оборудования – как с давними партнерами ВТ (Ericsson, Alcatel, Ciena, Cisco и др.), так и с новыми вендорами (Huawei).

Постепенный перевод трафика телефонной сети общего пользования в IP-сеть начнется в текущем году. Первая стадия пилотного проекта предусматривает перенос трафика телефонной сети между тремя основными сетевыми узлами, расположенными в Кембридже и районах «большого Лондона» Вулвиче и Фарадее, через IP/MPLS-сеть. К 2008 г. BT планирует перевести на IP-сети более 50% трафика традиционных телефонных сетей. Но конкретные сроки, когда традиционные сети будут «отправлены на заслуженный отдых», пока не установлены.

К 2009 г. большинство пользователей получат возможность самостоятельно управлять пакетом услуг через вебпортал благодаря подключению через широкополосные линии xDSL. Для доступа абонентов было решено использовать MSAN, которые одинаково хорошо подходят как для замены АТС при реконструкции традиционной сети, так и для использования в качестве медиашлюзов сети нового поколения. Голосовые вызовы будут преобразованы на MSAN в IP-пакеты для транспортирования через IP-сеть.

Монтаж и подключение таких узлов доступа происходит очень быстро и с минимальными затратами, поскольку MSAN – это фактически «АТС в одном стативе»: модуль пользовательских интерфейсов, источник питания и батареи, абонентский и цифровой кросс, климатическая установка, создающая необходимую среду для работы оборудования, размещенного в гер метичном, защищенном от внешних воздействий корпусе.

Впрочем, для снижения затрат недостаточно одного лишь упрощения сетевой платформы, которая сегодня управляется при помощи 1500 различных прикладных программ. Проект 21CN нацелен также на облегчение и унификацию управления, реинжиниринг бизнес-процессов в масштабах всей компании.

Абонент управляет услугами

Однако главной задачей 21CN является расширение спектра услуг и «пользовательского опыта» абонентов. Клиент получит власть над услугами и будет управлять ими при оснащении его терминала функциями простого браузера. Ему не придется каждый раз звонить в BT, чтобы добавить, отменить или изменить заказанные услуги.

Внедрение этой функции требует нового подхода к системам поддержки. По расчетам, уже через пять лет восемь из десяти операций по управлению набором услуг пользователь сможет выполнять самостоятельно. ВТ намерена продолжать и обычную поддержку пользователей, желающих оставаться в рамках привычного сервиса.

Другая цель проекта 21CN – повысить скорость ввода новых продуктов и услуг. Для этого функциональные модули для создания услуг будут использоваться многократно в различных приложениях. При этом разработка новых сервисов пойдет гораздо быстрее за счет комбинации имеющихся общих функциональных модулей (пакеты услуг для индивидуальных и корпоративных пользователей см. на сайте www.btplc.com).

По идеологии проекта сеанс связи должен соединять индивидуумов, а не телефонные номера и SIM-карты. Например, услуга Bluephone: универсальный номер для фиксированного и мобильного телефона абонента. Когда абонент находится дома или в офисе, все вызовы на его мобильник будут автоматически направляться на фиксированный телефон, тем самым экономя его средства, улучшая качество связи и разгружая трафик мобильной сети. Мобильный терминал с беспроводным интерфейсом Bluetooth даст возможность отвечать на вызовы с фиксированного аппарата, не подходя к нему. Вне дома или офиса мобильный терминал будет работать как обычный сотовый телефон GSM или 3G.

***


По своим масштабам и широте охвата 21CN, пожалуй, самый крупный проект в истории BT. Речь идет о коренной реорганизации всего бизнеса – не только о реконструкции сети. Компания BT рассчитывает завершить часть 21CN по полной миграции сети через пять-шесть лет.

Более того, это открытый проект. Программа Pathfinder, разрабатываемая в отделении BT Wholesale, предназначена для распространения услуг 21CN через другие сети. В рамках программы Consult21 компания BT работает с партнерами, распространяя идеи проекта 21CN, давая возможность своим крупным клиентам влиять на его развитие.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!