Rambler's Top100
Статьи
21 ноября 2011

В погоне за идеями

Тема инноваций и модернизации за последние год-два стала главной в информационном пространстве. Буквально каждый день появляются компании, которые используют принципиально новые подходы к работе или предлагают прежде не знакомые товары и услуги, что позволяет им успешно конкурировать даже с ведущими игроками рынка. Особенно остро эта конкуренция ощущается на рынке телекоммуникаций. О роли «Открытых инноваций» для оператора связи рассказывает Елена Серегина, директор Департамента по связям с профессиональными сообществами Группы МТС.  

Открыты для инноваций

Российский и мировой рынок базовых услуг связи достиг порога насыщения. Дальнейшее развитие по схеме простого наращивания числа абонентов невозможно, поэтому приходится искать новые направления работы, предлагать новые решения, услуги и возможности. МТС, как один из лидеров рынка, теме инноваций уделяет особое внимание.

Раньше инновационные проекты генерировала группа разработчиков, но она не всегда могла предложить большое и разнообразное число решений. Сейчас идея может прийти откуда угодно, поэтому лидерские позиции смогут удержать лишь те компании, которые первыми получат ее для дальнейшего внедрения. Решать эту задачу МТС помогает стратегия Open Innovation — «Открытые инновации».

Разыскиваются идеи!

Суть «Открытых инноваций» заключается в том, что свежие идеи привлекаются извне и реализуются компанией в партнерстве с внешними разработчиками. Этот тренд набрал обороты на Западе и стал визитной карточкой ведущих компаний рынка, в том числе Vodafone, British Telecom plc, Deutsche Telekom, Nokia. В России среди операторов связи МТС первой пошла по этому пути.

Спектр интересов достаточно широк: это технические решения, IT-проекты, маркетинговые и управленческие инновации. Наиболее востребованы сейчас разработка приложений для мобильных устройств, проекты на основе технологий M2M, геолокации, мобильной коммерции и все, что связано с цифровым контентом.

Open Innovation — это двусторонняя коммуникация. С одной стороны, компания следит за рынком передовых научных разработок и стартап-проектов. С другой — сама определяет вектор развития рынка, дает технические задания для внешних научно-исследовательских работ.

Откуда дровишки?

Для привлечения новых идей МТС использует не только привычные способы, но и формирует свои методы. Классическая схема — собственные исследования, заказы на разработки у крупных поставщиков продукции. Успешно зарекомендовала себя «Фабрика идей», в рамках которой любой сотрудник компании может высказать свои рационализаторские предложения. Используются и открытые платформы для вовлечения в инновационный процесс партнеров, клиентов, продвинутой творческой молодежи, студентов российских вузов, молодых ученых и руководителей стартап-проектов.

Наиболее перспективными зачастую становятся идеи, которые генерируют молодые специалисты и студенты. Чтобы наладить с ними надежную связь, был создал портал www.telecomidea.ru, интегрированный со всеми популярными интернет-площадками, такими как Facebook, Twitter, YouTube.

Наш портал «Телеком Идея» – это площадка для  аккумулирования вокруг МТС молодых людей, которые заинтересованы в разработке и внедрении инноваций в телеком-сфере и смежных областях. Проект оказался успешным и уже принес первые плоды. Недавно компанией МТС был проведен всероссийский конкурс молодежных инновационных проектов «Телеком Идея». Цель конкурса — найти и поддержать перспективные предложения научной молодежи.

Молодые специалисты проявили высокий интерес — статистика конкурса говорит сама за себя: за месяц на конкурс поступило около 200 проектов, четверть из них попали во второй этап, и были изучены экспертным советом, в финале соревновались 15 лучших проектов, а победу одержали четыре команды из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска и Нижнего Новгорода.

Победители смогут реализовать свои задумки в партнерстве с МТС. Уже подписано соглашение о сотрудничестве по развитию инновационных сервисов мобильной медицины между МТС и авторами проекта «Кнопка Жизни» (медицинская сигнализация для инвалидов и пожилых людей, созданная выпускниками бизнес-школы СКОЛКОВО). Аналогичное соглашение в сфере экологии и обеспечения безопасности жизнедеятельности заключено с разработчиками системы мониторинга и предупреждения пожаров «Лесной дозор», которую планируется внедрять в пожароопасных регионах. Еще ряд проектов тестируются в Сибири — это мобильный комплекс для целевого предоставления контента пассажирам общественного транспорта, а также автоматизированная система контроля и учёта электрической энергии на базе технологий M2M с использованием сетей GSM. Интересна и технология «говорящих книг», разработанная инноваторами из Санкт-Петербурга. Это решение увеличит количество полезного, образовательного и развлекательного контента для детей. Как вариант — на этой технологии можно создать обучающие материалы по безопасному использованию Интернета и мобильной связи. Еще сейчас в Центре молодежных инноваций МТС при Политехническом музее по заказу Благотворительного фонда АФК «Система» идет работа над проектом «Русский музей в дополненной реальности», который откроет посетителям этого крупнейшего собрания отечественного изобразительного искусства доступ с мобильных устройств к разнообразной информации о шедеврах живописи.   

Ирина Линник, одна из разработчиков проекта «Кнопка Жизни»: «Когда у нас была практика в Кембридже, мы увидели, насколько на Западе развит рынок мобильной медицины. Мы общались с представителями компаний, которые выпускают разные гаджеты, с консультантами, и поняли, что рынок мобильной медицины — это индустрия будущего. Затем провели серьезные исследования, посмотрели, как работают похожие системы в США и Европе, изучили российский рынок и выявили самые насущные потребности — в результате появилась «Кнопка Жизни». Мы не копируем уже существующие решения. Наша разработка содержит особый программно-технический комплекс, который был создан в 2009 году. Участие в конкурсе позволяет нам найти, прежде всего, хорошего и сильного инвестора. МТС как раз такой партнер, с которым можно реализовать свои задумки».

Кроме того, проводятся исследования на перспективу, что особенно актуально в ожидании нового технологического витка, связанного с LTE (мобильные сети предварительной версии четвертого поколения). Для этого на базе ведущих отечественных вузов и технологических кластеров создаются Центры молодежных инноваций МТС.

Помимо перечисленных источников новых идей для бизнеса, в рамках системы Open Innovation в МТС департамент управления клиентским опытом внедряет систему сбора предложений от клиентов.

Ирина Лебедева, директор по клиентскому опыту МТС: «Несколько лет назад в компании МТС мы запустили «Фабрику идей». Мы считаем, что каждый наш сотрудник талантлив, поэтому предлагаем ему высказать свои самые смелые идеи и даем инструменты для того, чтобы совершенствовать продукты и услуги компании. Мы верим в наших сотрудников. Мы открыты для инноваций».

Блок IT развивает открытую площадку для совместной работы с крупными производителями и поставщиками. Ведется работа по поддержке магазина мобильных приложений, который реализован МТС в рамках партнерства с компанией Vodafone.

Фредерик Ваносчуйзе, вице-президент по информационным технологиям МТС: «Инновация — это изобретение, работающее в обычной жизни. Для создания работающей инновации недостаточно традиционных управленческих и технических умений. Для этого требуется харизма, интеллект, храбрость, а также немного безумия. Источники инновации могут быть самым разными. Конечно, большинство инноваций зарождается в МТС: работники тратят свое время, силы и средства для того, чтобы создать уникальную услугу или инновацию. Но я убежден в том, что инновация может быть создана и в наших российских университетах. Именно поэтому я поддерживаю эту инициативу».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!