Rambler's Top100
Статьи
03 октября 2019

Об искусственном интеллекте – без спекуляций

О перспективах и месте технологий искусственного интеллекта и роботизации процессов в бизнес-моделях предприятий – Виталий Астраханцев, руководитель проектов развития бизнеса отдела перспективных разработок компании DIRECTUM.

В настоящее время в нашей стране идет разработка национальной ИИ-стратегии, в рамках которой будут действовать меры государственной поддержки. С другой стороны, искусственный интеллект нередко становится предметом спекуляций. Поэтому у руководителей российских компаний существует естественное недоверие и непонимание пользы массового использования технологий ИИ в компаниях.

– Виталий, уместно ли применять термин «сквозные» к технологиям искусственного интеллекта?

– Безусловно, термин «сквозные» вполне уместен в отношении технологий ИИ, так как они применимы ко всем процессам в организации, от их инициации до логического завершения, от обработки заказа менеджером до производства и контроля качества продукции. Кроме того, они являются сквозными для экономики в целом, поскольку это межотраслевые технологии, не привязанные к специфике конкретной компании.

В чем суть ИИ-технологий и их польза для цифровой трансформации компаний?

– Цифровая трансформация неразрывно связана с изменением бизнес-моделей и требований к управлению предприятием. Понимание автоматизации изменилось по сравнению с ранними этапами развития: если раньше процессы переводились в электронный вид по подразделениям, например, отдельно в бухгалтерии или в кадровой службе, то сейчас идет комплексная автоматизация.

Это предполагает использование технологий, которые позволяют либо полностью исключить участие человека, либо упростить процессы и уменьшить количество рутинных операций. Для такой сквозной автоматизации искусственный интеллект – оптимальный инструмент. Причем данная тенденция затрагивает не только бизнес, промышленность, финансовый сектор или торговлю, но и государственную сферу.

Правительством РФ определены несколько высокотехнологичных направлений, так называемых сквозных технологий, которые обеспечат базу для национальной программы «Цифровая экономика РФ». К таким направлениям отнесены технологии распределенного реестра, искусственный интеллект, квантовые технологии, AR/VR, большие данные, промышленный интернет, компоненты робототехники и др. Государство совместно с крупнейшими корпорациями разрабатывает «дорожные карты» по каждому из направлений. Они должны содержать целевые показатели и определить объемы финансирования. Дорожные карты по первым четырем направлениям уже приняты АНО «Цифровая экономика».

– Какова динамика частных/государственных инвестиций в технологии искусственного интеллекта в мире/России в 2018-2019 годах?

– Начиная с 2017 года интерес к ИИ-технологиям растет как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. Сегодня компаниям необходимо учитывать этот технологический тренд, чтобы быть успешными. Технологии, которые мы сейчас используем – машинное обучение, компьютерное зрение, обработка естественного языка, – как раз позволяют предприятиям не просто автоматизировать процессы, но и выйти на качественно новый уровень развития и при меньших затратах обеспечить больший экономический эффект.

В прошлом году «Росатом» проводил тендер по выбору проектов разработки систем искусственного интеллекта, которые уже были реализованы в России. Получить компенсацию расходов могли как коммерческие компании, так и научные институты. Соответственно, государственные корпорации тоже заинтересованы в развитии компаний, которые готовы тиражировать решения для создания «умного» предприятия. Сюда относятся технологии автоматической классификации данных, извлечения текстов, преобразования голоса в текст, выстраивание сквозных процессов автоматизации промышленности, например интеграция PLM-, ERP- и MES-систем. Если раньше мы сталкивались с «лоскутной» автоматизацией, то сейчас на эти технологии смотрят с точки зрения единых, сквозных процессов. Именно они позволяют, не меняя коренным образом уже внедренных систем, связать их в единый контур, сделать эту связку незаметной для пользователей и увеличить функциональные возможности систем. Все подобные технологии могут получить поддержку.

Помимо этого, стоит сказать, что на субсидии со стороны государства могут претендовать компании, которые поддержат существующий тренд на импортозамещение. Если российские компании предложат уникальный продукт, который станет аналогом решений IBM Watson или Oracle AI, то они могут рассчитывать на инвестиции.

По результатам исследования «Бизнес-лидеры в эпоху ИИ», проведенного экспертами Microsoft среди 800 топ-менеджеров, аналитики предположили наличие связи между применением искусственного интеллекта и темпами роста компании. Как выяснилось, до 40,6% руководителей быстрорастущих (с двузначными темпами роста) компаний по всему миру активно внедряют ИИ, в то время как среди медленнорастущих компаний этот показатель оказался более чем в два раза ниже и составил всего 18,5%.

Быстрорастущие компании также выразили готовность внедрять ИИ в обозримом будущем. До 93,2% руководителей таких организаций намерены использовать ИИ при принятии решений в течение одного-трех лет. В медленнорастущих компаниях 64% руководителей сделают это только в течение трех-пяти лет.

– Какие отрасли в России лидируют в использовании ИИ-технологий искусственного интеллекта?

– Технологии искусственного интеллекта сегодня находят применение во всех сферах бизнеса. В первую очередь в промышленности – это та область, которая получает наибольший экономический эффект от замены человека ИИ-системой. Вместе с этим роботизация производства позволяет предотвратить множество аварий. Сейчас технологии ИИ способны анализировать износ оборудования, накапливать и обрабатывать данные о поломках станков и прогнозировать необходимость замены деталей. Такое прогнозирование рисков тоже дает экономический эффект – внутренние службы получают возможность заранее заказать необходимые комплектующие и избежать вынужденного простоя.

Если говорить о государственных органах, то внедрение новых технологий там происходит не так быстро и легко, главным образом в связи с законодательными ограничениями. Несмотря на соответствующие указы президента, законов, которые поддерживают действие этих технологий, достаточно мало, а целевые показатели внедрения не определены. Большинство из них в настоящее время находится в разработке, цикл выпуска законов остается достаточно длительным, от года до двух лет. К сожалению, сейчас мы сталкиваемся, к примеру, с ограничениями использования простой электронной подписи, и это не позволяет применять простые доступные технологии, в том числе бизнесу.

Пока не будет законодательной базы, мы будем ограничены в использовании некоторых технологических возможностей. Но уже можно начинать постепенное внедрение в госорганах простой функциональности: автоматической классификации, элементов анализа больших данных, скажем, для работы с обращениями граждан. Это может сократить сроки подготовки ответов от государственных органов: например, внедрение функции автоматического определения ответственного за обращение позволило бы уменьшить срок ожидания ответа, так как при правильном выборе ответственного сам процесс подготовки ответа зачастую занимает буквально день-два.

– Есть ли сейчас в России решения/проекты, которые могут претендовать на звание сквозных? Как бы вы оценили лидеров в сегменте технологий ИИ в России?

– Многие вендоры сегодня идут по пути разработки таких сквозных решений, но готовых разработок еще нет. Думаю, что в перспективе двух-трех лет появятся решения, способные полностью покрыть все процессы предприятия и все отраслевые кейсы. Радует, что доля российских вендоров на этом рынке достаточно велика. Продукты международных гигантов, например IBM и SAP, требуют значительных вложений.

Отечественные разработки сейчас не уступают им по функциональности, но при этом имеют преимущества с точки зрения оперативности и стабильности технической поддержки. Особенно это заметно в условиях санкций: некоторые компании замечают сложности во взаимодействии с западными разработчиками. Среди лидеров на российском рынке можно назвать компании ABBYY, Naumen. При этом рынок развивается очень быстро: компания DIRECTUM также активно работает в этом направлении и придерживается стратегии независимости от технологий других крупных разработчиков.

– Какими будут сегменты с самым быстрым ростом расходов на технологии искусственного интеллекта течение ближайших двух лет?

– Как я уже сказал, лидерство здесь сохраняет сфера промышленного производства. Следом идут ритейл, банковская и страховая сферы, т.е. отрасли, где существует много рутинных операций, которые можно автоматизировать и получить заметный эффект.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!