Рубрикатор |
Статьи |
Леонид ДЕЛИЦЫН  | 17 апреля 2017 |
Uber начал морально готовить рынок к IPO
Оператор мобильного сервиса вызова такси, компания Uber впервые обнародовала некоторые финансовые результаты.
Как и ожидалось, убытки компании оказались достойным вожака стада “единорогов” – 2,8 миллиарда долларов по итогам 2016 года. Выручка составила 6,5 млрд долл., причём в последнем квартале выросла на 74% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Убытки растут не так быстро – по оценка аналитиков они увеличились лишь на четверть. Общий же оборот, включающий не только выручку самой компании, но и доходы водителей, вырос на 124% до 20 миллиардов долларов. Мы полагаем, что компания начала публиковать финансовые результаты, поскольку собирается привлечь деньги с фондового рынка, и может провести IPO уже в конце этого года, если фон будет благоприятным. Почти столь же известный “единорог”, хотя и помельче, – Snap – разместился в начале марта более или менее благополучно, а сейчас рынок ожидает выхода ещё одной непубличной компании с капитализацией, превышающей миллиард долларов – Cloudera.
Стратегия успеха Uber заключается в глобальном ведении операций и экономия на масштабах. Чтобы окупиться, Uber должен с отрывом доминировать на мировом рынке вызовов такси в крупных городах. Только так он сможет держать низкие цены. Сейчас Uber работает в 70 странах и 570 городах. Не везде рынок сдаётся легко – в Китае Uber год назад понесла потери в объёме, достойном себя и рынка – миллиард долларов, – после чего продала бизнес местному конкуренту Didi Chuxing.
Среди инвесторов Uber – Алишер Усманов, а также венчурный фонд Сбербанка, SBT Venture Fund I. Последний не оглашал объём инвестиций, а диапазон догадок аналитиков по этому поводу был очень широк – от 3 до 20 миллионов долларов. Впрочем, учитывая, что Uber привлекла в общей сложности 15 миллиардов, российские инвестиции не играют в её судьбе особо значимой роли (что, в нынешней политической ситуации является для неё, скорее плюсом).
Когда Трэвис Каланик основал Uber (это произошло в 2009 году), он позиционировал этот проект как ВИП-сервис, сделав ставку на комфорт, и намеревался обслуживать верхнюю часть американского среднего класса. Тогда он, по-видимому, верил, что в цифровой экономике можно быть нишевым и прибыльным. Этим надеждам не суждено было сбыться. Бизнес не рос. Тогда компания осуществила то, что на жаргоне называют “пивотом”, т.е. решительный поворот стратегии и стала дискаунтером. Надо признать, что в навеки застывших в пробках городах, наподобие родного для компании Лос-Анджелеса, Uber решает очень важную проблему. Обычное такси здесь может добираться до клиента довольно долго, а вот случайно оказавшийся в окрестностях “частник” – приедет мгновенно. В больших городах, стоящих в пробках, Uber очень нужен и полезен, что и делает его очень популярным. Но не прибыльным.
Показатели Uber, в целом, – вполне подходящие для IPO, причём, не очень отдалённого, поскольку барьеры для дальнейшего распространения бизнеса чётко обозначились. Темпы прироста оборота стремительно падают – год назад они составляли 207%, а в 2014 году – 323%. Предвкушение окончания стремительного роста, безусловно, влияет и на сотрудников, и в последние два года Uber регулярно радует СМИ скандалами. Скверная история, которая не могла однажды не случиться, состояла в том, что одному из водителей опротивела жизнь, и, развозя пассажиров, он одновременно развлекался стрельбой по всем, кто попадался ему под руку. Инцидент привлёк внимание к контролю водителей, и сейчас уже почти забылся. Далее, водители Uber попытались немного подзаработать на объявленном президентом Трампом запрете на въезд для иммигрантов из мусульманских стран, чем вызвали бурю негодования в прессе и в ИТ-индустрии. И наконец, сейчас в самом разгаре – скандал, масштаб которого, наверное, удивит российского читателя. Недавно уволившаяся девушка-программист, Сьюзан Фаулер, рассказала в личном блоге о преследованиях со стороны одного менеджеров Uber, на которые отдел кадров закрывал глаза, несмотря на все её жалобы. Девушка является не совсем рядовым программистом, она написала книжку по своей тематике, причём эта книжка хорошо продаётся. Свои приключения в Uber она расписала весьма живо, причём выплыла забавная ситуация, – чем больше Сьюзан жаловалась в кадры – тем хуже её в итоге аттестовали, а просто перейти в другой отдел ей не удавалось из-за того, что, будучи женщиной, она добавляла своему отделу очки за диверсифицикацию штата. С одной стороны, без неё в отделе не осталось бы женщин, и отделу понизили бы рейтинги. С другой – начальство делало всё возможное, чтобы ей хотелось поскорее убраться подальше. Что Сьюзан в итоге и сделала. После её откровений, в социальных сетях и мессенджерах создались сообщества, где сотрудницы Uber жалуются друг другу и журналистам на разнузданные нравы менеджеров компании. Через несколько недель борьбы за репутацию Uber, компанию покинула пиар-директор. В итоге прогнали и любвеобильного менеджера, однако репутация Uber в качестве работодателя мечты теперь надёжно похоронена.
А инвесторы, по-видимому, приходят к заключению, что компанию пора выводить на рынок. На наш взгляд, обнародовав показатели, Uber облегает аналитикам задачу изучения себя и подготовки массового инвестора к IPO. По окончании периода бешеного роста, венчурные инвесторы обычно стремятся переложить бремя финансовой поддержки инновационного бизнеса на плечи широкой публики. Uber не станет здесь исключением. Оборот компании достиг уровня, достаточного для крупных технологических IPO – он почти вдвое выше, чем у Фейсбука, который в 2012 году разместился, обладая выручкой в 3,7 млрд долл. Правда, прибыль социальной сети уже тогда составляла 667 миллионов. Однако в марте сервис исчезающих видеосообщений Snap сумел в ходе IPO привлечь 3,4 миллиарда, несмотря на убытки в 515 млн долл. превосходящие выручку компании (405 млн), чем продемонстрировал, что запас благожелательности у рынка весьма высок. К осени этот запас вряд ли будет исчерпан, так что у Uber, который оценивают в 62 млрд долл. – немногим дешевле, чем Фейсбук весной 2012 года, есть реальная возможность провести крупнейшее IPO этого года.
Леонид Делицын, аналитик Группы компаний «ФИНАМ»