Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2010
Виталий СОЛОНИН  05 мая 2010

Корпоративная IP-телефония в России: выгоды прямые и косвенные

В сегменте корпоративной голосовой связи Россия будет развиваться по сценарию развитых стран – с задержкой на 1–3 года.

Виталий СОЛОНИН, ведущий консультант J'son & Partners ConsultingПо оценке аналитиков J'son & Partners Consulting, по итогам 2009 г. проникновение IP-телефонии в корпоративном секторе (компании с числом сотрудников от 50) в крупнейших городах России составило около 39%, что примерно соответствует уровню США и Западной Европы двухлетней давности. Основной стимул к использованию технологии VoIP на российских предприятиях – значительная экономия на междугородных и международных звонках по сравнению с обычными звонками через операторов дальней связи. В меньшей степени IP-телефония используется для снижения затрат на этапе внедрения сети и ее эксплуатации, а также для повышения эффективности коммуникаций и бизнес-процессов (рис. 1).


Из абонентских VoIP-устройств у корпоративных пользователей (компании с числом сотрудников от 50) наиболее популярны стационарные проводные IP-телефоны, включая USB-телефоны с поддержкой протокола SIP. Их используют примерно две трети предприятий из числа тех, которые применяют IP-телефонию в любом ее виде. Следующий по степени распространенности тип – бесплатные программные решения (Skype, SIPNET, Google Talk и т.д.); ими пользуются примерно в каждой третьей компании, где внедрена IP-телефония. Звонки по предоплаченным картам IP-телефонии, которые доминировали несколько лет назад, в настоящее время используются только в одной из десяти компаний. Все большее распространение получают беспроводные IP-телефоны (DECT и Wi-Fi), популярность которых находится примерно на том же уровне, что и у предоплаченных карт IP-телефонии. Замыкают список сотовые телефоны, с помощью которых реализуется IP/SIP-телефония через сети Wi-Fi и/или 3G – их используют в 5% компаний, где есть VoIP.


Среди бесплатных коммуникационных программ наиболее распространены Skype и SIPNET. Однако в 38% компаний, где внедрена IP-телефония, использование Skype и других подобных программ либо категорически запрещено, либо как минимум не одобряется руководством. С другой стороны, более чем в 60% компаний, где внедрена IP-телефония в том или ином ее виде, сотрудники могут пользоваться Skype и его аналогами, причем в некоторых компаниях вариант IP-коммуникаций является стандартом в бизнес-процессах (рис. 2). Самая низкая лояльность к Skype – у руководства финансовых структур, что связано с повышенными требованиями к информационной безопасности; самая высокая – в сфере предоставления услуг населению.


Мы полагаем, что в ближайшие годы на предприятиях малого бизнеса, где нет жестких требований к информационной безопасности, сотрудники будут по-прежнему активно использовать Skype и подобные ему программы, однако более серьезные заказчики будут склоняться к «закрытым» внутрикорпоративным решениям, в том числе к системам унифицированных коммуникаций от ведущих вендоров, включая Microsoft.


С дальнейшим развитием в России широкополосного доступа все большее распространение в корпоративном секторе получит технология Voice over Broadband («голос поверх широкополосного соединения»). Доля «старых» видов IP-телефонии, таких как «карточный» VoIP, в течение ближайших двух-трех лет снизится с сегодняшних 4 до 1–2%. Что касается мобильного VoIP, то его проникновение, по прогнозам J'son & Partners Consulting, существенно не вырастет, в то время как проникновение беспроводных телефонов DECT и Wi-Fi значительно увеличится – с примерно 10% в 2009 г. до 20–25% в 2012-м. Популярность мобильного VoIP будет заметно расти только после 2015 г., когда в России начнется массовое внедрение пакетных сетей LTE.


В условиях кризиса получат большее распространение программные IP-АТС – по мере того как разработчики систем на базе ПО с открытым кодом смогут предложить рынку законченные решения и обеспечить достаточно высокий уровень технической поддержки. С усилением конкуренции и снижением цен повысится популярность услуги IP Centrex (виртуальная АТС). По данным J’son & Partners Consulting, проникновение этого сервиса в российском корпоративном секторе в предстоящие два-три года увеличится с 1–2 до 3–4%.


В ближайшие годы основными факторами, способствующими проникновению IP-телефонии в корпоративном секторе, станут не только прямые (сокращение расходов на дальнюю связь), но и косвенные экономические выгоды, например, связанные с ростом производительности труда при внедрении современных средств коммуникаций. В результате среди организаций, расположенных в городах-миллионниках, доля использующих IP-телефонию в любом ее проявлении увеличится с 39% в 2009 г. до 68% в 2013-м (рис. 3).


По мере роста проникновения широкополосного доступа в России трафик VoIP постепенно будет занимать все большую и большую долю в трафике традиционной дальней связи: с 8% в 2008 г. она увеличится до 40% в 2012 г. (рис. 4). Активность здесь будет наблюдаться со стороны как частного, так и корпоративного сектора.


Одна из ожидаемых тенденций – выход на рынок VoIP операторов WiMAX, не аффилированных с традиционными операторами дальней связи и сотовыми операторами. Так, компания «Скартел» (торговая марка Yota) планирует в перспективе предоставлять услугу VoIP с бесплатными звонками внутри сети и по выгодным (в сравнении с тарифами традиционных операторов) тарифам – на мобильные и стационарные телефоны. Ожидается, что Yota представит новый мобильный телефон, который сможет работать в сетях GSM и мобильного WiMAX и будет поставляться с предустановленным приложением для VoIP-звонков. При этом уже сейчас, с запуском первых сетей мобильного WiMAX в стране крупнейшие российские провайдеры SIP-телефонии, такие как SIPNET, отмечают заметный рост трафика в своих сетях.


Сегодня индивидуальные и корпоративные пользователи уже осознают тот факт, что качество голоса в IP-телефонии может быть не только не хуже, но даже лучше, чем в традиционной телефонии. И по мере этого осознания все большее число пользователей начнет склоняться в пользу альтернативных IP-коммуникаций. Росту популярности VoIP будет способствовать и увеличение числа моделей абонентских устройств, в частности, относительно недорогих SIP-телефонов, а также расширение набора сервисов, их усовершенствование, маркетинговые акции и т.п.  икс 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!