Рубрикатор |
Статьи |
Татьяна СОЛОПОВА  | 21 октября 2020 |
Телемедицинские консультации: ненужные расходы или необходимость?
Продолжающаяся пандемия коронавируса подталкивает клиники к более широкому использованию телемедицины. То, что раньше было нишевым предложением, стало тенденцией, которая, по всей видимости, останется с нами надолго.
В связи с пандемией коронавируса в стране повсеместно был введен режим самоизоляции, в большинстве регионов клиники и больницы не принимали пациентов. Таким образом, многие люди оказались в ситуации, когда им буквально не к кому было обратиться по поводу того или иного заболевания. В апреле 2020 года спрос на удаленные консультации, по данным опроса «РИА Новости», существенно вырос, поэтому клиники, которые успели наладить процесс, сумели получить неплохую прибыль.
Что говорит закон
Телемедицину, как и медицину в целом, регулирует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Хотя в нем и фигурирует понятие «оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», но четкой схемы работы еще нет, и использование удаленных консультаций серьезно ограничено. Российское законодательство предусматривает применение телемедицины только для проведения первичных консультаций, получения второго мнения и динамического мониторинга состояния здоровья пациента.
Лечащий врач не может дистанционно поставить диагноз и назначить лечение, однако уже после первого очного приема применять телемедицинские технологии можно в полном объеме.
Как клиники могут использовать телемедицину
Врачи ограничены законом в возможности давать конкретные рекомендации и ставить диагнозы, поэтому чаще всего пациентам рекомендуют обратиться к доктору за очной консультацией. Но это совсем не означает, что проводить такие приемы не выгодно. Важно понимать, что для клиники дистанционные консультации – это в первую очередь сервис, который помогает пациентам не тратить время на логистику и повторные посещения медучреждения. Вы формируете лояльность и увеличиваете базу пациентов, а в дальнейшем и пациентопоток. Если доктор все грамотно объяснил больному онлайн, то вряд ли тот откажется прийти затем на очный прием.
Многие клиники сейчас предоставляют услугу второго мнения, в рамках которой пациент, уже проходящий курс лечения и имеющий на руках диагноз и медицинскую документацию, дистанционно обращается за советом к другому врачу. Такая услуга может стоить как полноценный прием, так как в этом случае у доктора больше свободы в предложении рекомендаций и дополнительных назначений, которые пациент затем может обсудить со своим лечащих врачом.
Повторную консультацию практически во всех случаях можно проводить дистанционно, что удобно не только во время эпидемий, но и в тех случаях, когда пациенты приезжают к врачу из другого города и не имеют возможности остаться надолго. Доктор может обсудить результаты анализов, скорректировать уже назначенное лечение, выписать повторно рецепт, наблюдать за динамикой выздоровления, назначать процедуры и осуществлять контроль за ними с помощью специальных приборов.
Таким образом, при должном уровне удобства для пациентов и правильных коммуникациях все виды дистанционных консультаций могут быть клинике на пользу – и как сервис, и как дополнительный способ привлечения средств, и как способ заполнить расписание врачей.
Преимущества телемедицины для пациентов
В проведение онлайн-консультаций могут быть вовлечены врачи всех специальностей. По данным крупного игрока телемедицинского рынка компании «Доктор рядом», очень востребованы, например, эндокринологи и гинекологи. Также телемедицина популярна у пациентов психотерапевтов.
Вот примеры того, чем можно помочь пациентам во время дистанционной консультации:
- выявить симптомы COVID-19, дать указания по дальнейшим действиям;
- консультировать пациентов из других регионов, пожилых пациентов, находящихся на самоизоляции, пациентов с ограниченными возможностями и лежачих пациентов;
- следить за динамикой лечения, корректировать назначения и дозировку лекарственных препаратов;
- направлять пациентов на повторные приемы к нужному специалисту.
Как настроить онлайн-консультации в клинике
Источник: Medesk
Вот пять шагов, которые помогут сделать телемедицинский сервис в вашей клинике максимально эффективным.
1. Убедитесь, что в клинике есть нужное оборудование для проведения консультаций, что врачи проинструктированы, как с этим оборудованием работать и как вести себя во время онлайн-консультации. Ваше телемедицинское программное обеспечение обязательно должно быть безопасным и интегрированным с вашей МИС. Необходимо, чтобы сеанс шел не через личный аккаунт врача в Skype или WhatsApp, а через официальный аккаунт клиники и МИС и доктор мог тут же делать записи в электронной карте пациента.
2. Сообщите о том, что у вас появились дистанционные приемы, на вашем сайте и в социальных сетях. Если вы используете виджет онлайн-записи, то предоставьте пациентам возможность видеть доступность очных и удаленных консультаций в реальном времени. Так они смогут сами решить, какой вид приема им удобнее и когда.
Также вы можете разместить ссылки на онлайн-запись прямо на страницах соцсетей, тем самым дополнительно отслеживая каналы привлечения.
3. Настройте автоматические уведомления по SMS и электронной почте, чтобы иметь возможность посылать:
- необходимую информацию о приеме, инструкцию и ссылку для подключения к телемедицинской платформе;
- ссылки на онлайн-оплату приема;
- напоминания о предстоящем приеме, например, за день и за час;
Просите администраторов рассказывать пациентам при подтверждении приемов, как будет проходить консультация.
4. Информируйте пациентов о преимуществах телемедицинских консультаций с помощью рассылок, информационных буклетов, колл-центра.
5. Настаивайте на получении обратной связи как от пациентов, так и от врачей:
- просите администраторов после каждого онлайн-приема звонить пациентам и спрашивать, как прошла консультация;
- общайтесь с врачами и сообща думайте над способами улучшения качества консультации.
Как врачу произвести правильное впечатление во время онлайн-консультации
Многие просто не знают, что такое телемедицина. Поэтому ваша задача – помочь им быстрее преодолеть страх первой консультации и подтолкнуть пациентов к выбору именно вашей клиники для очного приема.
Врач должен тщательно продумать формат общения и подготовиться заранее:
- Тщательно подготовить пространство вокруг: фон не должен отвлекать, чтобы все внимание пациента сосредоточилось на враче. Нужно расположить камеру так, чтобы пациент видел его лицо.
- Убедиться, что аудио- и видеосистемы работают должным образом, чтобы консультация не превратилась в бесконечное устранение неполадок.
- Заранее открыть карту пациента, чтобы не подгружать ее во время приема, избежать сбоев и зависаний техники.
- Спросить пациента о качестве связи и звука, есть ли у него вопросы или сомнения по поводу формата консультации. Лучше всего сразу на них ответить.
- В конце приема попросить пациента высказать свое мнение о консультации, все ли было слышно, видно, понятно, остались ли вопросы. Также можно сразу отправить ему ссылку на онлайн-запись на очную консультацию к этому врачу или к другому специалисту вашей клиники.
* * *
Вполне вероятно, что через два-три года дистанционные консультации станут основной услугой во многих клиниках. Однако сливки снимут те медицинские центры, которые уже сейчас встали на путь внедрения телемедицины.
Татьяна Солопова, руководитель отдела маркетинга МИС, Medesk
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!