Рубрикатор |
Статьи |
13 августа 2021 |
Schneider Electric: перестройка и ускорение
О глобальной индустрии ЦОДов и ее российской специфике, а также о том, как чувствует себя премиальный производитель в условиях усиления конкуренции на рынке, рассказывает Тимур Алтышев, директор по работе со стратегическими заказчиками компании Schneider Electric.
– Тимур, какова структура мировой отрасли ЦОДов? Каковы приоритеты ее развития?
– Объем мировой отрасли дата-центров вышел на головокружительный уровень: это почти 46 млн кв. м совокупной площади (примерно 6,4 тыс. футбольных полей) и энергопотребление около 60 ГВт. Отрасль составляют три основных сегмента: ЦОДы интернет-гигантов (Microsoft, Facebook, Amazon, Alibaba и т.д.), поставщиков услуг colocation (Equinix, Interxion, Digital Realty, Colt и т.д.) и телеком-провайдеров (NTT, Vodafone, China Telecom и т.д.). Все три сегмента растут очень активно. При этом операторы colocation нередко строят дата-центры в соответствии с требованиями конкретных интернет-гигантов по модели build-to-suite, да и в целом около 80% дата-центров colocation заполняются интернет-гигантами.
Консолидация ЦОДов в руках крупных корпораций – около 15 компаний владеют более чем 70% объектов – определяет и основные приоритеты развития, такие как экологичность (масштаб участников рынка побуждает регуляторов предъявлять к ним довольно жесткие требования, и соблюдение этих требований является критичной частью бизнеса уже сегодня), эффективность, скорость вывода объектов на рынок, адаптивность и отказоустойчивость. Кроме того, стандартизация, цифровизация, энергоэффективность – все, что позволяет сделать эксплуатацию ЦОДа максимально простой и эффективной, а строительство – максимально быстрым.
Конечно, структура и приоритеты российского рынка пока значительно отличаются от вышеназванных мировых, но мы видим, что отечественные игроки рынка ЦОДов также ориентируются на эти приоритеты. Schneider Electric на глобальном уровне успешно работает во всех трех сегментах отрасли, и это помогает нам внедрять лучшие мировые практики в отечественных дата-центрах.
– Наблюдаете ли вы снижение интереса корпоративных заказчиков к созданию собственных ЦОДов и их уход в коммерческие дата-центры?
– Да, конечно, как в мире, так и в России эта тенденция очевидна. В большинстве своем профессиональные игроки рынка ЦОДов способны предложить корпоративным заказчикам более быстрое и эффективное решение, чем строительство собственного корпоративного дата-центра. Но и в России, и в мире по-прежнему есть крупные корпоративные заказчики (банки, госструктуры и т.д.), которые предпочитают строить большие ЦОДы собственными силами и умеют это делать достаточно эффективно.
Также мы видим, что корпоративные заказчики, даже переезжая в коммерческий дата-центр, стремятся выбрать инфраструктуру, аналогичную собственной как по составу производителей, так и по топологии и другим особенностям построения. А поскольку Schneider Electric широко представлена и в корпоративных, и в коммерческих ЦОДах, то с помощью наших решений мы предоставляем корпоративным заказчикам возможность использовать унифицированную инфраструктуру в собственных и арендуемых дата-центрах.
– В Москве места в коммерческих ЦОДах раскупаются еще до ввода объектов в эксплуатацию. Поэтому все хотят строить как можно быстрее. Какие организационные и технологические инструменты предлагает Schneider Electric для сокращения сроков реализации проектов?
– Действительно, сегодня скорость выхода на рынок – важнейший фактор успеха. И в этом мы готовы максимально содействовать нашим заказчикам – и при строительстве объекта, и при заполнении существующего дата-центра пользователями. В нашем арсенале есть гибкие условия финансирования, средства раннего планирования производства, европейские и российские складские возможности. На этапе планирования и проектирования ЦОДа наши технические специалисты помогают в поиске оптимального решения, что позволяет сократить сроки внедрения без потерь в эффективности объекта. Цифровые инструменты Schneider Electric, которые применяются при планировании ЦОДа, построены на одной платформе с системой мониторинга и управления инженерной инфраструктурой – это упрощает запуск ЦОДа и выстраивание процессов эксплуатации. Еще один момент, немаловажный для быстроты внедрения, – комплексность решения. В наших системах многие вопросы взаимной интеграции элементов проработаны на этапе создания продукта, и нет необходимости тратить на это дополнительное время и силы в процессе создания ЦОДа.
– Не снизит ли столь высокий спрос на услуги ЦОДов требования к уровню технических решений? Скажем, когда площади ЦОДа быстро утилизируются, становятся ненужными системы с модульной архитектурой (для постепенного наращивания ресурсов) и т.д.
– Думаю, большинство участников рынка понимают, что текущий дефицит стойко-мест не обязательно сохранится через два года, а значит, новые объекты надо планировать максимально гибко. Практически во всех проектах, в которых мы сейчас участвуем, присутствует этапность и соответствующая дробность наращивания инженерной инфраструктуры. При этом модульная архитектура, например ИБП, на крупных коммерческих площадках применяется не столько для масштабирования, сколько для более простой и экономически выгодной эксплуатации. В наших новых ИБП Galaxy VL заменить или добавить силовые модули быстро, а главное, безопасно служба эксплуатации может самостоятельно. С другой стороны, дата-центр – это объект критической инфраструктуры, поэтому при любом уровне спроса на его услуги надежность ЦОДа, которая определяется в том числе надежностью применяемых компонентов, – один из основных факторов успешного внедрения. Другими словами, при снижении требований к уровню технических решений слишком высок риск оказаться вне рынка.
– В России растет не только число ЦОДов, но и их размеры. Насколько технические решения для мегаЦОДов отличаются от решений для «обычных» объектов?
– Исходя из того, что заложено в концепции развития, большинство планируемых сегодня в Москве проектов можно отнести к мегаЦОДам, но станут ли они таковыми, будет зависеть от реалий рынка. Ведь строиться они будут этапами. Тем не менее мы наблюдаем как минимум одну особенность мегаЦОДов – им чаще требуются индивидуально адаптированные решения, которые в силу большого масштаба проекта дадут ощутимый эффект. Для нас привычна ситуация, когда мы вместе с заказчиком адаптируем наши продукты, чтобы получить оптимальное решение с учетом особенностей конкретного объекта. У нас уже есть опыт подобного коинжиниринга с российскими заказчиками в системах охлаждения, мониторинга и решениях для размещения серверного оборудования. Отмечу, что благодаря большой и опытной команде технических специалистов Schneider Electric в России подобные изменения практически не отражаются на сроках проектирования и внедрения.
– Мы наблюдаем активизацию строительства ЦОДов в регионах. Какова специфика решений для региональных проектов, особенно с учетом дефицита квалифицированных специалистов?
– Действительно, опытных специалистов в регионах найти достаточно сложно. Мы предлагаем разные варианты решения кадровой проблемы. Первый – максимально упростить эксплуатацию. Этого можно добиться за счет применения модульных архитектур с обслуживанием на уровне модулей, за счет простых цифровых решений для управления инфраструктурой и подключения всех систем к этой единой системе управления. Второй вариант – привлекать к эксплуатации ЦОДа специалистов производителя, т.е. по сути выводить часть службы эксплуатации на аутсорсинг и оставлять на объекте только оперативное управление. Охват территории страны нашей сервисной сетью позволяет это осуществить, и в некоторых региональных корпоративных ЦОДах подобную практику мы уже внедрили.
Вторая особенность развития ЦОДов в регионах – малоизученный спрос. Решением этой проблемы регионального развития отрасли мы считаем концепцию модульных и быстровозводимых ЦОДов, что в принципе подтверждают проекты, реализуемые рядом участников рынка. Такой подход позволяет быстрее выходить на рынок, масштабировать или адаптировать инфраструктуру к требованиям региональных заказчиков. У нас есть соответствующие предложения, как собственные, так и разработанные в партнерстве с российскими компаниями.
– Как меняются цели и позиции Schneider Electric на российском рынке инженерной инфраструктуры для ЦОДов?
– Думаю, ни для кого не секрет, что за последние несколько лет конкуренция на рынке инженерных систем, как и на ИТ-рынке, в силу экономических причин существенно ужесточилась. Это не могло не сказаться на доле рынка премиального производителя, и потребовалось определенное время на перестройку продуктового предложения, ценообразования и политики обслуживания, для того чтобы соответствовать реалиям российского рынка.
Так получилось, что именно в 2021 г. практически одновременно произошли прорывные положительные изменения по ряду и технологических, и бизнес-направлений. Schneider Electric представила новые суперинновационные, эффективные и оптимальные по цене ИБП Galaxy VL, расширила портфель решений литий-ионных аккумуляторов. В России и странах СНГ стали доступны экономически эффективные решения для инфраструктуры машзала – линейки Easy Row, Easy Rack и Easy PDU. Сервисная политика стала более гибкой, появились более гибкие схемы финансирования и многое другое. Это позволяет нам ожидать увеличения доли компании на рынке ЦОДов. Сегодня мы можем удовлетворить практически любые требования заказчиков и готовы вместе с ними дальше развивать и двигать вперед отрасль дата-центров в России.