Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Александр ШИБАЕВ  26 ноября 2018

Жизнь с искусственным интеллектом

Искусственный интеллект может быть не только драйвером развития, но и инструментом для влияния на миллионы людей с помощью информационных технологий: влияния на вкусы, политические взгляды, на развитие детей и формирование их мировоззрения.

Если произведение безупречно, то потребитель доволен, а общество устойчиво.
Лино Альдани. «Онирофильм», 1960

Искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI) вошел в нашу жизнь. Оказалось, что это не плохие или хорошие терминаторы, продвинутые «жидкие» враги человечества или роботы из «Звездных войн». Это не технология и не компьютерная программа. Это – процесс непрерывного анализа и оптимизации. Это процесс создания все более точной модели. Какой модели? Модели покупателя, производственного процесса, болезни, политических взглядов или чего угодно. Цель (модель) может быть любой, лишь бы было достаточно данных. Вспомнив старый термин, этот процесс назвали искусственным интеллектом. Это звучит, конечно, загадочнее и красивее, чем «обработка больших массивов данных для поиска зависимостей и взаимосвязей», а именно этим, собственно, и занимается AI.

Почему работу некоторого программного обеспечения стали называть искусственным интеллектом?

Дело в том, что до недавнего времени результаты работы любой сколь угодно сложной программы мы могли предсказать. Даже результаты работы сложных математических моделей физических объектов в какой-то мере были известны заранее, так как модели содержали конечный список алгоритмических состояний, конечный набор возможных результатов, конечный список воздействий. По сути, это был перебор вариантов. А подобную деятельность люди всегда считали «неинтеллектуальной».

Слово «интеллект» добавилось в тот момент, когда мы осознали, что компьютерная программа не только проводит сложные вычисления, когда к программе стало применимо слово «догадаться».

«Догадаться» скрывает под собой не вполне объяснимый результат работы человеческого мозга. Интеллектуальная деятельность -- это микс рассуждений, знаний (информации), эмоций и того, что мы называем «угадать», т.е. компенсировать недостаток информации. Если человек догадался, это означает, что он осознанно и неосознанно обработал некоторый объем информации и получил результат, который с первого взгляда выглядит неожиданным.

Итак, понятие AI подразумевает, что компьютеры могут «догадаться», т.е. выявить неявные или скрытые связи и получить результаты (сделать выводы), не основанные, как кажется человеку, на входящих данных. Единственное, чего AI не может, -- это компенсировать недостаток данных, так что понятие «угадать» на самом деле здесь не вполне применимо. Без нужных данных вывод будет ошибочным. Поэтому данных должно быть много, очень много.

Пока нет оснований считать, что в ближайшем будущем искусственный интеллект станет самодостаточным, т.е. будет сам строить модели, самостоятельно искать и находить недостающие данные, делать выводы и сам себя оптимизировать. Он даже управлять машиной еще не научился! А вот влиять на нас AI уже умеет. Точнее не сам AI, а люди, им владеющие и его применяющие.

Главный вопрос сегодня не в возможностях AI -- они безграничны, а в том, кто владеет данными о людях планеты. Как используются выявленные с помощью AI зависимости и закономерности? В чьих интересах? Кто и как применяет искусственный интеллект для влияния на людей? Картина вырисовывается тревожная.

Пища для AI

Информация была всегда, ее обрабатывали, получали выводы, строили предположения. Информации становилось все больше, а взрывной рост объема данных, неудачно названный «большие данные», принципиально изменил ситуацию. «Большие данные» -- это добавление к чеку за покупку пальто информации, сколько вы сделали шагов до покупки, сколько раз крутили головой и т.д. плюс ваше фото и история покупок. Зачем это магазину? А вдруг это что-нибудь значит. Информация о вас из тысяч источников и о миллионах других покупателей позволяет точнее определить ваши желания, даже не осознанные, и в результате впарить второе зимнее пальто! Или, учтя вашу привычку отдыхать на море зимой, продать вам сомбреро в придачу.

AI нужна информация. Чем больше данных, тем точнее модель. Как и кто собирает данные о нас?

Эти данные порождаются каждым нашим шагом, каждым движением мышки, телефонным разговором, каждым нашим действием или бездействием. Правительства, операторы связи, больницы, банки, магазины и рестораны, интернет-компании и еще тысячи и тысячи организаций собирают данные о нас. На проходной любого офиса записывают данные вашего паспорта! Зачем?!

Человеку крайне сложно решить «головоломку Эйнштейна», где всего пять переменных. AI выявляет зависимости в матрице миллион на миллион! Широко известный факт, когда компьютерная система супермаркета определила беременность 15-летней девочки по ее поведению в магазине, говорит о том, что информации о нас собрано очень много и эффективность анализа чрезвычайно высока.

Товарищ Сноуден рассказал несколько лет назад: за нами следят, всё записывают, всё собирают, всё анализируют. Сейчас можно уточнить: записывают АБСОЛЮТНО всё, собирают ВСЁ, что только возможно, и ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО анализируют. Слово «следят» уже не подходит к происходящему – скорее, непрерывно записывается фильм, где мы играем самих себя. Владелец записи может этот фильм посмотреть. И, конечно, продать. С помощью AI можно поправить не только ваш гардероб, но и сам сценарий фильма, поправить ваши мысли. При этом вам будет казаться, что это был ваш собственный, осознанный выбор. Мы становимся более управляемыми? Кем?

Кто режиссер

Размышления об искусственном интеллекте неминуемо приводят к вопросам: кому принадлежат наши данные, как и кем они используются?

В мире существуют четыре фирмы, совокупный доход которых превышают всего пять стран на Земле. Это Google, Amazon, Facebook и Apple. Такого фантастического результата нельзя достичь, только предложив вам размещать (бесплатно!) ваши фото и видео, сделав электронную витрину для продажи книг и поисковик, чтобы эти книги найти. Пять лет назад в списке Forbes эти компании были на 68-м, 525-м, 1071-м и 15-м местах соответственно. За пять лет они узнали о потребителе всё и за счет этого поднялись в рейтинге суммарно на полторы тысячи позиций. Если добавить к списку IBM, Microsoft, Oracle, Dell, HP, то окажется, что вся проданная и непроданная нефть в мире не принесет столько прибыли, сколько получают компьютерные гиганты. Их сокровища – знания, а не шкафы с микросхемами.

Google знает, о чем мы думаем, потому что мы задаем ему вопросы. Мы сами ввели в обиход фразу «спросите Google». Google -- наш главный советчик. Мы всецело верим в ответы Google. Мы не задумываемся, что это ответы не мирового объективного разума, а агентства по продаже рекламной площади и за первые результаты просто больше заплачено.

Как мы себя чувствуем, какое у нас настроение, с кем мы общаемся, что нас интересует, знает Facebook. Мы сами ему всё рассказали своими фотографиями, репостами и лайками. Facebook залез к нам в сердце! За несколько сот кликов можно определить цвет глаз, а уж ваши предпочтения в еде, политике и сексе определяются гораздо быстрее. Ваша страничка в социальной сети только ваша, там информация только для вас. Но вы не заметили, что нужное и полезное для вас определяет AI с режиссерами из Facebook, «ВКонтакте» и других соцсетей. Также, как цепочку роликов для автопросмотра в Youtube.

О нас как о потребителях товаров и услуг, все знает Amazon. До недавнего времени для него оставалось вопросом, что мы едим. С вторжением Amazon на рынок продовольствия этот вопрос снят. Деятельность Amazon выглядит просто губительной для потенциальных конкурентов – высочайший уровень эффективности позволяет компании снижать цены до неприемлемого для соперников уровня, а ее высокая репутация обрушивает их акции. Amazon скупает так много фирм и компаний, что процесс поглощения даже получил собственное название -- «to be amazoned». Гиганту осталось реализовать идею «доставка в день заказа» и – прощай офлайн-торговля? Amazon знает не только то, что требуется вам как потребителю. В дата-центрах Amazon лежит почти половина информации всего земного шара.

Несложно предположить, что Apple знает о нас всё вышеперечисленное плюс еще что-то -- ведь у нас в руках Айпады и Айфоны!

Google контролирует почти 90% поисковой рекламы, Facebook -- почти 80% мобильного социального трафика, а Amazon -- более 40% всех онлайн-продаж и почти 40% мирового рынка Cloud Computing. Google и Apple контролируют 95% рынка программного обеспечения для мобильных устройств, а Microsoft -- более 80% ПО персональных компьютеров по всему миру.

Соцсети всех стран собирают в свои «сети» информацию о пользователях. То в одной стране, то в другой возникают скандалы о незаконной передаче правительствам/покупателям пользовательских данных.

О нас все известно. Но только начиная с сознательного возраста. А почему мы стали такими? Как мы росли? И фирмы пошли к истокам – к детям.

Google зашел дальше всех. В 2017 году лэптопы от Google (Chromebook) составляли 60% всех компьютеров в учебных классах США, увеличив долю рынка с 5% в 2012 году. Chromebook дешевле аналогичных устройств из мира Windows и Apple. Но главное, что отличное, по отзывам экспертов, преподавателей и учеников, программное обеспечение для обучения от Google абсолютно бесплатно. По оценкам экспертов, корпорация должна тратить на поддержку своего ПО только для 113 тыс. студентов Балтимора около $1 млн в год. Кстати, осенью 2018 года в США насчитывалось $56,6 млн учащихся начальных и средних школ. Затраты представляются огромными. Но Google не берет никаких денег! Даже у учителей такая филантропия вызывает подозрение. Google не скрывает своих целей: «для нас важно, чтобы преподаватели и студенты имели опыт работы с нашими продуктами».

Еще как важно! В 1990-х фирма Sun обеспечила сбыт своих компьютеров за счет руководителей фирм – бывших студентов, привыкших в университетах работать на ее компьютерах.

В 2020-х фирма Google обеспечит свое процветание за счет бывших учеников, привыкших думать, как Google. Компьютеры Sun исчезли из офисов. Вынуть Google из голов нового поколения может оказаться невозможным. Приходит поколение киборгов Google?

Зачем собирают данные?

Для анализа. Для определения ваших предпочтений. Для выявления ваших наклонностей.

Есть только два варианта использования результатов:

1. Помочь вам, помочь организациям и фирмам, помочь человечеству.

Это благая цель, которая всегда ставится в начале исследования чего бы то ни было. Исследования в атомной сфере -- для того, чтобы вам было тепло и светло, интернет -- для демократичной и дружеской связи всех людей, Facebook -- как платформа для обмена передовыми идеями и выявления лучших. Потом неминуемо возникают атомная бомба, хакеры, фейк-акаунты и троллинг.

Анализ данных с помощью AI реально поможет вам сориентироваться в океане товаров и услуг, быстро подберет варианты, заранее предупредит о приближающейся болезни. Жизнь с помощником в лице AI может быть здоровее и приятнее за приемлемую цену.

Именно этот вариант использования AI обсуждается на конференциях и в прессе. Что говорить – AI это круто! Особенно, если вы еще не заменены AI и не попали в число уже почти полумиллиона уволенных сотрудников магазинов, рекламных и новостных агентств, банков и т.д. AI действительно помогает снизить затраты, упредить аварии, эффективно работает в системах информационной безопасности.

2. Повлиять на нас.

Думаю, это главная цель владельцев данных и главная опасность для людей.

Вышеназванные фирмы -- это гигантские машины влияния. Это медиакомпании, предоставляющие нам выдающиеся продукты информационных технологий бесплатно и зарабатывающие на продаже вашего внимания, вашего цифрового «я». Знание ваших предпочтений, секретов и комплексов позволяет сделать процесс убеждения невероятно эффективным. Ведь ваш разум, ваше сердце, потребительские привычки и сексуальные предпочтения под контролем – что еще надо миллиардерам для процветания?!

Надо, чтобы вы не волновались! Требуется создать для вас персональный, удобный, почти реальный мир.

Давно был открыт эффект 25-го кадра. В фильме вы этот кадр не видите -- сознание не успевает среагировать, но подсознание его воспринимает. Многочисленные опыты доказали, что информация заложена в 25-м кадре воспринимается зрителем: если в кадре напиток, то в конце сеанса вам захочется пить. Эта технология повсеместно запрещена как технология прямого воздействия на ваше подсознание.

Задумайтесь: почему ваша страничка в Facebook отличается от странички в вашего друга, у вас другая реклама, вам предлагают другие товары. Это -- ваша персональная виртуальная реальность, слегка (пока!) подправленная искусственным интеллектом. От вас как будто никто ничего не скрывает, ни к чему не принуждает, но на вас воздействуют. Очень адресно воздействуют, учитывая ваши сознательные и подсознательные желания, расшифрованные AI. AI уже стал 25-м кадром.

Влияние AI

AI может использоваться как технология 25-го кадра в XXI веке. Мы уже живем под прессом искусственного интеллекта. Под незаметным и всеобъемлющим влиянием людей, владеющих вашими данными.

Мы подошли к главному.

Искусственный интеллект может быть не только драйвером развития, но и инструментом для влияния на миллионы людей с помощью информационных технологий: влияния на вкусы, политические взгляды, на развитие детей и формирование их мировоззрения.

С точки зрения гражданских прав это уже не просто политическая цензура, это коррекция вашего политического поведения или даже потенциальное «изъятие» несогласных.

Неограниченные финансовые возможности плюс абсолютное знание каждого отдельного человека открывает для хозяев данных -- правительств и, конечно, компьютерных гигантов -- устрашающие возможности. Медиамонстры вообще внушают страх: что, если вдруг желание, например, фирмы Google, не совпадет с желаниями людей, не работающих в Google? И вообще, персонал этих фирм -- это офисные работники или уже манипуляторы сознанием пользователей?

Amazon больше года морочила голову всей Америке выбором места для своего второго офиса. И выбрала не города, где больше студентов, меньше налоги, дешевле жизнь, хорошая транспортная доступность. Нет! Выбраны финансовый центр страны с самыми высокими налогами, ценами, перенаселенный, с транспортными проблемами и место недалеко от столицы, а заодно от дома одного из руководителей Amazon. Почему? Из глубинки, например из Далласа или Атланты, на решения страны влиять трудно. А влиять уже, как видно, хочется.

Стремление к совершенному миру привело в рассказе Лино Альдани к созданию мира виртуального, и единственным желанием граждан был шлем виртуальной реальности. Жизнь вне шлема их перестала волновать.

Грядет цифровая диктатура! Мы будем голосовать за тех, кто больше о нас знает. Но это будет не наш выбор. Это будет результат влияния «AI 25-го кадра», умело направляемого на нас воздействия с помощью AI.

С этой диктатурой крайне трудно бороться, потому что поле боя -- внутри нас. За наши головы, сердца и желудки идет борьба всех искусственных и естественных интеллектов. Только в отличие от предыдущих веков, противнику заранее известно о нас все, вплоть до неосознанных привычек и болезней, о которых мы еще не знаем. Пришедшего цифрового диктатора будет не свергнуть.

Как быть? Противостоять всеобщему гипнозу «AI 25-го кадра»!

Защищать ваши данные, вашу приватность, ваше право на личную информацию и неприкосновенную жизнь. Нужны законы, защищающие вашу неприкосновенность. Нужно добиваться прозрачности и объяснимости применяемых алгоритмов. Никто не должен иметь право ни в каком виде использовать данные обо мне без моего согласия. Даже если это согласие требует пересмотра устройства всей сети Интернет!

Пытаться думать самим, а не поручать это Google. Иначе мы рискуем оказаться в Оруэлловском «1984» с надетым навечно шлемом виртуальной реальности.

Александр Шибаев
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!