Рубрикатор |
Статьи |
07 ноября 2024 |
Итальянские системы охлаждения в России: профессионализм и стабильность
Европейское качество, точность исполнения и проверенные технологии – принципы, которые компания HiRef сохраняет на российском рынке, несмотря на изменившиеся условия. Василий Новиков, директор по развитию HiRef Rus, рассказывает, как компания адаптируется к новым реалиям и какие решения предлагает заказчикам.
– HiRef – хорошо известный российским специалистам производитель систем охлаждения для ЦОДов. Что изменилось в работе компании за последние 2,5 года?
– С февраля 2022 г. нам уже миллион раз задавали и задают одни и те же вопросы: возите ли оборудование, как возите, официальные ли это поставки? На самом деле за последние 2,5 года для нас ничего не поменялось. Но чтобы прояснить для всех ситуацию, повторю: мы официальное представительство итальянского завода HiRef в России, мы осуществляем официальные прямые поставки оборудования с завода в Италии, получая в органах ЕС все необходимые разрешения на вывоз. Мы в полном объеме осуществляем техническую, сервисную, гарантийную и постгарантийную поддержку оборудования HiRef в РФ.
Да, за последние 2,5 года рынок кардинально изменился. Но, несмотря на все пертурбации, активизацию российских производителей, китайских коллег и ценовые войны, наши продажи только выросли.
– Однако у заказчиков есть неуверенность в отношении поставок из Европы. Как ее убрать?
– А у меня встречный вопрос: когда заказчик рассматривает китайские бренды, где гарантия, что их оборудование приедет? То юань «не ходит», то обострения на Тайване, то неожиданно возникают логистические трудности. В текущей геополитической ситуации полностью исключить риск, связанный со страной изготовления, нельзя. Если раньше рынок жил планами на три-пять лет, то сегодня часто приходится планировать в горизонте трех месяцев.
– Но сроки поставки «тяжелого» чиллера отнюдь не три месяца. Какова ситуация с логистикой?
– Сроки производства действительно могут варьироваться, но в нашем случае они близки к доковидным. Специфика состоит в том, что российские клиенты заказывают много нестандартного оборудования. Любой крупный клиент с ЦОДом мощностью 1–2 МВт и выше всегда хочет чего-то индивидуального: особые требования к вводам, режимам работы, протоколам диспетчеризации. Выполнение этих требований увеличивает сроки поставки. Приведу пример, когда мы вместе с заводом изготавливали оборудование для конкретного заказчика. С момента формулирования ТЗ на все ушло девять месяцев. Три месяца занимались перерасчетами. Потом сделали опытный образец. Заказчик поехал его смотреть и, как водится, внес еще корректировки. После чего мы изготовили продукт с учетом всех пожеланий заказчика. Это творческий процесс. И этим, кстати, мы, европейские производители, отличаемся от азиатских коллег, которые больше ориентированы на повторение, копирование одного и того же оборудования.
– Но так дешевле…
– Конечно, копирование оборудования, максимальная унификация моделей, компонентной базы – все это снижает себестоимость продукта. Европейская школа немного другая. Европейские производители делают ставку на энергоэффективность и технологичность. По сути, каждая более или менее мощная машина индивидуальна. Это позволяет добиться высокой производительности и соответствия специфическим требованиям.
– Но ведь и у вас есть типовые решения?
– Есть, например, для небольших серверных до 100 кВт. Им не нужны специальные решения, достаточно обычных прецизионных кондиционеров. Такие решения у нас есть на складе в Москве. Там около 50 единиц оборудования, фреоновые кондиционеры 10–50 кВт, унифицированные, в типовой комплектации, с увлажнителем, ЕС-вентиляторами, картой диспетчеризации по SNMP.
– Мы перешли к рассмотрению оборудования. Какие вообще решения HiRef предлагает для ЦОДов?
– В нашем портфеле есть любые решения, фреоновые и с водяным охлаждением. Есть чиллеры и холодные стены. Есть системы фрикулинга с воздушным рекуператором. Есть адиабатика. Есть системы прямого жидкостного охлаждения серверов. Есть верхнеуровневая система управления. Есть комплексное решение со стойками, изоляцией коридора и пр. Сегодня это решение востребовано все больше.
– Что из этого наиболее востребовано в России?
– В первую очередь «классика»: внутрирядные и шкафные кондиционеры на фреоне, на воде и, конечно, чиллеры.
В последнее время много запросов на холодные стены. Однако хочу предостеречь заказчиков. На первый взгляд, холодная стена – вещь несложная: корпус, теплообменник, энное число вентиляторов. Но есть еще одно важное звено: контроллер и его ПО. Европейские компании оттачивали это ПО лет 20–30, а то и больше. Ряд же новых производителей пытаются сделать его по-быстрому, «на коленке». Я был бы крайне осторожен в использовании подобных изделий.
– За последний год заметно вырос интерес заказчиков к решениям на основе фрикулинга. Что скажете про этот тренд?
– Этот тренд в той или иной степени был всегда, потому что фрикулинг позволяет экономить. Все, кто связан с крупными ЦОДами, с высоким энергопотреблением, все хотят экономить.
Фрикулинг обычно делается на базе приточно-вытяжных установок (ПВУ). Вещь это неновая, она появилась намного раньше прецизионных кондиционеров. Более того, ряд российских предприятий давно выпускает подобные установки. Но обычная ПВУ никак не дотягивает до того уровня, который требуется в ЦОДе. Дело, как и в случае с холодными стенами, в ПО автоматизации, которое европейские компании разрабатывают и совершенствуют десятки лет. Если не рассматривать ПВУ как воздуходувку для офиса, если речь идет о ЦОДе, где нужен расчет воздушного баланса, температурных колебаний и т.д., вам потребуется продвинутая система автоматизации. В России таких систем нет. И в Китае нет.
Короче говоря, фрикулинг – это не так легко и просто, как многие считают. У нас такие решения есть. С готовыми «мозгами». Есть и инсталляции в России, например, в ЦОДах одного из операторов большой тройки.
– Непосредственно с фрикулингом связана адиабатика, которая часто используется для доохлаждения в системах фрикулинга. Как оцениваете перспективы этой технологии?
– Технология модная. Но хотел бы обратить внимание на два момента. Первый – резервирование, необходимое для соответствия требованиям Tier III и Tier IV. Адиабатика – это очень большой расход воды. Надо иметь несколько источников, огромный резервуар с водой.
Второй момент связан с тем, что российские заказчики, решившись на установку системы фрикулинга с адиабатикой, начинают сомневаться: «а если не вытянет», «а если будет жаркий год»… И в результате для резервирования ставят в параллель фреоновую или чиллерную систему. Две системы – дорого и громоздко.
В Европе немного другие температурные режимы. Там климат мягче. Да и само построение ЦОДа больше ориентировано не на отказоустойчивость, а на экономию электроэнергии, на «зеленую» энергетику. Кроме того, в Европе готовы в два-три раза увеличить CAPEX, чтобы потом экономить на OPEX. А у нас хотят сэкономить и там и там. Так не получается.
– Интерес к искусственному интеллекту вызвал разговоры о резком повышении мощности ИТ-стоек. Говорят про 50 и даже 100 кВт на стойку. Что думаете о перспективах прямого жидкостного охлаждения?
– Знаю ряд небольших объектов, где установлены, скажем, пять кондиционеров, из них работает один, и чтобы он работал, помимо ИТ-стоек стоят еще две тепловые пушки. И заказчики недовольны. Причина этого в следующем: заказчик решил, что у него будет, например, 20 кВт на стойку. Проектировщик переразмерил на 30% (стандартная практика всех проектировщиков еще со времен СССР), потом генподрядчик – еще на 30%. В итоге всех фантазий производительность инженерных систем в несколько раз превышает реальные потребности. Да еще и стойку сразу заполнить ИТ-оборудованием не получается…
Надо быть реалистом в отношении нагрузок. Я не говорю про суперкомпьютеры, где все должно быть компактно. Если есть возможность избежать высокой плотности мощности, лучше распределять нагрузку так, чтобы тепло можно было снимать классическими проверенными способами.
У HiRef есть решения для прямого жидкостного охлаждения серверов, но в целом на рынке пока реализовано не так много подобных проектов. Реальные тепловые нагрузки зачастую ниже заявленных, и системы охлаждения оказываются избыточно мощными, что приводит к неэффективному использованию ресурсов.
– Что в ближайших планах HiRef?
– Если говорить о заводе HiRef в Италии, то в ближайшие месяцы планируется завершение строительства и ввод в эксплуатацию второй очереди завода. Производительность завода вырастет в два раза, что существенно ускорит и выполнение заказов из России.
Если говорить о HiRef Rus, то сегодня у нас в приоритете развитие сервиса, наращивание соответствующих компетенций. Оборудование дорогое, требует особого, профессионального внимания. Не просто прийти посмотреть, галочку поставить, а проверить, настроить, поднастроить, адаптировать, перенастроить, провести упредительный ремонт и т.д. Это особенно важно, когда речь идет о критической инфраструктуре. Кроме сервиса мы усилили направления пусконаладки и эксплуатации. Для крупных заказчиков проводим обучение службы эксплуатации прямо на объекте.
– Для критической инфраструктуры ЦОДов важна оперативность устранения неполадок в случае инцидента или аварии. Что вы рекомендуете?
– Первое: не паниковать. Знаю примеры, когда все зарезервировано по схеме 2N, что-то сгорело или подгорело и начинается паника. Спокойно, есть резервное оборудование. Если оно грамотно обслуживалось, все будет хорошо. Можно, конечно, помимо резерва нанять компанию, которая будет в любое время суток в течение 15 мин приезжать на объект и все ремонтировать. Но такое сопровождение стоит больших денег.
Второй момент. В текущей ситуации я бы рекомендовал держать на объекте определенный ЗИП. Раньше большую часть комплектующих, включая компрессоры и вентиляторы, можно было оперативно купить в России со складов официальных поставщиков. Сейчас ситуация поменялась: все это можно достать, например, через нас, через завод, но сроки другие. Хотя некий ЗИП мы держим у себя на складе, на объекте он необходим тоже.
Мы уверены, что грамотный вдумчивый подбор оборудования, профессиональный сервис и обученная служба эксплуатации – залог надежной и эффективной работы любого дата-центра.
На правах рекламы. Рекламодатель: ООО "ХАЙРЕФ РУС" ИНН: 7743267649 ERID: 2VfnxxbUujv
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!