Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03 2013
Евгения ВОЛЫНКИНА  12 марта 2013

За облаками сервисы без очередей

Идея удобного получения ИТ-сервисов, как электричества из розетки, обречена на жизнь. Однако блиц-крига не получается. Исследования этого сектора рынка показывают, что реализация такой «розетки» потребует длительной и планомерной работы.

Цифры стремятся ввысь

Год назад компания Forrester предрекала глобальный суммарный рост рынка публичных и частных облаков с $40,7 млрд в 2011 г. до $241 млрд в 2020 г., т.е. в 5,9 раз. Причем опережающими (пусть и не намного) темпами должен расти рынок публичных облачных сервисов – с $25,5 млрд до $160 млрд (в 6,27 раз). И это несмотря на опасения клиентов по поводу информационной безопасности публичных облаков и время от времени случающиеся аварии в дата-центрах провайдеров.

Кстати, одной из стран – лидеров облачного рынка является Австралия, где по прогнозам Gartner в нынешнем 2013 г. объем рынка облачных сервисов превысит $3 млрд. У России успехи куда скромнее: по данным IDC, в 2011 г. за облачные сервисы российские клиенты заплатили $59,38 млн (из них на долю публичных облаков пришлось $27,35 млн). Но облачный рынок растет у нас намного быстрее суммарного рынка ИТ-сервисов, и к концу 2016 г., как считает IDC, его объем должен составить $460 млн, что соответствует росту со средней скоростью 50% в год (правда, годом ранее IDC предсказывала достижение в 2015 г. отметки в $1,2 млрд).

Что же касается успехов отдельных моделей облаков, то в последние два года на российском рынке наблюдался быстрый рост объемов IaaS-сервисов, которые, по оценке IDC, в 2011 г. заняли почти половину этого рынка (49,6%), оставив на долю SaaS-сервисов 46,8%, а PaaS – 3,6%. Судя по отзывам некоторых провайдеров, в минувшем 2012 г. IaaS-сервисы продолжали наращивать обороты.

Гораздо более смелые оценки развития российского рынка облачных сервисов дает компания Parallels – 37,7 млрд руб. ($1,1 млрд) к 2015 г. Причем немалый вклад в этот успех внесет сектор компаний малого и среднего бизнеса (до 250 сотрудников). Это показал проведенный Parallels летом 2012 г. опрос 400 российских SMB-компаний по поводу их облачных реалий и планов. Согласно полученным данным, в 2012 г. только компании сектора SMB потребили облачных сервисов на общую сумму 15,6 млрд руб., т.е. $466 млн (что превосходит прогнозы IDC по всему рынку к 2016 г.), из которых на долю IaaS-сервисов пришлось 5,8 млрд руб. ($174 млн), т.е. 37%. Еще 5,8 млрд руб. SMB-компании потратили на бизнес-приложения из облака, 3,4 млрд руб. – на услуги веб-присутствия и 0,6 млрд руб. – на услуги электронной почты и виртуальные АТС. Причем именно бизнес-приложения Parallels считает самым перспективным направлением развития облачных услуг для SMB: к 2015 г. объем этого рынка должен достигнуть 12,5 млрд руб. ($377 млн).

Мелкие и крупные

О перспективах этого рынка говорят и периодические анонсы новых SaaS-решений, ориентированных на малый и средний бизнес, которые в течение последнего времени делали российские провайдеры, и впечатляющий рост абонентской базы самых популярных таких сервисов. Правда, ничего принципиально нового в этих сервисах нет, с аналогичными автономными программами бизнес-пользователи уже работали – это бухгалтерия, склад, CRM, документооборот и т.п. От облачных версий упомянутых программ ждут повторения знакомых функций, простого и удобного интерфейса и хотя бы небольших полезных дополнений и возможностей и, конечно, невысокой абонентской платы. Результат может оказаться вполне достойным: например, недавно было объявлено о том, что число пользователей облачного сервиса для ведения бухгалтерии «Мое дело» достигло 400 тыс. (из них 262 тыс. пришли в облако в течение 2012 г.).

Следует также отметить, что на этом рынке появились и агрегаторы облачных сервисов, среди которых, наверное, самый заметный пример – проект Сбербанка «Деловая среда», где сегодня можно найти 20 сервисов разных провайдеров (в том числе офисный пакет от Microsoft, бухгалтерские и CRM-системы, программы для регистрации и ведения бизнеса, сервисы для сдачи отчетности в госорганы, для совместной работы и документооборота). Сложно сказать, насколько успешной будет эта затея в исполнении банковского учреждения (в конце концов, каждый должен заниматься своим делом). Во всяком случае, облачные проекты крупнейших российских телеком-операторов выглядят гораздо более логичными. Ведь никакой облачный сервис не может существовать без широкополосного сетевого доступа, да и другая инфраструктура, необходимая для обеспечения работы массовых облачных сервисов, у нашего главного национального облачного провайдера «Ростелекома» и операторов большой тройки имеется в достаточном количестве. И все они действительно пошли в облачный провайдерский бизнес.

Без креатива

Облачные «Госуслуги» в представлении не нуждаются. Наверное, многие уже попробовали подать заявку на загранпаспорт, узнать задолженность по налогам и штрафам за нарушение ПДД. «МегаФон» не первый год предлагает услуги IaaS. «ВымпелКом» работает и в IaaS-, и в SaaS-сегментах, причем в последнем подавляющее большинство клиентов – это компании сектора SMB. На небольшие компании ориентируется в своих облачных проектах и МТС. Обкатав несколько SaaS-приложений в Белоруссии, компания недавно запустила в России услугу облачных видеоконференций, которую планируется вскоре дополнить другими SaaS-сервисами для малого бизнеса. Такое позиционирование вполне понятно: небольшая и тем более начинающая компания, не имеющая тяжелого груза накопленного за предыдущие годы «железа» и софта, может достаточно безболезненно выстроить свои бизнес-процессы для работы в облаке.

Предлагаемые большой четверкой сервисы нельзя назвать революционными и оригинальными. Экспериментами занимаются другие, а здесь трезвый расчет на массовый рынок традиционных, проверенных продуктов. Хотя в масштабах общего профильного бизнеса наших операторов облака – это копейки, но они позволяют «быть в тренде» и заодно загружать полезной нагрузкой понастроенные по всей стране дата-центры, как семь лет назад сделала компания Amazon, основным бизнесом которой была тогда интернет-торговля.

А что «у них»?

Теперь имя Amazon прочно связано с IaaS/PaaS-облаком Amazon Web Services (AWS), которое стало примером того, как надо и как не надо (ошибки бывают и у классиков) работать с облаками. Несмотря на разветвленную сеть мощных дата-центров, аварии разной степени тяжести в облаке AWS случаются. Последний, самый резонансный инцидент произошел летом 2012 г., когда удар молнии вывел из строя дата-центр Amazon в Ирландии, из-за чего на два дня была нарушена работа ряда известных интернет-сервисов, включая социальную сеть Instagram. Кстати, предыдущая крупная авария Amazon, случившаяся в 2011 г., имела 10-дневные последствия (в том числе для той же Instagram), так что сокращение времени полного восстановления работоспособности до двух дней можно считать хорошей работой над ошибками. Эти инциденты тем не менее не привели к массовому оттоку клиентов, хотя предложенные компенсации не шли ни в какое сравнение с понесенным ущербом. Все понимают, что строительство собственных суперзащищенных дата-центров обойдется гораздо дороже.

Соревноваться с AWS размерами даже самым крупным нашим провайдерам и в голову не приходит – в стране, занимающей на мировом рынке облачных сервисов сотые доли процента, нет такого платежеспособного спроса на облака, а иностранные заказчики в сколько-нибудь значимых количествах сюда не пойдут. Соревноваться можно используемыми технологиями, качеством сервиса (судя по отзывам пользователей, оно у AWS далеко от идеала, и это понятно – при таких масштабах бороться за каждого клиента не имеет смысла), ценами (для России они высоковаты) и удобством оплаты. С последним пунктом у российских пользователей большие проблемы: платежные документы, предоставляемые Amazon, российская бухгалтерия не принимает. Так что российские аналоги AWS, пусть и существенно меньших размеров, вполне возможны, и их предварительные версии уже появляются. Во всяком случае, поддержка пользователей на русском языке и организация оплаты сервисов в соответствии с российскими бухгалтерскими нормами нашим провайдерам вполне по силам.

Дополнительным плюсом для самых требовательных клиентов будет обеспечение информационной безопасности в соответствии с отечественным законодательством и предписываемое тем же законодательством размещение некоторых видов данных на территории страны. Так что к физическому приходу в Россию облачных дата-центров Amazon, Microsoft и прочих «акул» (если таковой вообще случится) наши провайдеры могут хорошо подготовиться.

Правила и жизнь

Споры о соответствии сервисов, продвигаемых провайдерами как облачные, тому определению облака, которое в свое время было дано американским Национальным институтом стандартов и технологий NIST, за последнее время заметно поутихли. Возможно, отчасти это связано с нынешней не всегда положительной реакцией потенциальных заказчиков на производные от слова «облако». Агрессивная маркетинговая риторика вызвала в общем-то предсказуемую обратную реакцию, и вендоры вынуждены были поумерить пыл, а некоторые провайдеры даже стали придумывать другие названия предлагаемым сервисам.

Кроме того, и вендоры, и провайдеры, и сами клиенты поняли, что нередко перевод даже части бизнес-приложений и ИТ-инфраструктуры в облачную среду оказывается очень и очень непростым делом, требующим немалых усилий со стороны всех участников, в том числе и заказчиков, так что актуальность вопроса «правильности» и «чистоты» результирующего облака меркнет перед сложностью исполнения проекта. В конце концов, главное, чтобы заказчик был доволен тем, что получилось.

Положительным моментом в деле взросления рынка можно считать образование в минувшем году российской облачной ассоциации Russian Cloud Computing Professional Association (RCCPA), которая была анонсирована как «первое профессиональное объединение независимых экспертов, работающих в области создания, развития и внедрения облачных технологий и сервисов». В заявленных ею целях – «выработка единых подходов к формированию и развитию облачных вычислений в России и формирование экспертной площадки для развития российских облачных проектов на международных рынках». Будем надеяться, что энтузиасты из RCCPA внесут свой вклад в дело продвижения облаков в большой и малый российский бизнес, будут способствовать росту взаимопонимания между всеми участниками облачного рынка и выработке критериев качества работы провайдеров и предлагаемых ими сервисов. Во всяком случае, на Западе такие организации существуют давно, и составляемые, например, ассоциацией Cloud Computing Association (CCA) рейтинги и рекомендации по выбору провайдера наверняка помогли многим пользователям.

Потенциальную в кинетическую

Такое превращение энергии предстоит участникам рынка облачных сервисов. Пока же, несмотря на цифры, свидетельствующие о бурном росте и захватывающих перспективах облачного рынка, очередей из клиентов не наблюдается ни у одного из провайдеров. И этому много причин. Общий уровень использования ИТ и автоматизации бизнеса у нас намного ниже, чем в развитых странах мира. Малый бизнес, и особенно тот, который использует в своей работе ИТ, довольно малочислен. Возможно, появившиеся облачные SaaS-сервисы, облегчающие ведение бухгалтерии и общение с госорганами, как-то поспособствуют выживанию небольших компаний, но вряд ли эти облака смогут кардинально изменить общую ситуацию с малым бизнесом в стране.

"Процесс массовых продаж для десятков и сотен тысяч клиентов должен быть хорошо продуман. Если сервис ориентирован на малый бизнес и домашних пользователей, то это означает, что средний чек будет небольшим, а объем работы по процессингу платежей огромным. Стартап попросту не потянет эту лямку, и необходимо будет привлекать партнеров и дистрибьюторов. Кроме того, сегодня в России практически отсутствуют так называемые облачные брокеры, т.е. компании, которые не предоставляют облачные сервисы сами, а собирают разрозненные предложения в единый пакет и служат единой точкой входа для потребителя."

Антон ЖБАНКОВ, руководитель направления облачных инфраструктур, EMC Россия и СНГ

Большинство сколько-нибудь крупных компаний имеют ИТ-инфраструктуру, построенную с запасом в предкризисные годы и еще не выработавшую свой ресурс. Поэтому проявлять практический интерес к облакам они начнут года через два. А пока крупный бизнес ограничивается, как правило, IaaS-сервисами в частных облаках на инфраструктуре провайдеров, в роли которых часто выступают ведущие зарубежные вендоры.

Но и такое усеченное потребление облаков крупным бизнесом, как показывают данные аналитиков, дает половину объема общего облачного рынка. Так что потенциал у рынка облачных сервисов большой. Однако для реализации этого потенциала в будущем разработчикам и провайдерам сервисов нужно прилагать усилия уже сейчас. Правда, результаты их работы, в том числе успешные, не всегда становятся достоянием общественности, хотя потенциальные заказчики ждут рассказов о реализованных проектах. Когда же они сами переходят в ранг реальных заказчиков, то их уста часто замыкает печать молчания. Исключения можно посчитать чуть ли не по пальцам, и они известны всему рынку. Провайдеры жалуются: «проектов много, но светиться никто не хочет». Почему? наверное, у каждого есть свои уважительные причины. Продвижению облачных сервисов в корпоративные массы такая позиция заказчиков явно не способствует, но с ней приходится считаться.

На рынке сегодня произошел некий первичный раздел клиентов: вендоры обслуживают «крупняк», телеком-операторы и независимые провайдеры – SMB, а «Ростелеком» – рядовых граждан. Ситуация на рынке показывает, что реальные и потенциальные корпоративные пользователи облачных сервисов ждут не революционных инноваций, а традиционных инструментов, упрощающих ведение их основного бизнеса. Нельзя, конечно, сказать, что клиенты полностью удов-летворены предлагаемым ассортиментом и более ничего не хотят. Некоторые хотят, например, облачную версию AutoCAD, но разработчик данного ПО имеет на этот счет другое мнение, да и реальная пропускная способность каналов связи пока не позволяет выносить в облако такие тяжелые приложения. Есть претензии и к развитию российских геоинформационных облачных сервисов, но их надо скорее предъявлять к законодательству и режиму секретности, сопровождающему предоставление сколько-нибудь подробной информации о поверхности собственной страны. Рано или поздно при соответствующих усилиях участников рынка эти и другие проблемы, препятствующие развитию облаков, будут решены.

Получить кусок или хотя бы крошки от будущего пышного облачного пирога хотят многие, но для его изготовления сначала надо построить печь, смолоть муку, подготовить другие ингредиенты и научиться готовить. Впереди трудовые будни по собиранию инфраструктуры, разработке сервисов, правильной организации работы с клиентом и установлению адекватных цен.    

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!