Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2007
Евгений СИЗОВ  01 марта 2007

«Связной» на оперативной связи

"Связной" - федеральная розничная торговая сеть, дистрибьтор производителей мобильных терминалов, дилер крупнейших операторов сотовой связи. Начиналась с торговой точки на "Горбушке". На сегодняшний день - 1200 салонов в 250 городах РФ. Обладатель премии Best Retail-2006  в номинации "Лучший проект формата салон мобильной связи"

Е. Сизов Технологию определили обстоятельства

Достоинства спутниковой связи для «Связного», с одной стороны, во временно’й области (оперативность подключения торговой точки на начальном этапе ее работы), с другой – в области экстерриториальности (получение обслуживания в любой точке).

Стоимость каналов наземной и спутниковой связи примерно одинакова. Однако в плане доступности спутниковая несколько проигрывает. В ее каналах случаются «естественные» перебои связи, возникающие, например, от солнечной интерференции, и ряд других, обусловленных природой радиосвязи. Несмотря на это, есть большая доля вероятности, что в 2007 г. количество точек «Связного», работающих на спутниковой связи, будет расти.

Спутниковая связь в сети «Связного» используется в основном в качестве «последней мили» для вновь открываемых точек, находящихся вне зоны действия наземных операторов, или как временное решение до создания оптоволоконного подключения.

Одно из условий открытия магазина – наличие с ним связи, без которой невозможно оперативное проведение платежей наших клиентов за услуги сотовой связи, ЖКХ и многие другие. Оперативная связь с центром нужна и для своевременного изменения цены, что может сильно повлиять на объем продаж. А упустить клиента не дает связь между салонами, позволяющая переадресовывать его из одного салона в другой.

Другой наш товар – оплата услуг сотовых операторов. Здесь цена вопроса – время поступления на счет. Во всех салонах на территории России деньги зачисляются максимум через 10 минут, а фактически – в течение минуты. Без связи такой сервис обеспечить невозможно.

При открытии салона связь должна быть установлена в течение двух недель. Сегодня даже наземных операторов, которые в состоянии выдержать такие сроки, можно по пальцам перечесть. «Ростелеком» или МРК строят канал месяца два, в лучшем случае – месяц. Они, на наш взгляд, очень инертны. А там, где вообще нет наземных операторов, остается лишь спутник.

Еще одно применение VSAT – создание прямых магистральных спутниковых каналов, позволяющих исключить «интернетовские» отрезки и «замкнуть» сеть, сделав ее полностью выделенной, с собственным центром управления, – пока только в планах. Реализовав их, мы получим полный контроль над корпоративной сетью и уберем присущие Интернету временны’е задержки. К сожалению, на спутниковые временны’е задержки повлиять нельзя.

Топология корпоративной сети – «звезда» с единым информационным центром всей группы компаний «Связной». Лучи обслуживают разные операторы, в том числе и спутниковые – «СТЭК.КОМ» и «Айпинэт». Но оборудование разных производителей работе не мешает: его мы видим в качестве Ethernet-порта, который предоставляют спутниковые операторы в точке потребления сервиса. Со стороны центрального офиса спутниковый канал для нас – тоже Ethernet-порт, а по сути – некая среда передачи с определенными характеристиками (например, специфичной временно’й задержкой).

Никаких специальных приложений, за исключением VoIP, мы не используем, а оборудование (и Gilat Sky Edge, и HNS DirecWay 7000) обеспечивает этот сервис. Правда, недавно у нас на оборудовании Gilat перестал передаваться почтовый трафик. Но мы его пустили вне оборудования уплотнения трафика, и проблема разрешилась. Однако, что ее породило, пока не разобрались.

Операторов определила стратегия

Уровень цен и сервиса у «СТЭК.КОМа» и «Айпинэта» примерно одинаков, но в части обслуживания есть некоторые различия. Первое – покрытие территории. «Айпинэт» предоставляет связь не во всех необходимых нам точках, поскольку зона покрытия его спутника – «Ямал-201» – более ограничена, чем у «Экспресса-АМ1», используемого «СТЭК.КОМом». Тем не менее работать с двумя операторами – наша принципиальная позиция: всегда должна быть альтернатива. Сегодня через спутник обслуживается 42 торговых салона из 1235, типовой канал – 256 кбит/c.

С «Айпинэтом» мы сотрудничаем всего 4 месяца (6 точек), тогда как со «СТЭК.КОМом» – уже более двух лет (36 точек). Первые терминалы, установленные «СТЭК.КОМом», – SkyStar – не обеспечивали передачу голоса, давали большие временны’е задержки, да и потерянных пакетов было больше. С заменой их на Sky Edge качество сервиса заметно улучшилось. VSAT-терминалы обслуживаются операторами, каждый имеет систему Service Desk, где регистрируются и отслеживаются неисправности.

Соглашение об уровне обслуживания (SLA) подписано лишь со «СТЭК.КОМом», аналогичный договор с «Айпинэтом» – в стадии формирования. В ближайшее время мы планируем не только его подписать, но и заключить соглашение по взаимодействию на уровне подсистемы мониторинга, чтобы иметь такие же функции контроля DirecWay, какие имеем для Sky Edge.

«СТЭК.КОМ» предоставил нам клиентский терминал своей системы мониторинга конечного оборудования, и мы можем самостоятельно, своевременно (и даже в опережающем темпе) обнаруживать неисправности, возникающие в любой торговой точке. Практика показала, что при наличии у клиента такой системы мониторинга выявление места сбоя происходит быстрее на порядок. А время – деньги.

Основной передаваемый трафик – финансовые данные о товарах и продажах, электронная почта. Небольшая его часть – голос (VoIP), еще часть – instant messaging. IM помогает продавцу быстрее и с меньшими затратами (этот трафик дешевле) найти контакт для решения вопроса и уже затем воспользоваться голосовой связью. Есть и доступ в Интернет, но для торговых точек он осуществляется через наш центр. В сети и на всех торговых точках установлены средства защиты ИС, обеспечивается контроль доступа и контроль трафика.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!