Рубрикатор |
Статьи |
Денис АФАНАСЬЕВ  | 04 августа 2022 |
«Контролируемое облако»: как малому бизнесу сбежать из ИТ-зоопарка
Представьте, что у вас небольшая компания, деятельность которой зависит от подписки на несколько ИТ-инструментов. И вдруг по каким-либо причинам доступ к двум или трем из них утрачивается. Как устранить подобные риски и не снизить производительность?
Определимся с терминами
Термин «контролируемое облако» в профессиональном сообществе не используется. Однако его можно вывести «от противного», описав отношения типичной компании малого бизнеса с провайдерами ИТ-сервисов.
Представим, что небольшой бизнес без собственной ИТ-службы и четкой корпоративной структуры покупает ряд цифровых услуг у нескольких провайдеров. Пул таких платных и бесплатных продуктов обычно включает: хостинг сайта, CMS, почтовый сервис, систему бухучета или учета торговых операций через веб-интерфейс по подписке, систему управления складом (при необходимости), CRM-решение, облачные хранилища файлов.
В итоге складывается своего рода «зоопарк» разрозненных систем, в совокупности обслуживающих бизнес-процессы. Следит за взаимодействием с поставщиками всех этих решений, как правило, руководитель компании. Ему приходится проверять состояние подписок, своевременность оплаты счетов, запрашивать при необходимости масштабирование и техподдержку и т.д. Если же отношение к ИТ у компании легкомысленное, то центра компетенции вообще нет – за разные системы отвечают разные сотрудники.
Это приводит к ситуациям, когда при уходе из компании таких людей вместе с ними «уходят» и ИТ-сервисы, за которые они отвечали. Восстановление доступа к аккаунту занимает много времени и может стать причиной простоя в работе организации и упущенной выгоды. Не будем забывать и про неоправданные блокировки некоторых сервисов, в том числе по политическим мотивам, и соответствующую паузу в работе.
Такой расклад можно описать как «неконтролируемое облако для СМБ».
Контролируемое же облако представляет собой полную противоположность – большинство инструментов и сервисов, необходимых СМБ-игрокам, доступны из «одного окна», с одним договором, по единому тарифу.
Пакет с пользой
Контролируемое облако – это пакет облачных сервисов (cloud bundle), комплексное решение для СМБ-компаний, оптимизирующее расходы и управленческие ресурсы на необходимые ИТ-инструменты и предоставляющее верхнеуровневые сервисы.
Подобный пакет может выглядеть примерно так:
Яндекс.Почта | Корпоративная почта |
Яндекс.Диск, Google Drive | Облачное хранилище файлов |
Мое дело, 1C Fresh | Онлайн-бухгалтерия |
Мой Склад | Производство и складской учет |
1C Битрикс | CMS сайта |
reg.ru, Rusonyx | Хостинг |
amoCRM, Битрикс24 | CRM-система |
Telegram, Slack | Корпоративный мессенджер |
Kaspersky, Eset NOD32 | Антивирус |
YouTube, SoundCloud | Видео- и аудиохостинги |
Office 365, Google Docs | Офисные программы |
Github | Репозиторий кода и ПО проектов |
Trello, Asana | Планировщик задач |
Mailchimp, Sendpulse | Сервис email-рассылок |
Zoom, MS Teams | Видеоконференции |
Некоторые провайдеры через опцию «тревожной кнопки» позволяют отключать доступ к ИТ-инфраструктуре и данным в случае наступления оговоренных сценариев (захват, корпоративные конфликты и т.д.).
Также обычно предоставляется централизованная техподдержка через обращения в службу провайдера для корректировки параметров работы различных сервисов пакета, их активации, приостановки или масштабирования. Это снижает риски сбоев и несанкционированного доступа с последующими манипуляциями ИТ-ресурсами компании.
Все описанные инструменты предлагаются облачным провайдером по модели SaaS, т.е. «программное обеспечение как услуга». Это означает, что бизнес получает полностью готовые инструменты для обслуживания своих бизнес-процессов.
Мотивация к переходу на такую модель от привычного СМБ-«зоопарка» самая простая. Времена для бизнеса сегодня не самые легкие, и дополнительный уровень надежности ИТ, снижение организационных и финансовых издержек, оптимизация работы штата – все это лишним не будет.
Решение выгодно для СМБ, у которых все операции ИТ-поддержки основной деятельности ведутся через веб-интерфейс, которым экономически нецелесообразно заниматься покупкой, арендой и администрированием мощностей в дата-центре.
Даже аренда мощностей – это сервис IaaS (инфраструктура как услуга), для использования которого нужны глубокие собственные компетенции по системному администрированию.
Бизнес-модель
Реализация и развитие такого подхода происходят, как правило, в формате клиентского портала, через который осуществляется первичное формирование пакета необходимых сервисов и управление им. В дальнейшем в стандартный набор могут добавляться более сложные решения, такие как предоставление среды разработки для создания прототипов приложений, S3-хранилища данных, аналитические инструменты с трансформацией в модель общего маркетплейса цифровых продуктов.
Спрос со стороны СМБ на такого рода услуги в России сегодня растет. Обратиться к крупным публичным провайдерам могут не все, да и у них не всегда есть необходимый набор готовых сервисов, пригодный для масштабов мелких игроков. Поэтому появляется интерес к базовому набору ИТ-инструментов, доступных с «ноутбука на коленке».
У ИТ-провайдеров возникает задача просчитать оптимальную модель предоставления услуги, которая позволит продемонстрировать СМБ преимущества «одного окна» перед «сборной солянкой» и будет одновременно выгодной для самих провайдеров.
Решений для оптимизации и объединения многообразия инструментов на одной платформе много не нужно, и они доступны. Например, можно реализовать «одно окно для СМБ» на базе собственных ресурсов для виртуализации аппаратных мощностей, open source-решений, используемых для собственных нужд и т.д.
Это позволит, к примеру, разворачивать аналоги популярных облачных хранилищ или мессенджеров с повышенной защитой доступа и каналов передачи данных. То есть в рамках такой модели клиент платит за виртуальный ресурс, на базе которого развернуты сервисы, что создает обоюдовыгодную бизнес-модель.
Еще один важный момент – практически полное использование российских и open source-инструментов в качестве основы.
Меняйтесь к лучшему
Кадровую структуру бизнеса переход на такую модель не нарушит: провайдер берет на себя только техническо-административную сторону, ответственность за которую либо лежала на руководителе компании, либо распределялась по штату.
Часть функций, состав которых варьируется в зависимости от тарифной политики, передается службе техподдержке провайдера. Выключения из привычного рабочего процесса каких-либо специалистов не происходит. Сложившаяся структура штата просто разгружается от ненужных задач.
В будущем подобные СМБ-ориентированные облачные пакеты можно расширять за счет типичных задач: например, антивирусных инструментов, антиспам-плагинов для почты и др. Прозрачность и управляемость облачного пакета в сочетании со средствами обеспечения ИБ, защитой доступа и бэкапами данных сделают в будущем такие решения отдельным и довольно перспективным сегментом на рынке облачных услуг.
Денис Афанасьев, руководитель облачного направления,
CorpSoft24
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!