Rambler's Top100
 
Статьи
Александра ЗАЛМАНОВА  Константин ОСТАШОВ  Андрей ГОЛОВКО  22 ноября 2022

Российские почтовые и коммуникационные платформы: какую выбрать

При выборе коммуникационной платформы в первую очередь нужно обратить внимание на ее функциональные возможности, требуемые ресурсы, протоколы подключения, сложность администрирования и пользовательский интерфейс.

Практически каждая организация применяет в работе программные продукты, объединяющие в себе необходимые инструменты для передачи и получения информации. Для этих целей существуют зарубежные и российские решения, а также open source-продукты. Однако приобрести зарубежное ПО сегодня стало практически невозможно, а использование свободно распространяемых продуктов связано с серьезными рисками: наличием недекларируемых возможностей; отсутствием технической поддержки и репозиториев на территории России; непредсказуемостью развития функциональности; непрогнозируемыми сроками внесения изменений в продукт при выявлении уязвимостей; изменением лицензионного соглашения без ведома пользователей; отсутствием обучающих курсов.

Поэтому при выборе коммуникационной платформы мы рекомендуем компаниям обратить внимание на российские решения, входящие в реестр ПО Минцифры и нивелирующие перечисленные выше риски. В числе этих продуктов можно назвать: CommuniGate Pro, Mailion, VK WorkSpace, «МойОфис Почта 2», а также RuPost от ГК «Астра», который будет интересен пользователям, желающим сохранить целостность инфраструктуры Astra Linux.

Все эти решения предполагают различные варианты размещения – на серверах заказчика или в облаке. Пользователи все чаще хотят получать такие сервисы, подобно зарубежным аналогам, по подписке без необходимости создания собственной инфраструктуры. Поэтому коммуникационные и почтовые платформы предлагаются в том числе как SaaS-решения. 

Коммуникационные платформы и их особенности

Основная проблема, с которой сталкиваются заказчики при переходе с зарубежных решений на российские – сохранение всех сервисов, организация совместной работы с календарями, видеоконференциями и обеспечение надежного мобильного доступа. Зачастую также требуется наличие десктопного клиента.

«МойОфис Почта 2» – российское решение для организации электронной переписки, календарного планирования и работы с задачами, ориентированное в первую очередь на предприятия, которым нужно качественное и безопасное почтовое решение с развертыванием на собственной инфраструктуре. Для компаний с повышенными требованиями к защите информации имеется версия продукта с поддержкой российских криптоалгоритмов. Поскольку продукт строится на базе контейнеров, он может быстро масштабироваться и позволяет подключать до нескольких десятков тысяч пользователей, благодаря чему можно создавать большие отказоустойчивые системы. Продукт подойдет компаниям, которые имеют большой штат сотрудников или быстро растут. Пользователям доступны веб-, настольный и мобильный почтовые клиенты. Для государственных и академических организаций действуют специальные ценовые предложения. 

Продукт «МойОфис Почта 2» можно дополнить облачным решением «МойОфис Частное Облако 2», которое предоставляет возможность совместной работы и редактирования документов в частном облаке организации. Помимо этого, в серверное решение включены встроенные средства защиты информации.

Mailion – тиражируемая корпоративная почта нового поколения, построенная на облачно-ориентированной (cloud native) микросервисной архитектуре и обеспечивающая одновременную работу до 1 млн пользователей. Благодаря микросервисной архитектуре Mailion обладает высокой отказоустойчивостью. Хранилище почтовой системы поддерживает дедупликацию данных для надежного и экономичного хранения информации. Такое решение будет востребовано у госкомпаний и крупных организаций со штатом сотрудников более 30 тыс. человек. Отличается требовательностью к ресурсам и сложностью администрирования.

Продукт ориентирован на замену Exchange. В комплект входят серверные приложения, веб-клиент и версия для мобильных устройств. Для обеспечения бесшовной миграции с постепенной заменой зарубежного ПО на компьютерах заказчиков производитель предлагает интеграционное решение в виде надстройки для MS Outlook, которое позволит пользователям продолжать работать с привычными инструментами в процессе замены ПО. Также доступна современная корпоративная система календарного планирования, которая предоставляет широкие возможности для взаимодействия пользователей, в том числе позволяет делиться событиями с другими участниками встречи.

VK WorkSpace – это коммуникационная платформа для бизнеса, разработанная VK. В настоящее время в линейку входят три продукта – почтовый сервер VK WorkMail, корпоративный мессенджер VK Teams и хранилище VK WorkDisk. Почтовый сервер ориентирован на организации от 3 тыс. пользователей и обладает широким функционалом почты и календарей. Для расширения его возможностей можно развернуть VK Teams, который позволяет проводить аудио- и видеоконференции с подключением большого числа пользователей, что важно для заказчиков, ищущих альтернативу таким продуктам как Zoom, WhatsApp, MS Teams и Skype for business. 

Платформа VK WorkSpace требует столько же серверных ресурсов и квалифицированного персонала, как и Mailion. Система может быть запущена только на больших мощностях. Для старта в отказоустойчивом режиме для 3 тыс. пользователей требуется 32 Гбайт оперативной памяти, 24 ядра виртуальных процессоров и исключительно SSD-диски. Систему достаточно сложно администрировать тем, кто ранее не работал с технологиями контейнеризации. Однако пользователей привлечет удобный интерфейс, знакомый со времен почты Mail.ru.

К преимуществам платформы можно отнести наличие удобного мобильного и десктопного приложения VK SuperApp, которое включает в себя все необходимые коммуникации: передачу почтовых сообщений, звонки, чаты, календари.

CommuniGate Pro – это коммуникационная платформа, разработанная компанией CommuniGate Systems. Она отличается малой требовательностью к физическим ресурсам. Например, для обслуживания 2500–10 000 пользователей будет достаточно двухъядерного процессора с 4 Гбайт оперативной памяти. CommuniGate Pro – лидер российского рынка в данном сегменте по количеству инсталляций. Это решение может быть рекомендовано любой компании со штатом 25–250 000 человек. Особенность платформы – возможность интеграции со сторонними решениями. Этот продукт можно использовать с клиентами по стандартным протоколам IMAP и POP3, а также Outlook с помощью API-коннектора. Помимо этого, пользователям доступны интеграции с телефонией, с зарубежными системами и сервисами, развернутыми у заказчика. 

У платформы есть собственная экосистема клиентских приложений. В лицензионный пакет входит веб-клиент, а за дополнительную плату можно приобрести мобильный и десктопный клиенты. Преимущество решения – в едином ядре, благодаря которому заказчик получает все корпоративные коммуникации, что важно для организаций, планирующих в дальнейшем наращивать функционал платформы.

Решение от CommuniGate Systems подойдет компаниям, привыкшим работать с протоколами Exchange и ActiveSync. Пользователям доступны унифицированные коммуникации, включающие возможность использования мобильных приложений, а также синхронизацию почты и календарей.

Платформа может быть интегрирована с внешними редакторами, позволяя редактировать и открывать документы в веб-интерфейсе. Система CommuniGate Pro удобна и проста для понимания с точки зрения администрирования.
 

Характеристика

Продукт

CommuniGate Pro

«МойОфис Почта 2»

VK WorkSpace

Mailion

Основа

C++/Perl

Postfix, Docker, MariaDB…

NGINX, S3, Docker, Tarantool…

RethinkDB, Go, Docker…

Количество почтовых ящиков

115 млн

1 тыс. – 30 тыс.

5 тыс. – 50 тыс.

30 тыс. 1 млн

Кластер

+

+

+

+

Протоколы

POP3/IMAP/SMTP/

ActiveSync

POP3/IMAP/SMTP

POP3/IMAP/SMTP

IMAP/SMTP

Редакторы

API

+

API

-

Сложность администрирования

Низкая

Средняя

Высокая

Высокая

Обучающие курсы

+

+

-

+

Сертификат ФСТЭК

+

-

-

-

 Сравнение серверных компонентов коммуникационных платформ


Как перейти с иностранных почтовых решений на отечественные

К нам часто обращаются организации, которым требуется перейти с иностранных коммуникационных платформ на российские. Мы собрали самые частые вопросы наших заказчиков на эту тему и постараемся рассказать, что же делать в той или иной ситуации. 

Перенос почты из старой почтовой системы в новую

Здесь в первую очередь нужно понимать, какая старая почтовая система использовалась в организации и по каким протоколам она может экспортировать почту. Чаще всего речь идет либо о Microsoft Exchange, либо о другой почтовой системе, способной отдавать почту по протоколу IMAP. В этом случае можно перенести почту в любую почтовую систему, будь то CommuniGate Pro, «МойОфис Почта 2», VK Workspace или Mailion. Если заказчик использовал Exchange, на котором был настроен только протокол ActiveSync, то перенести почту с почтового сервера смогут только решения от CommuniGate, у которых есть специальная утилита, позволяющая произвести забор почты. Мы рекомендуем заказчикам обращаться к интеграторам, которые уже проводили такие работы и знают все подводные камни при настройке процесса миграции.

Организация работы с почтой на мобильных устройствах

Если заказчик привык работать с протоколом Exchange ActiveSync, который обеспечивает доставку почты через шифрованный туннель, обмен календарями, контактами и задачами, то ему больше всего подойдет платформа CommuniGate Pro. С помощью протокола ActiveSync можно работать с привычными мобильными приложениями, которые уже есть на устройствах под управлением iOS и Android. Однако при желании заказчик может перейти на мобильное приложение от CommuniGate – Samoware. «МойОфис Почта 2» предлагает свои мобильные приложения для iOS и Android, чтобы работать с почтой по протоколу IMAP/SMTP и с календарными событиями и задачами по протоколу CalDav.

Если компании не требуется синхронизация контактов, календарей и задач, а нужно просто забирать почту на мобильный телефон с помощью открытого или шифрованного протокола IMAP, то ему подойдет любая из описанных почтовых систем.

Совместная работа с календарями и задачами посредством мобильных устройств

При работе через веб-интерфейс сервера каждое из описанных выше решений позволяет отслеживать занятость, вести совместную работу с календарями, назначать мероприятия. Однако подключить к системе мобильные клиенты с такими же возможностями смогут только CommuniGate Pro и VK WorkSpace.

При работе с корпоративной почтой на мобильных устройствах очень важна защита информации. В этом плане мы рекомендуем обратить внимание на продукт Workspad от ГК «Астра», который позволяет работать с корпоративными ресурсами (порталом, почтой или файлами) через мобильные устройства, используя защищенные каналы связи. Workspad обеспечит доступ к этим ресурсам на мобильном устройстве без риска утечки персональных данных. Например, при попытке сфотографировать документ для пересылки будет высвечиваться черный экран.

Не забудьте обучить персонал работе с новыми платформами

Еще одна сложность при переходе на российские коммуникационные платформы – отсутствие квалифицированных кадров. Поэтому важно своевременно провести обучение персонала. Раньше обучение сотрудников не стояло на первом месте, поскольку переход на российское ПО мог осуществляться плавно, сейчас же он стал насущной необходимостью. Конечно, подводные камни существуют – перенос данных, внедрение почты в действующую инфраструктуру и др. К сожалению, не для всех продуктов есть обучающие курсы. Надеемся, что в ближайшее время они появятся.

* * *
У каждого из описанных продуктов есть свои преимущества и недостатки. При выборе решения мы рекомендуем компаниям обратить внимание на масштаб собственной инфраструктуры, протоколы подключения, отказоустойчивость использующихся систем, а также на сложность администрирования и наличие унифицированных коммуникаций в виде чатов и звонков. 

Несмотря на различия в пользовательском интерфейсе, все описанные коммуникационные платформы сохраняют общую логику работы с почтой. Например, интерфейсы продуктов «МойОфис Почта 2» и Mailion просты и интуитивно понятны. Интерфейс CommuniGate Pro не похож на другие и требует дополнительного изучения, однако удобен в использовании. VK WorkSpace подкупает уже знакомым всем интерфейсом, некогда популярным у b2c-пользователей почты Mail.ru. 

На каком бы продукте вы ни остановили свой выбор, важно грамотно произвести все этапы миграции: рассчитать необходимые мощности, этапы внедрения, а также учесть архитектуру решения, переключение сервисов, обучение персонала, необходимые лицензии, дальнейшее сопровождение и поддержку.

Андрей Головко, руководитель направления по развитию отечественных решений, ГК Softline
Александра Залманова, руководитель команды «Регионы РФ» департамента развития отечественных ИТ-продуктов, ГК Softline 
Константин Осташов, технический эксперт по российскому ПО, ГК Softline
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!