Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
31 мая 2024 |
ЦОДы требуют специальной экспертизы
Для того чтобы заказчик решился доверить оператору дата-центра свое оборудование, последний должен обладать большим опытом и экспертизой в эксплуатации объекта. Эту позицию аргументирует директор по развитию ЦОД компании «Ростелеком-ЦОД» Константин Степанов.

– Что представляет собой сегодня сеть дата-центров «РТК-ЦОД»? Какие новые объекты введены в эксплуатацию? Исходя из каких критериев выбираются площадки в регионах?
– «РТК-ЦОД» – крупнейшая коммерческая сеть дата-центров в России. В начале текущего года компания перешагнула символический рубеж 20 тыс. стоек в 22 дата-центрах общей мощностью 200+ МВт. Последний крупный проект – сданный в эксплуатацию в 2023 г. ЦОД «Медведково» на 4800 стоек. Также была запущена вторая очередь ЦОДа в Екатеринбурге (первая очередь введена в строй в 2019 г. – Прим. ред.). В III квартале планируем запустить еще 820 стоек в Удомле. Проектируются и строятся дата-центры в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге (3-я очередь), Нижнем Новгороде; компания ищет дополнительные площадки для строительства в Хабаровске и Новосибирске.
Но строительство ЦОДов не самоцель. Проекты запускаются в соответствии с планом компании по маржинальности и выручке, а срок окупаемости не должен превышать семь–девять лет. Понимая потребности и планы расширения основных B2B- и B2G-заказчиков, «РТК-ЦОД» строит новые площадки, в том числе в регионах. Каждый наш ЦОД – это вложение более миллиарда рублей, и целесообразность таких инвестиций доказывается акционерам на основе анализа спроса и воронки продаж.
Также заказчикам нужны решения для аварийного восстановления (Disaster Recovery, DR), позволяющие продолжить работу жизненно важной инфраструктуры после стихийного бедствия или техногенной катастрофы. Дата-центр для DR должен располагаться на значительном удалении от основного. В качестве такого дата-центра московские клиенты часто используют площадку в Удомле, на которой основные критичные сервисы раньше не размещали из-за задержки более 10 мс.
Недавно мы достроили туда собственную магистраль, на площадке появились еще несколько операторов, и задержка уменьшилась до 8–10 мс, так что заказчики из московской агломерации теперь могут работать в Удомле даже с критичными сервисами.
– «Ростелеком» ассоциируется с государственной структурой. Дает ли это преимущество при развитии дата-центров в регионах? Стимулирует ли региональную экспансию государство, работающее над выполнением программы устранения цифрового неравенства?
– «РТК-ЦОД» – коммерческая компания, такая же, как остальные игроки на рынке, и не имеет отдельных преференций от государства. У нас нет дешевых денег, налоговых льгот, финансовая модель такая же, как у конкурентов. При экспансии в регионы мы опираемся на коммерческие интересы.
Но «РТК-ЦОД» – социально ответственная компания, и если государству нужно «подставить плечо», то мы всегда идем навстречу. Такой подход способствует установлению более доверительных отношений с государством, но не дает преимуществ в тендерах, в том числе региональных. Их может выиграть любая удовлетворяющая конкурсным условиям коммерческая компания. Более того, у небольших компаний есть преимущество в оперативности по сравнению с крупными. Например, для «РТК-ЦОД» покупка земельного участка – длительный процесс, состоящий из множества процедур. И если покупка участка обычной коммерческой организацией может занимать пару месяцев, то у нас – не менее года.
– Есть ли региональная специфика в плане кадров и поддержки?
– Различий в поддержке практически нет. Компания разработала стандартное штатное расписание, которое реализуется на каждом объекте. Архитектура везде унифицирована, мы не идем на эксперименты с инженерной инфраструктурой, пытаясь оптимизировать ее под региональные особенности. В ходе пусконаладочных работ по стандартной методике проводятся испытания и при участии местной команды формируются инструкции для дежурных служб. Совсем специфичные вещи отдаем на аутсорсинг по сервисным контрактам. Особенности, скорее, в масштабе – объекты в регионах небольшие, от 2 до 10 МВт.
Дефицит высококвалифицированных специалистов существует. Строится много новых ЦОДов, и экспертов на рынке не хватает, особенно в регионах. Приходится отправлять людей из Москвы, что повышает стоимость проекта. Персонал на площадку начинаем набирать заблаговременно, еще на этапе строительства. Прежде всего ищем главного энергетика и руководителя службы эксплуатации. Это люди, которые уже на этапе бетонных работ изучают проект и контролируют строительство. Далее, на этапе испытания систем, руководители служб формируют команды, набирают заместителей и дежурные смены – зачастую из людей «с улицы», которые проходят собеседование, обучаются на месте и экзаменуются. Из этой кузницы набираются кадры и на другие объекты. Бывает, что человек из Новосибирска уезжает в Екатеринбург или из региона уходит на повышение в Москву.
– С какими сложностями сталкиваетесь в ходе регионального строительства?
– Основная сложность – кадры, и это особенно заметно в регионах. Как правило, к моменту ввода объекта в эксплуатацию мы успеваем подготовить собственный ресурс для обслуживания дата-центра. Но нехватка квалифицированных специалистов на всех стадиях строительства – действительно большая проблема, с которой трудно что-либо сделать. Таким образом, наши сотрудники живут в интенсивном графике, постоянно перемещаясь между региональными объектами, координируя работы на местах.
Отдельно стоит вопрос формирования успешной финансовой модели регионального проекта. Стоимость одного ИТ-киловатта в регионе обычно ниже московского прейскуранта на 10–20%. Спрос весьма ограничен и сложно прогнозируем, капитальные затраты такие же, накладные расходы тоже, да и стоимость электроэнергии, скажем прямо, в регионе редко играет в пользу положительной экономики проекта. В результате, по нашим расчетам, создание ЦОДа емкостью менее 400 стойко-мест не имеет экономического смысла. А такой ЦОД – уже серьезные инвестиции и большие риски для акционеров.
– Какие варианты предпочитаете для развития сети ЦОДов: строить самим или покупать готовые объекты?
– Ключевой фактор, который влияет на наш подход к развитию сети дата-центров, – это конечный результат. А результат для нас – поддержание репутации надежного технологического партнера для наших заказчиков и, как следствие, сохранение лидирующих позиций на рынке. Поэтому одна из главных задач, которую должна решать наша сеть ЦОДов, – возможность предоставлять услугу, полностью удовлетворяющую всем требованиям заказчиков, из единого окна и с гарантированным уровнем надежности и защищенности. Кроме того, важно включать в свои планы региональное расширение, чтобы идти в ногу со своими клиентами, которые также ведут активную экспансию по стране.
Нельзя сказать, какой из путей появления новых площадок, будь то строительство, покупка или аренда, более предпочтителен, так как каждый случай уникален. При принятии решения мы учитываем все факторы.
Если говорить о собственном строительстве, то этот вариант позволяет нам контролировать все этапы создания будущей площадки. Таким образом мы обеспечиваем качество и надежность предоставляемых услуг. Однако строительство ЦОДа занимает не менее полутора лет. В текущих условиях динамично развивающегося рынка потребности заказчиков зачастую ограничены несколькими месяцами. Поэтому такой подход не всегда себя оправдывает. Сейчас в мире популярна модель строительства по EPC-контрактам, которую мы также опробуем на ряде новых объектов, но о результатах говорить пока рано.
Покупка готового объекта совершается значительно быстрее, чем строительство с нуля. Но в этом варианте есть свои особенности, которые упираются в готовность приобретаемой недвижимости к вводу в эксплуатацию и, что важнее, в ее качество. Наша команда подключается на этапе завершения строительно-монтажных работ и контролирует итоговые испытания объекта, используя свой богатый опыт и экспертизу для приведения объекта в соответствие всем требованиям к дата-центрам нашей сети. Яркий пример такого проекта – ЦОД «Медведково» емкостью 4800 стоек, запущенный в прошлом году.
Таким образом, к развитию сети дата-центров мы подходим гибко и адаптивно, выбирая в каждом отдельном случае наилучший вариант.
– Как вы относитесь к строительству ЦОДов девелоперами?
– Чтобы заказчик решил разместить в ЦОДе свое оборудование, он должен доверять его оператору. Строительство ЦОДа требует учета множества нюансов использования технологий, экспертизы, которой обладают прежде всего компании, имеющие опыт строительства коммерческих ЦОДов для себя. Выйти на рынок и сказать: «Умеем быстро и дешево строить здания и оснащать их инфраструктурой» недостаточно. Действительно, крупные девелоперы промышленной недвижимости с интересом присматриваются к высокомаржинальному рынку строительства ЦОДов, но вряд ли смогут конкурировать на нем без коллаборации с крупным, имеющим специализированную экспертизу партнером, который в итоге и станет оператором ЦОДа, быстро заполняя его клиентами и грамотно эксплуатируя.
– Как оцениваете ситуацию на рынке дата-центров?
– Последние два года был ошеломляющий спрос на мощности коммерческих ЦОДов, и только сейчас он начал спадать. Параллельно стал расти спрос со стороны крупных корпораций, которые решили наращивать экспертизу в цодостроении. Такие компании дольше разгоняются, но, думаю, в ближайшие два года мы увидим их большие проекты. Так что общая скорость ввода стоек будет повышаться. Кроме того, нельзя забывать, что даже компаниям, имеющим свои корпоративные ЦОДы, не обойтись без взаимодействия с коммерческими ЦОДами, где они могут временно или на постоянной основе разместить основную или резервную инфраструктуру, на которую не хватает собственных мощностей. В целом спрос будет расти, и мы корректируем бюджет в сторону увеличения.
– «РТК-ЦОД» с большим отрывом лидирует на рынке коммерческих ЦОДов. Какие преимущества дает вам лидерство?
– Эффект масштаба: крупный бизнес тянется к сильным игрокам на рынке. При этом он быстро развивается и требует новых мощностей, что, в свою очередь, является для нас драйвером интенсивного роста. При выборе ЦОДа заказчики смотрят на экспертизу, опыт, отношение рынка к провайдеру. О строительстве ЦОДов думают многие инвесторы. Но мало кто рискнет разместить дорогостоящее оборудование у неизвестного провайдера и поставить свой бизнес в зависимость от работоспособности его дата-центра. ЦОДы торгуют надежностью и доверием, и безукоризненная репутация – главное конкурентное преимущество «РТК-ЦОД».
Рекламодатель: ООО "ЦЕНТР ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ" ИНН: 7703616170 ERID: 2VfnxwYijSQ
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!