Рубрикатор |
Статьи |
Григорий КАЛАЧЕВ  | 03 июня 2021 |
ИТ-разработка для госсектора: стереотипы vs новая реальность
Государство не первый год стимулирует развитие российского ИТ-рынка, не только насыщая его деньгами и заказами, но и создавая запрос на новые технологии и решения в масштабах страны. Внедрение инноваций в гостехе – серьезная и интересная задача, несмотря на определенную специфику.
Относительно гостеха на рынке существует ряд предубеждений: считают, что в реализации проектов много бюрократии, используются только устаревшие технологии, заказчики и владельцы продукта до такой степени консервативны, что с ними невозможно говорить о новых подходах. Отчасти это верно, особенно в том, что касается большей внимательности к процедурам и регламентам, но это всегда оправданно и напрямую не касается разработчиков.
Главная функция, которую реализуют ИT в государстве, – это сервисы электронного правительства для граждан. Речь идет о высоконагруженных системах, которые рассчитаны на миллионы человек одновременно: они должны быть не только отказоустойчивыми, но и простыми и понятными для пользователей вплоть до людей 80+. Кроме того, данные граждан в таких системах и сервисах должны быть надежно защищены.
Представьте себе задачу такого масштаба и ответственности. Если «упадет» Instagram, то серьезно пострадает лишь небольшое количество людей, делающих там бизнес. Если «упадут» Госуслуги, вся страна не сможет получить необходимые госсервисы. А в России уже множество услуг (не только с сайта Госуслуги) доступны только в электронном формате.
Получается, что сегодня государство стало крупнейшим провайдером ИT-сервисов в стране. Логично, что все перечисленное выше накладывает отпечаток на процесс разработки. Какой именно?
Бюрократия – это про ответственность
Документирование при разработке и поддержке федеральных госсистем должно быть очень детальным. Низкая степень документирования алгоритмов работы может привести к тому, что все знания будут сосредоточены в конкретных людях. Среди них, во-первых, те, кто придумал этот алгоритм и понимает, почему именно таким он должен быть; во-вторых, те, кто его запрограммировал и поэтому знает, как он работает; и в-третьих, те, кто его поддерживает и в курсе всех нюансов его использования. Но все это разные люди. И если один выпадает, то вся цепочка рушится – в итоге страдают в первую очередь пользователи, т.е. обычные граждане. Чтобы избежать подобных ситуаций, приходится все подробно документировать, так как с каждым может случиться непредвиденное. Но повторюсь, что именно разработчики в госпроектах с вопросами документации практически не сталкиваются: они пишут код, и для них мало что меняется.
А вот руководителю проекта команды разработки может приходиться нелегко. С одной стороны, для организации комфортной работы команды ему нужен долгосрочный и стабильный план, с другой – он обязан предусмотреть ресурсы, которые могут понадобиться для оперативного решения возникающих из-за меняющегося законодательства задач. В государственных учреждениях все задачи по информатизации решаются через систему конкурсов и контрактов, которые обычно проводятся на год вперед. Все ведомства знают нюансы процедур и подстраиваются под них. Таковы правила игры.
Хорошо, если ведомство понимает, что в середине года может быть принят какой-либо значимый для него законопроект с последующим воплощением в виде ИТ-сервиса, например, обязательная маркировка товаров. Это можно заложить в контракты заранее. Но бывают, что запросы возникают внезапно, как произошло с социальными выплатами во время режима самоизоляции. Тогда для руководителей проектов начинается горячая пора. Например, в пандемию за считанные дни на портале Госуслуг был реализован сервис выплаты детских пособий, он стал доступен нажатием одной кнопки.
Такая скорость развертывания ИT-услуг в масштабах страны не снилась многим крупным корпорациям. Это значит, что, несмотря на сложность процессов согласования и документирования, государство может действовать быстро и эффективно при разработке новых сервисов. И так называемая бюрократия – это про ответственность, а не про отсутствие инноваций.
Устаревший стек технологий
В среднем жизненный цикл ИТ-архитектуры ограничен: сегодня прогресс достаточно быстро приносит нам новые инструменты и способы решения задач. Поэтому устаревшими государственные системы назвать никак нельзя: большинству из них в том виде, в котором они используются сегодня, не более трех лет. И многие, хотя и находятся в промышленной эксплуатации, все еще разрабатываются и развиваются.
Конечно, госсектор впитывает новые технологии медленнее, чем бизнес, но это не зашоренность, а осторожность. Она связана с тем, что федеральные ведомства должны обеспечивать отказоустойчивость решений для миллионов пользователей и безопасность данных не просто пары тысяч клиентов, а граждан огромной страны. Представьте, что технология появилась вчера – и в ней пока много «дыр», для которых не просто не существует «заплаток»: они еще не найдены. Вполне логично, что государство не должно экспериментировать и использовать решения, не переболевшие своими детскими болезнями. Как только технологии достигнут определенной зрелости, они смогут стать фундаментом государственных ИT-систем.
Консервативность заказчиков
Продолжу про рамки и консерватизм. Молодые разработчики часто судят о государственных сервисах по их интерфейсам: например, удобство использования не такое, как у социальных сетей или массовых коммерческих сайтов, дизайн где-то устарел. Да, он более сдержанный. Но подумайте о том, что основная масса завсегдатаев соцсетей и мобильных приложений – люди в возрасте от 15 до 45 лет, а потребители госсервисов – все население, включая людей старшего и даже преклонного возраста. Не говоря уже о людях с ограниченными возможностями здоровья. Интерфейс государственной системы должен учитывать потребности всех категорий граждан. Если дизайнер придет с предложением сделать некий модный элемент, например, всплывающее бургер-меню, мы чаще всего выберем кнопку. Кнопка – это то, что найдут все. Поэтому наивно судить о том, что находится «под капотом» госсервисов, только по интерфейсу.
В госсекторе владельцев продукта можно назвать осторожными, внимательными, требовательными, но никак не консервативными. Крупные ведомства и министерства инвестируют в ИT, развивают внутреннюю команду, приглашают внешних аудиторов для оценки качества работы сервисов и систем. За несколько лет все поменялось стремительно, у госзаказчиков теперь есть своя ИT-экосистема и мощные кадры.
Возможно, 10 лет назад, когда первые задачи в ИТ только возникли перед муниципалитетами, органами местного управления, и они пытались их решать каждый в меру сил, ресурсов и компетенций, этот опыт не всегда был удачным. Но сейчас, когда ИТ становятся движущей силой цифрового государства, вспоминать об этом странно. У тех компаний, которые не побоятся масштаба и сложности задач в госсекторе, есть возможность получить уникальный опыт и поучаствовать в цифровой трансформации одной из крупнейших экономик в мире. Технологии создают новое будущее для страны, и кто-то внесет в него свой вклад, а кто-то так и продолжит жить стереотипами.
Григорий Калачев, директор по производству ПО,
IT_One
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!