Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2011
Денис ИРЗ  10 октября 2011

М2М – это не про трафик

Расчеты компании «МегаФон» показывают, что рынок M2M будет прирастать на 30% в течение 10 лет. Прежде всего это будет происходить за счет развития решений, которые уже сейчас есть у операторов, считает Денис ИРЗ, директор департамента новых технологий и проектов Столичного филиала «МегаФона».

Денис ИРЗ, директор департамента новых технологий и проектов Столичного филиала «МегаФона»Согласно видению компании «МегаФон», на рынке три вертикали: первая – B2C – включает потребительскую электронику, вторая – B2B2C – предполагает взаимодействие оператора с партнерами как посредниками между ним и его конечными пользователями, третья – B2B. Именно эта третья вертикаль – бизнес-рынок – для нас на текущий момент наиболее привлекательна.

Мы считаем, что в сегменте M2M «бизнес для бизнеса» у нас будут складываться партнерские отношения с большим количеством игроков различных вертикальных рынков, заинтересованных в том, чтобы вместе с нами развивать свой бизнес, разрабатывая собственные продукты и создавая дополнительную ценность для своих потребителей.

На мировом рынке М2М есть операторы, выбравшие разные роли и успешно их исполняющие. Так, AT&T в США сейчас ежемесячно продает больше SIM-карт для M2M, чем для «живых» абонентов, выступая в роли провайдера М2М-услуг для конечных пользователей. Другую роль избрала компания Telenor, сознательно спустившаяся с уровня поставщика М2М-услуг на уровень провайдера услуг связи и системной интеграции. В ее портфеле решения для таких вертикалей, как транспорт, логистика и электроэнергетика.

Что касается наших стратегических планов в отношении М2М, то они учитывают сразу несколько факторов. Во-первых, предлагаемые нами решения должны отвечать жизненному циклу конечного продукта. Сегодня рынку требуется решение, в котором особенности бизнес-процессов партнера не конфликтуют с жизненным циклом SIM-карты, продаваемой через него оператором. То есть SIM-карта должна встраиваться в устройство на заводе, где его соберут, включат и протестируют, но так, чтобы при этом не запустился отсчет жизненного цикла. Иначе SIM-карта «умрет» через три месяца, а устройство за это время только успеет доехать до магазина, и в результате потребитель, купив устройство, столкнется с тем, что срок его действия уже кончился.

Во-вторых, решения М2М должны быть глобальными. В Европе есть примеры заключения операторами специальных роуминговых соглашений для «железных абонентов», которые не будут ходить по Facebook и выкачивать дорогой видеотрафик. Сеть роумингового партнера должна распознавать устройства, обменивающиеся между собой данными.

В-третьих, производители и поставщики решений хотят от нас средства управления этими решениями, той же подпиской, отключением и подключением SIM-карт.

Отдельно нужно сказать о нашей бизнес-модели в области М2М, поскольку в этом сегменте появляются совершенно новые для оператора статьи дохода и новые виды услуг, которые он на возмездной основе оказывает партнерам. В основе нашей модели лежит постулат: мы должны зарабатывать не на продаже трафика, а на ИT-составляющей продукта – предоставлении партнерам средств управления подписками, устройствами и приложениями.

Как же должно выглядеть операторское M2M-предложение поэлементно? Оно должно включать в себя функционал управления жизненным циклом услуги, схемы тарификации, специально оптимизированные под требования партнеров, и, конечно, систему самообслуживания. Кроме того, оператор будет оказывать партнерам необходимую техническую поддержку, а также поддержку продаж и т.п.

Главный принцип, на котором мы хотим построить работу, – дать нашим партнерам возможность заработать. Если заработают партнеры, заработаем мы. Чем больше партнеров и чем больше они заработают, тем больше заработаем мы. Так что разговор об М2М для нас – это разговор о партнерстве, о B2B-рынке, а вовсе не об ARPU и не о потребляемом в ходе М2М-коммуникаций трафике данных. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!