Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2023
Николай НОСОВ  30 марта 2023

TravelTech, цифровые кочевники и российский туризм в новой реальности

Несмотря на все сложности последних лет, а может быть, и благодаря им, информационные технологии прочно вошли в арсенал туристической индустрии. 

Такой вывод можно сделать после посещения Международной выставки туризма и индустрии гостеприимства MITT 2023. Изменение геополитической ситуации отразилось на географии путешествий и на списке участников самой представительной выставки туристической отрасли. 

Новая география

Недружественные страны закрыли небо для российских авиаперевозчиков. По соображениям безопасности российским самолетам приходится делать крюк и облетать юго-западные районы страны, выросли продолжительность полетов и стоимость билетов. Кроме того, туристам стало значительно сложнее получать визу в страны Европы. Так что популярное у российских туристов европейское направление просело почти до нуля. Лететь отдыхать на Кипр через Катар желающих немного.

По данным «Слетать.ру», в 2022 г. самой популярной по проданным авиабилетам страной стала Турция – 33,4% билетов. Страна и раньше была популярна у российских туристов, а теперь ее еще стали использовать как транзитную точку для путешествий в другие страны. Турция активно рекламирует свой туристический потенциал в России. Ее стенд занимал самую большую площадь в зале зарубежных стран. 

На второе место (32,5%) по проданным авиабилетам, по статистике компании, вышла Россия: внутренний туризм ожидаемо на подъеме, на третьем – Египет (6,4%), на четвертом – ОАЭ (6,4%).

В пять раз по сравнению с 2019 г. выросли продажи билетов на Мальдивы. Сказались появившиеся прямые перелеты из Москвы до Мале, стоимость которых в новой реальности уже некритична для туристов. Туризм стал более дорогим: по оценкам «Слетать.ру», за 2022 г. цены на туры в среднем выросли на 20–50%, а в 2023 г. они увеличатся еще на 25–35%. 
Резко прибавил в занимаемой на выставке площади стенд решившего развивать туризм Алжира. Потенциал у страны есть, правда, получение визы – процесс долгий, сложный и не всегда приводящий к положительному результату. Конечно, лучше было бы давать визу россиянам по прилету на границе – переговоры об этом уже ведутся.

Активизировался и Иран – на его стенде шли переговоры с российскими туроператорами. Достаточно дешево, экзотично, безопасно и при этом очень интересно. Персия – страна с тысячелетней историей, взять хотя бы отлично сохранившийся Персеполис. 

Безвизовой для россиян до 30 июня 2023 г стала Мьянма. В этой находящейся под санкциями стране тоже есть что посмотреть, достаточно поговорить с активно завлекающими посетителей представителями местных компаний.

Увеличились стенды Уганды, Кении и Мадагаскара. Экономики этих стран сильно зависят от туризма, они до сих пор не отошли от резкого сокращения турпотока вследствие пандемии и теперь пытаются наверстать упущенное. Африканские животные в национальных парках – то, что всегда будет привлекать туристов. 

Тренды TravelTech

Современную туристическую отрасль невозможно представить без компьютеров. Появилось целое направление – TravelTech – применение информационных технологий в индустрии путешествий, туризма и гостиничном бизнесе. К решениям TravelTech относятся централизованные системы бронирования, системы анализа цен, управления недвижимостью, каналами продаж. Программные комплексы помогают разрабатывать туристические продукты, планировать поездки, заказывать услуги, собирать и анализировать отзывы туристов об отелях, достопримечательностях и путешествиях. 

Общемировые тренды развития TravelTech перечислил член правления Российского союза туриндустрии (РСТ) Леонид Мармер. В первую очередь он выделил ориентацию на мобильные устройства, которые стали неотъемлемой частью жизни современного человека. С помощью устанавливаемых на смартфон программ человек находит, бронирует и оплачивает туристические услуги. Мобильные приложения напоминают о времени начала и окончания бронирования номера, а смартфон может даже использоваться вместо ключа (своего рода мобильный консьерж). 

Все большее распространение получают цифровые, в том числе бесконтактные платежи. Популярный за рубежом подход к оплате услуг после их получения (Buy Now Pay Later, BNPL) стал шире применяться и в туротрасли, в частности, при оплате отелей. 

Не обошло туриндустрию и обострение проблем кибербезопасности. В 2022 г. на 13% увеличилось количество атак злоумышленников, причем рост утечек персональных данных составил 100%, а мошенничеств при бронировании и оплате услуг -- 150%.

Как и в других отраслях бизнеса, в туриндустрии все чаще используется интернет вещей. Уже не вызовет удивления «умный чемодан», который сам передвигается за владельцем, а в случае потери отправляет ему СМС со своими координатами. Все более «умным» становится номер в отеле, предлагающий постояльцу кастомизированные услуги исходя из его предпочтений, выявленных в цифровом мире. «Умнеют» также автомобили и города в целом.

Искусственный интеллект пробует себя в роли турагента. Обычными становятся чат-боты и виртуальные помощники, способные работать в режиме 24/7. Аватар с ИИ заменяет за стойкой регистрации портье, выдавая ключи и регистрируя постояльца, а нейросеть ChatGPT уже способна писать рекламные буклеты. 

Пандемия и карантинные ограничения показали преимущества удаленной работы и привели к появлению так называемых цифровых кочевников. Действительно, если можно удаленно работать из дома, почему бы не делать это из более комфортного места, например, тропического острова, совмещая работу с отдыхом и туризмом. Или, не нарушая разрешенные для пребывания сроки, переезжать из страны в страну, выбирая их по наиболее комфортному сезону и соображениям личной безопасности. Тренд на «удаленку» общемировой – ожидается, к 2025 г. в США будет 36,1 млн удаленных работников. 

Бронируем но-нашему

Участниками прошлогодней выставки МИТТ 2022  высказывалось много опасений в связи с введением санкций, уходом с рынка западных компаний, в том числе вендоров программного обеспечения.

До событий 2022 г. доминирующее положение на российском рынке онлайн-бронирования гостиниц занимала компания Booking.com. По оценкам президента РСТ Ильи Уманского, ее доля достигала 70%. Теперь ниша освободилась, и в борьбу за нее включились несколько российских компаний, в том числе «Суточно.ру» и «Островок». Обширную базу по местам размещения в Крыму имеет разработанный краснодарцами сайт Tvil.ru, интерес к покупке которого проявляет VK. Увеличить долю рынка стремятся тяжеловесы: «Яндекс» с сервисом «Яндекс Путешествия» и купившая сайт Bronevik.com компания МТС (МТС Travel).
Российские сервисы бронирования занимают освободившуюся нишу

Подключилось государство – в марте 2022 г. вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Ростуризму совместно с Минцифры проработать вопрос создания российского аналога Booking.com. В апреле на туристическом сервисе Russpass, разработанном по инициативе правительства Москвы, появилась возможность бронировать номера в отелях по всей России. Сервис онлайн-бронирования квартир в посуточную аренду запустила занимающаяся продажей недвижимости компания «Циан». Свои сервисы бронирования отелей имеют Ozon, РЖД, 2GIS («Отелло»). 

Явного лидера пока нет, российские компании уступают Booking.com по числу предложений, удобству сервиса, техподдержке. И нет уверенности, что бронь сработает, – надежнее дополнительно связаться с отелем и получить подтверждение. Ведь может оказаться, что гостиница разорвала договор с сервисом год назад, а агрегатор забыл убрать ее с сайта.

Появились новые подходы к бронированию. Например, в сервисе бронирования отелей GetHotel.ru клиент сам назначает цену. Система дает выбор отелей, удовлетворяющих требованиям клиента, и возможность торговаться с администрацией. Согласование цены идет в чате сайта.

С прекращением работы в России международных программ бронирования VIP-залов в аэропортах Lounge Key и Priority Pass понадобились аналогичные российские решения. Одним из них стала цифровая платформа бронирования премиальных услуг в аэропортах b2b.vip-zal.ru. Решение автоматизирует процесс заказа таких сервисов, как проход в VIP- и бизнес-залы, сопровождение сотрудником для ускоренного прохождения аэропортовых процедур (fast-track) и встречу по прилету с именной табличкой помощника (meet & assist) в более чем 300 аэропортах мира. Клиент может письменно сформулировать свои пожелания относительно услуг в специальной форме – их прочитает и отправит на обработку используемый в системе искусственный интеллект.

«Умный» номер

Одна из основных проблем, тормозящих развитие внутреннего туризма, – недостаточное количество номеров в отелях. По законам рынка, высокий спрос при ограниченном предложении приводит к повышению цен, что мы и наблюдаем в России, где стоимость номера существенно выше, чем у сравнимого по качеству в большинстве зарубежных стран. Один из выходов -- развитие систем апартаментов и сдачи частного жилья. Неудобство для туриста в том, что приходится договариваться о минимум двух встречах с хозяином квартиры: чтобы получить и сдать ключ. Избежать потерь времени поможет приложение RoomSharing. Турист через интернет бронирует номер или квартиру, отправляет на сайт данные своего паспорта. После подтверждения вносит оплату и получает ссылку на мобильное приложение, которое открывает замок, и резервный электронный ключ – код для открытия замка. Если к вам пришли гости, а вы стоите в пробке – можете открыть замок через приложение удаленно, чтобы они попали в ваш номер. При выселении система обновляет пароли. Потом приезжает горничная со своим смартфоном и новым паролем, а владелец номера контролирует время уборки. Как объяснила представитель использующей RoomSharing сети мини- и апарт-отелей Norke Валерия Душевская, приложение интегрировано с системой бронирования и облачной программой управления гостиницей (Property Management System, PMS), разработанной компанией TravelLine. 

Для использования приложения RoomSharing нужно установить специальный «умный» дверной замок. В случае же работы с системой Connect One для управления онлайн-регистрацией гостей в отеле владельцы гостиницы могут приобрести подобный замок самостоятельно. Достаточно, чтобы он позволял установить специальный чип, а таких моделей на рынке много. Благодаря мобильному приложению Connect One гостю не придется стоять в очереди на стойке регистрации: он сканирует смартфоном паспорт, ставит отметку, что соглашается с условиями договора, фотографирует свое лицо (снимает биометрию), регистрирует Wi-Fi и получает на смартфон код доступа, с помощью которого открывает дверь своего номера.

Через смартфон осуществляется все взаимодействие с отелем. Можно вызвать горничную для уборки или поставить значок «не беспокоить». Можно посмотреть, когда будет завтрак и какое меню в ресторане. Заказать дополнительные услуги, например, записаться на спа-процедуры. Есть система лояльности, накапливающая бонусы. Негативный отзыв не отправляется на сайт агрегатора, а сразу поступает администрации, которая оперативно решает проблему.

С помощью электронного журнала отслеживаются перемещения персонала и гостей по отелю. Например, на круизном корабле  я удивлялся, как точно персонал определял время моего отсутствия в каюте: несмотря на две уборки в день, никого из горничных за время путешествия не видел. Потом вспомнил, что, поднявшись на борт, установил на смартфон местное приложение, и все стало ясно. 

Уход с рынка международных решений расчистил дорогу для российских вендоров. Требования франшизы стали неактуальными, и отели начали самостоятельно выбирать поставщиков. Из-за санкционного давления отелям стало сложнее получать электронное оборудование для «умных» номеров. Однако SberDevices, дочерняя компания Сбера, предложила интерактивное решение для отелей «Салют Отель», интегрируeмое с различными PMS-cистемами. Это решение использует телевизоры SberTV, мультимедийный смарт-дисплей, оснащенный виртуальным ассистентом с сенсорным, голосовым и жестовым управлением SberPortal и бюджетную приставку к телевизору SberBox. По словам Анастасии Коробковой, менеджера по продукту «Салют Отель» компании SberDevices, решение развернуто в пятизвездочных гостиницах в Москве, Крыму и сети пятизвездочных природно-оздоровительных отелей Cosmos Group на Алтае.

TravelTech и облака

Туристический бизнес географически распределенный, гибкий, быстро меняющийся. Требуется оперативное онлайн-взаимодействие с широким кругом контрагентов – гостиничными сетями, транспортом, финансовыми организациями, туроператорами, турагентами. Неудивительно, что TravelTech тесно связан с облачными вычислениями, компании широко используют SaaS, а разработчики – облачные платформы. 

Новая версия облачной системы увеличения дохода компании Bnovo включает не только модуль бронирования отелей, который можно установить на любой сайт, менеджер каналов (выбор площадок продаж), но и «умную» Bnovo PMS, анализирующую цены конкурентов в городе, сезонность и тренды изменения спроса. По результатам расчетов программа предлагает оптимальную цену продажи номера. По утверждению CEO и основателя компании Валентина Микляева, новая версия будет доступна уже в ближайшее время. 
Количество российских разработчиков продуктов для туриндустрии растет

ИТ-компания «Технезис» предложила решение для самостоятельного создания и продвижения цифровых туристических продуктов. В него входят конструктор сайтов, система бронирования, управление взаимоотношениями с клиентами (СRM). Система позволяет создавать каталоги туристической продукции, формировать маркетинговые акции, настраивать каналы продаж, отслеживать отзывы и цены, получать аналитическую отчетность. Цифровая экосистема ТОР («Туристическое обслуживание региона») построена на микросервисной архитектуре и функционирует на геораспределенном кластере, который работает в режиме active-active.

Уже упоминавшаяся компания TravelLine занимается интеграцией сервисов – АСУ («1С Отель», Shelter PMS), CRM («Битрикс24», amoCRM), систем аналитики («Яндекс Метрика», Google Analytics), платежных систем (Сбербанк, Тинькофф Банк, «Монета.ру», «Комфорт букинг») и каналов продаж («Яндекс Путешествия», «Островок», Bronevik.com). В предлагаемом модуле онлайн-бронирования появилась функция RoomMix – проживание с переселением, если на нужные даты нет доступных номеров.

С «цифрой» – и в прошлое, и в будущее

Технологии виртуальной реальности, вызывавшие вау-эффект еще лет пять назад, стали в турбизнесе обычным инструментом, который позволяет не только совершить виртуальное путешествие по существующим достопримечательностям, как предлагалось на стенде Новгородской области, но и перенестись в прошлое. Так, на стенде РЖД желающие могли очутиться в старом железнодорожном вокзале в Павловске. Цифровые технологии быстро находят применение в туризме, помогают организовать комфортное и интересное путешествие.
Виртуальная реальность – полезный инструмент для продвижения туруслуг

Уход западных компаний, в том числе вендоров ПО, не вызвал коллапса. Конечно, были проблемы, например, при переходе на российское ПО в октябре прошлого года больше суток не работала система бронирования билетов Аэрофлота. Проблемы остаются – так, по-прежнему при регистрации на обратный рейс в Россию нельзя даже за дополнительную плату выбрать места. Но проблемы решаются – скажем, в ответ на невозможность использования за рубежом российских банковских карт туроператоры начали продавать экскурсии за рубли еще в России. Несмотря на все сложности, туристическая отрасль адаптировалась к новой реальности, все шире использует ИТ-решения и с оптимизмом смотрит в будущее.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!