Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  24 сентября 2024

ДГУ для ЦОДов: от крупноузловой сборки к локализации производства?

Для резервирования энергоснабжения дата-центрам требуются мощные ДГУ, спрос на которые сегодня обеспечивается за счет параллельного импорта и крупноузловой сборки. Отсутствие российских двигателей с нужными характеристиками может компенсировать локализация китайских производств.

В условиях, когда удары по энергетической инфраструктуре наносятся все чаще, о приобретении автономных источников питания начали задумываться не только предприятия, но и владельцы частных домов. Непростой задачей стало обеспечение дизель-генераторными установками строящихся дата-центров, потребность в которых постоянно растет.

Поиск ДГУ большой мощности – одна из наиболее сложных проблем российского цодостроения, возникших после введения санкций и ухода с рынка западных компаний. Мощные двигатели с характеристиками, подходящими для ЦОДов, в стране не выпускаются, поэтому проблема решается с помощью китайских партнеров, параллельного импорта и осуществляющих крупноблочную сборку российских поставщиков.
Источник: iKS-Consulting

В новом выпуске «Карты вендоров для ЦОД», которую ежегодно готовит iKS-Consulting и которая отражает доверие крупных ЦОДов к вендорам на российском рынке, в лидерах сегмента ДГУ – компания «Промышленные силовые машины» (ПСМ). Об этом не забыл упомянуть на открытии V Международного машиностроительного ПСМ-форума в Ростове Великом Андрей Медведев, генеральный директор ПСМ. Отвечая на вопрос нашего издания, он пояснил, что компания не конкурирует с параллельным импортом и китайскими вендорами по цене, а добивается успеха за счет кастомизации в соответствии с требованиями заказчиков. Каждый агрегат выполняется по техническому заданию клиента с учетом особенностей его размещения и эксплуатации на объекте.
Сборочная линия завода «ПСМ Прайм» в Тутаеве

Преимущества российских вендоров ДГУ, среди которых выделяются ПСМ, «Хайтед» и «ГрандМоторс», – в том, что заказчику не приходится сталкиваться с проблемами поставок из-за рубежа или беспокоиться о прохождении платежей через банки. Кроме того, наши компании принимают участие в пусконаладочных работах и предоставляют гарантийное и постгарантийное обслуживание. Неудивительно, что, согласно карте, в потенциал недавних лидеров российского рынка – Cummins, MTU, Mitsubishi, – российские заказчики уже не верят, хотя в качестве их двигателей и генераторов по-прежнему не сомневаются. И это учитывают российские вендоры.

В частности, мировые лидеры, несмотря на санкции, широко представлены на сборочных конвейерах завода «ПСМ Прайм» в Тутаеве. По сути, здесь создаются префаб-энергомодули для конкретных проектов. В одном цехе изготавливаются контейнеры разных размеров (резка, сварка, покраска), в другом в них устанавливаются двигатели, генераторы, системы пожаротушения. Отдельный цех – полное тестирование энергостанций под нагрузкой с фиксацией на видео с разрешением 4K.

ПСМ вышла на рынок дата-центров только в 2021 г., первый проект для ЦОДов реализовала в 2022 г., а в 2023-м суммарная мощность отгруженной продукции достигла 48 МВт. Существенный вклад в эту цифру внесли поставка ДГУ общей мощностью 24 МВт для энергокомплекса ЦОДа в Медведково (в настоящее время принадлежит «РТК-ЦОД»), осуществленная по заказу девелопера PNK Group, и ДГУ мощностью 12 МВт для резервного энергоснабжения одного из ЦОДов IXcellerate.

Успеху способствовали государственные преференции – завод находится на территории опережающего развития «Тутаев», где в течение пяти лет резиденты имеют нулевой налог на землю, прибыль и имущество. Кроме того, отчисления в фонд оплаты труда составляют 7,6% вместо 30% – такого больше нет нигде в ЦФО.
Газопоршневая электростанция на 540 кВт 

Есть льготы по энергоснабжению: заводу 1 кВт*ч электроэнергии обходится в пять рублей, а не в семь, как на остальной территории региона. Кроме того, получено разрешение на использование собственной газопоршневой электростанции мощностью 540 кВт – с учетом льгот себестоимость такого электричества не превысит 3 руб./кВт*ч.

Но есть и проблемы, общие для промышленности. Высокая ставка рефинансирования препятствует вложениям в производство: банковский депозит на ту же сумму принесет больше денег при меньших рисках. Другая общая проблема – кадры.

Тутаев – маленький старинный город, вдобавок ко всему разделенный Волгой, через которую организована паромная переправа. Поэтому достаточное количество работников для завода в нем найти трудно, особенно с учетом строгих критериев отбора персонала компании (отсутствие проблем с законом, вредных привычек, плюс способность работать в коллективе).

Кадровую проблему ПСМ решает стандартными методами: высокая по региональным меркам зарплата, соцпакет, ДМС, выплаты за приведенных на завод знакомых. Но есть и нестандартные – денежные бонусы за внутренние и внешние рекомендации, подарки сотрудникам за размещение рекомендаций в личных чатах и аккаунтах соцсетей.
Граффити на корпусе завода «ПСМ Прайм»

Повышает привлекательность рабочих мест современный дизайн, и тут у компании есть успехи. ПСМ серьезно занимается промышленной эстетикой, что можно оценить по стильно расписанным заводским корпусам. В 2024 г. завод «ПСМ Прайм» стал победителем премии «Лучший промышленный дизайн России» в номинации «Дизайн промышленных пространств».⁠⁠

На форуме и на приуроченном к нему открытии нового цеха ПСМ по производству дизель-генераторных и газопоршневых установок присутствовали представители ведущих китайских производителей энергетического оборудования Yuchai Power, Weichai Power и EvoTec Power Generation. Китайские компании изучают возможности локализации производства в России и присматриваются к российским производителям. Российские компании также заинтересованы в сотрудничестве с Китаем – большой интерес на форуме вызвали доклады о китайском менталитете и об опыте использования китайских двигателей. Тренд поворота на Восток – общий для российской промышленности и неизбежный в условиях санкций.


Из-за рисков вторичных санкций для поставщиков российскому бизнесу надежнее иметь дело с производствами, локализованными на территории России, а если учесть интерес к ДГУ китайских партнеров, можно рассчитывать, что такие производства скоро появятся.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!