Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2010
Александра КРЫЛОВА  15 июня 2010

Рунет-2010: есть новый драйвер роста!

Российский интернет в 2009 г. продолжал расти и развиваться, проникая вширь и вглубь регионов и вовлекая там в сетевую жизнь миллионы новых пользователей. На конференции «РИФ+КИБ 2010» три дня подряд, с утра и до вечера, одновременно в десяти залах 5,5 тыс. опытных и начинающих бизнесменов, специалистов интернет-компаний и агентств, аналитиков и журналистов обсуждали, спорили и выявляли «точки роста» Интернета после кризиса.

На чем стоим?

Результаты развития российского сегмента Интернета в 2009 г. показывают, что Сеть – это фундамент, на котором можно строить бизнес и в этом, и в будущем году. На фоне более чем 35%-ного падения совокупного объема рекламного рынка в 2009 г. 8%-ный рост сегмента интернет-рекламы выглядит как достижение, равно как и рост доли рекламных бюджетов, которые приходятся на Интернет. Как отмечалось в обзорном докладе РОЦИТа и Оргкомитета, представленном С. Плуготаренко (РОЦИТ) и А. Беляевым (АЦВИ), в 2009 г. на рекламу в сети компании тратили примерно десятую часть этих бюджетов. Важное замечание – в 2009 г. начала приносить деньги реклама, размещаемая в социальных сетях.

Рунет в цифрах

К концу 2009 г. количество интернет-пользователей составляло 43 млн человек. В российском сегменте Сети зарегистрировано 160 млн почтовых ящиков; за вычетом 7–8 млн корпоративных все они созданы на бесплатных порталах. В разгар рабочего дня поисковые машины Рунета работают со скоростью 3300 запросов в секунду, количество проиндексированных ими страниц превысило 8,7 млрд. Ежедневная аудитория социальных сетей – 14,9 млн человек, 92% пользователей Рунета имеют профиль хотя бы в одной из них, в российском сегменте Интернета зарегистрировано 15 млн блогов. Объем хранения роликов на видехостингах составил 50 млн единиц — ровно в два раза больше, чем год назад.
  
Несмотря на сокращение доходов населения, на 20% по сравнению с 2008 г. вырос рынок электронной торговли. Объем этого сегмента в конце 2009 г. аналитики оценили в 150 млрд руб., сойдясь при этом во мнении, что потенциал его роста далеко не исчерпан.

Российский рынок онлайн-игр готовится пережить второе рождение благодаря недавнему приобретению компании Mail.Ru, которая в конце 2009 г. купила крупнейшего игрока на рынке интерактивных развлечений Восточной Европы компанию Astrum Online Entertainment.

Существенно выросла и доля пользователей Рунета, заходящих в сеть с мобильных и беспроводных устройств. По данным аналитиков, приведенным А. Беляевым, к концу 2009 г. в России насчитывалось более 10 млн смартфонов с большими экранами, и подавляющее большинство их владельцев ежедневно использует эти устройства для выхода в сеть. Аналитики не заставили себя долго ждать: «С мобильных устройств ежедневно выходят в Интернет 19% ежедневной аудитории в возрасте от 12 лет и старше», — такова оценка, приведенная Р. Тагиевым (TNS).

Минувший год придал импульс росту сегмента разработки разнообразных приложений. По крайней мере, 80% из 4 тыс. приложений, доступных сегодня пользователям в социальных сетях, было создано в 2009 г. усилиями примерно 300 команд разработчиков.

Помимо разработки приложений, получили развитие API (интерфейсы программирования приложений), с помощью которых веб-компании, начинающие и не только, могут встраивать различные популярные сервисы маститых сторонних интернет-игроков в свои сайты, существенно сокращая собственные затраты на их разработку.

К концу 2009 г. 60 тыс. сайтов в Рунете использовали такие API для встраивания картографической информации, и 70% из них начали это делать именно в 2009 г. Как оказалось, рост популярности API как строительного материала для сайтов – это…

Тренд, который заметили все

На «РИФ+КИБ 2010» ему была посвящена отдельная секция «API: рынок стройматериалов для строителей веба», на которой были представлены доступные сегодня через API для владельцев сайтов функциональные блоки сервисов. А. Забанных («Яндекс») перечислил четыре направления, по которым у 7-й в мире поисковой системы есть конкретные предложения API для веб-разработчиков: это поиск, карты, почта и главная страница «Яндекса». Кроме того, в качестве десерта он назвал еще несколько экзотических, но в целом весьма полезных интерфейсов программирования приложений: API «Яндекс.Спеллера» (сервис проверки орфографии); API определения мобильных устройств; API поиска по блогам; API сервиса «Яндекс.Фотки»; API «Яндекс.Бара».

На той же секции со своими предложениями выступила компания WebMoney Transfer. У ведущей в Рунете платежной системы, которая фактически делит 90% рынка с компанией «Яндекс.Деньги», тоже оказался в запасе широкий спектр готовых к использованию API: для организации P2P-переводов с кошелька на WMT, оплаты услуг всех подключенных к WebMoney провайдеров, выставления счетов пользователям этой системы, пополнения кошельков с помощью карт оплаты или терминалов, сервиса микрозаймов.

Не обошлось без анализа роста популярности API и в обсуждении социальных сетей. «Тренд 2009 г., – отметила в своей презентации А. Артамонова (Mail.ru), – который получил развитие и в 2010 г., – это использование API для подключения третьих сторон к социальной сети». Благодаря таким API социальная сеть становится некоей базой зарегистрированных пользователей, на которой они могут зарабатывать, например, предлагая свои приложения.

Как и многие другие сегодняшние тренды Рунета, растущая популярность API в социальных сетях имеет заграничное происхождение. Согласно приведенным А. Артамоновой данным, Facebook, на долю которой приходится ни много ни мало 30% всей дневной аудитории Всемирной паутины, открывала API последовательно – сначала для внутренних, а потом и для внешних разработчиков. И сегодня у Facebook более 1 млн партнеров, создавших для нее свыше 0,5 млн активных приложений, месячная аудитория половины из которых также превышает 1 млн пользователей.

В России услугами внешних компаний для разработки приложений пользуются социальные сети «Вконтакте» и «МойМир.Ru». Последняя еще в ноябре 2009 г. объявила о своем решении предоставлять всем сотрудничающим с ней разработчикам возможность получать все 100% средств, полученных от продажи приложений, а буквально накануне «РИФ+КИБ» объявила о выпуске нового открытого API.

По оценкам экспертов, объем российского рынка приложений для социальных сетей составлял в 2009 г. около $30 млн, и маркетологи Mail.Ru ожидают его удвоения уже в нынешнем году. Пока наиболее популярны у пользователей игровые и развлекательные приложения. Четыре из них – игровые – имеют не менее 1 млн пользователей. Но есть надежда, что в будущем появятся и бизнес-приложения, которые сумеют повторить их успех.

Тенденция, которая приходит в Россию в 2010 г., заключается в готовности социальных сетей приоткрывать профили пользователей и графы их друзей своим сайтам-партнерам. Участникам соцсетей это дает возможность проходить авторизацию на таких партнерских сайтах, вводя пару логин-пароль из своей социальной сети. Кроме того, информация о любом действии, которое они совершат на этом сайте (например, о написании комментария), может автоматически передаваться обратно в их социальную сеть. Приблизительно по такой схеме работает сервис Facebook Connect, запущенный самой крупной социальной сетью в 2008 г. и уже к  концу 2009 г. набравший 80 тыс. партнеров из числа веб-ресурсов.

По мнению М. Постникова (Mail.Ru), такой подход выгоден всем трем сторонам: сайтам, социальным сетям и конечным пользователям, а главное, он открывает большие возможности для оффлайновых бизнесов.

Таким образом, рост популярности API и приложений в самых разных сегментах Рунета – от поиска, платежных систем и до социальных сетей – становится новым и наиболее заметным драйвером роста интернет-бизнеса в 2010 г.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!