Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
Сергей ЧЛЕК  | 28 января 2025 |
Расширяя горизонты
Гиперконвергентные системы предоставляют российским компаниям уникальную возможность объединить импортозамещение с переходом на новый технологический уровень.

Выйти из зоны комфорта
Уход с рынка глобальных вендоров ПО и ужесточающиеся требования регуляторов заставляют компании переходить на отечественные облачные платформы и системы виртуализации. Переход на новое требует отказа от привычного, выхода из зоны комфорта.
Компаниям потребуется разработать план адаптации к изменениям и оценить риски перехода, скажем, по шкале от нуля до 100. Сразу и полностью отказываться от зарубежного ПО стоит не всегда. Но если ставить вопрос, можно ли полностью перейти на российское ПО, то, скорее, да, чем нет. Важно, чтобы это были продукты для эффективного решения задач бизнеса, а не просто аналоги зарубежных программ. Пусть функция, которая раньше выполнялась одной кнопкой, теперь выполняется тремя, но желаемый результат будет достигнут. Отсутствие одной привычной кнопки в новом софте не должно становиться препятствием для изменения подходов и инструментов решения задач.
Совместимость российского ПО
Еще одна проблема перехода, которую надо учитывать при выборе продуктов, — совместимость российского ПО. Во многом это проблема роста. Западные компании тоже прошли через этот этап. Когда появились первые компьютеры Apple и Hewlett-Packard, о совместимости речи не было. Разработчики шли к успеху, создавая уникальные продукты и конкурируя друг с другом. Philips, например, вставляла в свои телевизоры радиолампы с особым цоколем, что делало их несовместимыми с другими. А крестовая отвертка по-английски до сих пор называется Philips screwdriver. Это связано с тем, что Philips сделала свои винтики для нее.
Аналогичная картина была на рынке ПО. Компания Microsoft разрабатывала операционную систему Windows, IBM — OS/2, Apple – macOS, и все эти системы были разрозненными.
Потом возникло понятие «coopetition» (кооперация + конкуренция), когда компании сотрудничали, несмотря на конкуренцию. Например, Hewlett-Packard продавала барабаны для лазерных принтеров конкурентов — Samsung и Canon. Samsung стала поставлять дисплеи для Apple.
Сoopetition — это индикатор развитого, здорового, зрелого рынка со стабильным спросом, на котором потребители осознали свои потребности и предпочтения.
Нельзя сразу ожидать от российского рынка того же, что складывалось годами и десятилетиями на уровне планеты и крупных ИT-компаний. Отечественные компании находятся на начальном этапе консолидации рынка, когда неясно, что предпочтительнее: сотрудничать или конкурировать. В реестре российского ПО более 22 тыс. программ, что опровергает утверждение о малом выборе. Однако из-за недостаточного насыщения рынка совместимости продуктов нет. Компании стремятся увеличить выручку не за счет дополнительных возможностей в плане кооперации, а за счет большого объема продаж.
Текущая ситуация отражает отсутствие жесткого регулирования и недостаточную проработанность требований совместимости с российскими операционными системами. Пока политика в этом отношении четко не сформулирована, но имеют место определенные точечные решения. Например, программа-калькулятор, работающая только под Windows, несмотря на российское происхождение, не может быть включена в реестр российского ПО.
Рынок еще недостаточно зрелый для эффективного регулирования. Можно ожидать, что через три года количество российских разработчиков сократится, крупные компании поглотят мелкие, создадут портфель продуктов и будут работать над совместимостью. Произойдет саморегулирование.
Гиперконвергентные решения
Экосистемы российских продуктов пока формируются, но бизнесу надо обеспечивать совместимость уже сейчас. Один из путей — использование гиперконвергентных решений. Конвергенция означает «объединение», гиперконвергенция — очень сильное объединение.
Например, конвергентным устройством можно считать смартфон, в котором объединены функции голосовой связи, работы с интернетом, прослушивания аудио, просмотра видео. При гиперконвергенции в ИT интегрируемыми технологическими компонентами являются: вычисления, хранение и сетевая связность между ними. Мало иметь эти технологии по отдельности, важно уметь их эффективно соединить воедино. «Росплатформа» поставляет на рынок полностью российское решение, представляющее максимально компактную, удобную и надежную связку этих компонентов. Она работает из одной «коробки», как если бы это была единая система, и позволяет обеспечить надежное совмещение технологий.
Гиперконвергентные решения уже давно завоевали популярность в мире среди гиперскейлеров. При совмещении вычислений, хранения и связи приходится идти на небольшие компромиссы, влияющие на качество. Но качество тем не менее остается приемлемым, а недостатки перекрываются удобством совместного использования. У российских компаний появилась уникальная возможность совместить переход на российское ПО с переходом на новую технологическую ветвь развития. Это редкое сочетание и именно то, что мы предлагаем.
Плюсы гиперконвергенции
Основное преимущество гиперконвергентного продукта в том, что его «достал из коробки» и он работает. «Росплатформа» за заказчиков и интеграторов решает задачу совмещения хранилища и платформы виртуализации. То есть заранее выполняет работы, требующие серьезной экспертизы и больших трудозатрат.
При переходе предлагается постепенный перенос виртуальных машин с гостевыми ОС и прикладным ПО с зарубежной на российскую инфраструктуру. Интеграция системы управления виртуализацией и программной СХД «из коробки» ускоряет переход и существенно сокращает сложное для компании время работы на двух платформах.
Помимо ускорения внедрения гиперконвергенция снижает расходы на ИТ, упрощает управление и поддержку, сокращает потребность в человеческих ресурсах и обеспечивает легкую масштабируемость.
Безопасность
Важную роль при переходе на российские решения играет безопасность. Западные продукты, как правило, надежные и еще долго будут работать. Но заложенные в них технологические инновации из несущих добро превратились в угрозу. Например, системы хранения данных, круглосуточно подключенные к головным компаниям производителей. Российские заказчики заплатили немалую цену за то, чтобы западный производитель СХД манипулировал их данными для повышения доступности и производительности. Но сегодня все эти замечательные технологии могут привести к мгновенной недоступности данных. Тогда по политическим мотивам решение превратится в «кирпич».
C отечественными системами такого не произойдет. Российские технологии как минимум должны проверяться на отсутствие недекларированных возможностей и управления извне. Программы проверяет ФСТЭК, которая и выдает сертификат, подтверждающий безопасность. У наших продуктов такие сертификаты есть.
Облако или оn-premise
Часто перед компаниями встает вопрос — развивать инфраструктуру on-premise или переходить в облако. Преимущество облачной модели — ресурсы предоставляются быстро, что особенно важно для небольших компаний. Но они так же быстро и отбираются, что продемонстрировали недружественные облака.
Компания «Росплатформа» ведет свою бизнес-деятельность с использованием облаков, что позволяет не тратить ресурсы на поддержку инфраструктуры и платить только за потребленные вычислительные мощности. И это исключительно российские облака. Мы уверены, что данные наших клиентов находятся на территории РФ и требования закона о персональных данных выполняются.
Но выбор — облако или on-premise — зависит от бизнеса заказчика. Часто оптимальным оказывается гибридное решение, когда часть данных находится в облаке, а часть размещена локально. «Росплатформа» готова помогать в реализации всех моделей, но только на уровне базового программного обеспечения, которое можно сравнить с пикапом. К примеру, мы производим пикап, который может перевозить грузы. Но мы не знаем, будет этот пикап использоваться в каршеринге или он будет принадлежать какой-то семье. Для нас это один и тот же пикап. И мы в равной степени будем рады, если его будут использовать как коммерческий транспорт или сдавать в аренду, и если семья будет просто ездить на нем на дачу.
Целевая аудитория
«Росплатформа» поставляет системное ПО, с которым пользователи непосредственно не взаимодействуют. Наши пользователи — системные администраторы. Для нас это плюс, мы не получаем негативных отзывов от менеджеров и бухгалтеров, с чем сталкиваются разработчики прикладного ПО. Классический пример — офисные пакеты, где идет борьба за цвет ячейки или форму меню. Наша задача существенно проще — обеспечить надежное функционирование виртуальных сред при выходе из строя аппаратных компонентов. И чем более незаметной будет работа нашего софта, тем лучше.
Гиперконвергентный подход к построению базовой инфраструктуры позволяет ее развертывать практически из коробки, но на более низком уровне, чем прикладное ПО. К сожалению, такой подход применим не всюду. Ограничение для СМБ — цена. Начнем с того, что для развертывания гиперконвергентной системы нужно минимум три сервера, а это 3 млн руб. и более. Так что наша целевая группа — крупные организации и госсектор.
Для СМБ предпочтительнее использовать облака, в том числе построенные на наших технологиях. Они дают малому бизнесу надежность, не заставляя при этом переплачивать. Маленькой компании необязательно покупать собственный пикап для того, чтобы время от времени перевезти какой-нибудь груз. Машину можно брать в аренду.
Когда российские компании перейдут на отечественный софт
Единый на всех прогноз по импортозамещению дать невозможно. Некоторые компании не будут ничего менять, так как не видят рисков сегодня и не увидят их и в 2030 г. Если говорить о предприятиях с критической информационной инфраструктурой, то они перейдут на российское ПО существенно раньше. И не только перейдут, но и во многом изменят свои подходы к обеспечению безопасности и снижению рисков.
Единого рецепта для всех нет, но наше огромное желание — помочь как можно большему количеству заказчиков как можно скорее перейти на российский софт. И при этом искать не аналог зарубежного продукта, а решение конкретной потребности. Тогда горизонт существенно расширится и появится много новых возможностей и вариантов.
Сергей Члек, управляющий директор, «Росплатформа»
Рекламодатель: ООО "Р-ПЛАТФОРМА" ИНН: 9715253528 ERID: 2VfnxwfhXKN
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!