Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
29 ноября 2016

А.Черногоров:Будем разрабатывать технологии распознавания образов на основе принципов нейросети

Никакие новые технологии не обходятся без стартапов. Разработка новых ИТ-решений для здравоохранения не является исключением.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №9-10`2016, «Прием ведет доктор: Uber? Ватсон? Айболит?». Часть VI.

?ИКС: Каковы идея и миссия вашего стартапа?

Владимир ВОЛОБУЕВ

 

Владимир ВОЛОБУЕВ, основатель и управляющий директор, MyGenetics: MyGenetics – это персональный подбор питания и фитнеса на основе ДНК-анализа. Клиент проходит генетический тест и получает индивидуальные рекомендации экспертов по рациону питания и пищевым потребностям, уровню физической нагрузки, метаболизму и т.д. Мы стремимся к тому, чтобы люди узнали о своих генетически заложенных способностях и могли их использовать по максимуму, поэтому наша миссия – это повышение качества жизни и создание комфортных условий для самореализации каждого человека через познание личной генетической информации.

 


Александр КОНСТАНТИНОВ

Александр КОНСТАНТИНОВ, основатель и CEO медицинского сервиса ONDOC: ONDOC создает экосистему для контроля здоровья, которая объединяет пользователей, клиники и персональные медицинские устройства. Наша миссия – повышать качество и продолжительность жизни людей, предоставляя каждому персональные решения для сохранения здоровья. С помощью бесплатного сервиса – сайта и мобильных приложений – каждый человек может контролировать показатели здоровья, вовремя проходить нужные обследования, принимать лекарства и общаться со своим врачом. Клиники подключаются к ONDOC для того, чтобы сохранить связь с клиентами и предоставлять качественный медицинский сервис. Например, передавать данные клиентам в электронную медкарту или напоминать о визите к врачу без звонков.

Пациенту для того, чтобы узнать подробную информацию о конкретном враче, клинике, посмотреть историю своих обследований, быстро получить доступ к своему курсу лечения или записаться на прием, не нужно звонить или приходить в клинику. Все можно сделать через ONDOC – сервис, где уже хранится медицинская карта, список прошлых и будущих приемов, сведения об аллергических реакциях, прививках, показатели давления, пульса или сахара в крови в динамике.

Пользователи сервиса, которые посещают подключенные к сервису клиники, не берут никаких бумаг из кабинета врача – вся информация о приеме приходит в их профиль ONDOC. При этом в клинике нет дополнительной нагрузки на персонал. Врач добавляет сведения о приеме в привычную медицинскую информационную систему. Клиника сама может выбрать, какую часть данных передавать, а в ONDOC они приходят только тем, кто дал на это согласие. Таким пациентам так же просто проверить свою медицинскую карту в ONDOС, как посмотреть ленту новостей на Facebook или проверить почту.

Все данные, которые сервис получает из клиник, передаются по безопасному каналу связи, шифруются и хранятся в обезличенном виде на российских серверах.

Алексей МАТИЕНКО

 

Алексей МАТИЕНКО, сооснователь компании Кардиоритм: По статистике, из всех заболеваний 54% – это болезни сердечно-сосудистой системы. Наша миссия сдвинуть эту планку и уменьшить количество смертности и инвалидности среди населения в результате инфаркта или инсульта. «Кардиоритм» – это прибор кардиодиагностики для самостоятельного снятия ЭКГ с функцией голосовой связи с врачом. Система «Кардиоритм» – российская разработка. Приборы производятся на оборонном предприятии городе Зеленограде. В настоящее время организован круглосуточный колл-центр, в котором работают высококвалифицированные врачи. Они анализируют полученную от пациента кардиограмму и сообщают ему свои рекомендации. «Кардиоритм» также определяет местоположение человека и служит тревожной кнопкой в случае необходимости.

Борис ЗИНГЕРМАН

 

Борис ЗИНГЕРМАН,  руководитель проекта Мед@рхив: Наш стартап «Мед@рхив» родился из идеи, что людей надо вовлекать в заботу о собственном здоровье с использованием их собственной персональной электронной карты. Нашу миссию мы видим в том, чтобы создать для людей облачный сервис, позволяющий им собирать, хранить, и управлять информацией о своем здоровье, а также дистанционно взаимодействовать с врачами на базе этой информации.

 

Алексей РЕМЕЗ

Алексей РЕМЕЗ, исполнительный директор, ЮНИМ: Идея и миссия стартапа ЮНИМ состоит в том, чтобы сделать качественную гистологическую диагностику доступной для людей из всех регионов нашей страны. Это очень важно, потому что гистологическая диагностика является базовым этапом постановки онкологического диагноза. Для реализации миссии наша компания берётся организовать полный цикл исследования (доставка гистологических материалов, оперативный анализ, доставка заключения) для любого региона на базе лучших лабораторий России. Также для этого мы создали и внедряем в диагностическое использование оригинальное программное обеспечение, которое обеспечивает хранение, передачу, доступность для анализа медицинских изображений гистологических препаратов через сеть Интернет. Система полностью соответствует российскому законодательству с точки зрения неразглашения и безопасности передачи медицинских данных. С помощью этого программного обеспечения любой пациент может получить консультацию любого специалиста мира в течение 48 часов, специалисты могут создавать научные коллекции изображений, учиться и совершенствоваться. Сейчас в нашей системе содержится более 1500 диагностических случаев с клиническим описанием, необходимым набором полностью сканированных гистологических препаратов, необходимыми изображениями УЗИ, рентген, КТ, МРТ, и эти случаи диагностически верифицированы лучшими специалистами России. Такую информацию (big data) можно использовать, например, для обучения компьютерных систем автоматическим алгоритмам диагностики. И такие планы у нас есть.

 

Андрей ЧЕРНОГОРОВ

Андрей ЧЕРНОГОРОВ,  генеральный директор Cognitive Technologies: Наша компания планирует принять активное участие в разработке технологий распознавания образов в медицине. Мы имеем исторически обширное портфолио проектов в области машинного зрения, поэтому убеждены, что все наши наработки смогут продвинуть проект по распознаванию образов, который сегодня запускает Институт развития интернета, на качественно новом уровне. Мы прошли путь от интеллектуального распознавания простых форм в виде напечатанных на компьютере бланков, затем рукописных документов, фотографий, картин, сегодня наша экспертиза в области распознавания простирается на сферу беспилотного транспорта. С помощью алгоритмов, схожих с нейросетями, мы уже научили автомобиль фовеальному, тоннельному зрению, научили машину видеть как человек, распознавать сложнейшие по форме и морфологии объекты окружающей действительности на основе автоматически создаваемых форм подобия. Мы считаем, что разработанные нами технологии особенно пригодятся в сфере распознавания рентгенографических и ультразвуковых данных, МРТ, КТ, маммографии, УЗИ, особо сложных видом флебологии.

Трактовка данных, получаемых в ходе этих исследований, до сих пор в большом количестве случаев является авторским прочтением врача. Нередки случаи, когда пациент показывает один и тот же снимок разным врачам и получает различные комментарии по нему. Технология интеллектуального распознавания снимков с использованием принципов нейросетей поможет кардинально повысить точность диагностики, исключить ошибки, неправильные или неточные трактовки снимков и результатов других клинических обследований.

 

?ИКС: Какие задачи ставили перед собой в начале пути? Какую трансформацию они претерпели? Вследствие каких обстоятельств?

 

Алексей МАТИЕНКО: Мы хотели разработать новую систему, которая поможет решить несколько задач, стоящих перед современной медициной: обеспечение доступной высокотехнологичной помощи для населения, профилактика и снижение смертности в результате заболеваний сердца и внедрение современной диагностики, которая открывает новые возможности, когда традиционные методы недостаточны или не могут быть использованы.

 

Борис ЗИНГЕРМАН: Круг идей связанных с Персональной электронной медицинской картой постоянно расширяется, сегодня мы активно развиваем идеи дистанционного мониторинга здоровья. Мы считаем наш Мед@рхив – платформой для интеграции различных медицинских гаджетов. Мы умеем получить информацию практически с любого гаджета, сохранить ее в персональной электронной медицинской карте, а также в удобном виде донести до врача. Мы разработали специализированные мобильные приложения по мониторингу диабета, гипертонии и иных сердечно-сосудистых заболеваний, мониторингу приема лекарств и приверженности лечению, мы добавили к сервису важную составляющую – «Личный медицинский календарь». Главным неприятным открытием стало то, что люди ленивы и не склонны заботиться о своем здоровье! Поэтому одна из главных наших задач – это организация автоматической доставки человеку его медицинской информации из Медицинских информационных систем (МИС) клиник. Такого рода интеграционные проекты для нас очень важны.

 

Алексей РЕМЕЗ: Практически все задачи, которые команда проекта ставила перед собой, выполняются в соответствии с графиком. Самая большая проблема это недостаточное внимание к морфологической диагностике со стороны организаторов здравоохранения и недофинансированность этой сферы. Есть сложности с участием в государственных закупках, так как они традиционно перегружены бюрократическими и, возможно, избыточными требованиями. В начале своего проекта мы представляли себе внедрение наших технологий в ежедневную диагностическую работу врачей как более простую, в основном техническую задачу. А сейчас мы понимаем, что для того, чтобы внедрить наши продукты масштабно (в размерах всех страны) необходимо больше внимания уделять обучению врачей, налаживанию логики использования новых технологических возможностей, искать больше возможностей для финансирования использования новых технологий.

 

Владимир ВОЛОБУЕВ: На начальных этапах развития проекта мы увидели на Западе перспективную идею, связанную с передовыми исследованиями в области генетики. Например, в США есть биотехнологическая компания 23andMe, также специализирующаяся на генетических тестах, после прохождения которых клиент узнает о своих предрасположенностях к тем или иным заболеваниям, и у нас было желание сделать нечто похожее в России. Но со временем мы поняли, что простое генетическое тестирование интересно только ограниченному числу людей, поэтому просто от продаж ДНК-текстов мы перешли к решению конкретных проблем людей, связанных с избыточным весом, пищеварением, достижением лучших спортивных результатов и т.д.

 

Александр КОНСТАНТИНОВ: Мы сразу столкнулись с тем, что врачи воспринимают мобильные медицинские технологии как нечто враждебное. Многие из них боялись, что врача заменят роботами. Мы провели большую работу, объясняли им ценность mHealth и телемедицины, носимых девайсов – растили лояльное отношение к новым технологиям. Например, рассказывали, какие новинки появляются в России, как их можно использовать уже сейчас. В то же время и государство заговорило про технологии, и появились другие проекты виртуальной медицины. В отрасль начали инвестировать, о ней начали писать. По нашему недавнему опросу, 51% врачей узнали о телемедицине именно из СМИ и 36% – из специализированной литературы.

Изначально наша главная цель состояла в том, чтобы создать электронную медицинскую карту пациента, передавать данные из клиник в личный кабинет пользователя. В России нет единого стандарта ЭМК, в разных МИС разный подход к работе, разные стандарты, некоторые клиники используют собственные информационные системы. Многие клиники были не готовы передавать данные пациентам. Частная медицина уже научилась привлекать клиентов с помощью разных интернет-сервисов, но испытывает большие сложности с тем, чтобы сохранить их. Раньше единственными инструментами вовлечения пациентов были СМС-рассылки (которые многие воспринимают как спам) и ручной обзвон клиентов. Мы стали создавать комплексный продукт, который помогает реализовать нашу социальную идею и упрощает клиникам взаимодействие с пациентами. Они легко контактируют с клиникой: в один клик записываются на прием, задают вопросы администратору или врачу в чате, получают уведомления об акциях, просматривают историю своих обследований. Все это помогает чувствовать постоянную связь, повышает уровень доверия и возвращает клиента – он попробовал такую услугу и хочет получать ее всегда.

Сейчас разными возможностями сервиса пользуются больше 480 клиник по всей России и 80 тыс. человек. Клиники сами подключают пациентов к сервису, рассказывая о нем посетителям. Пользователей стимулирует возможность контролировать здоровье в удобном бесплатном сервисе, а клиники внедряют ONDOC для того, чтобы привлечь и сохранить клиентов.

 

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!