Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  04 августа 2025

Yandex Cloud: что было и что будет

Yandex Cloud и «Яндекс 360» подвели бизнес-итоги первого полугодия. Основные направления развития — перенос облачных сервисов on-premise, совершенствование искусственного интеллекта и безопасность, а именно, выход в сегмент MSSP-провайдеров. 

Достижения и успехи

Компания «Яндекс», которая осенью 2018 г. вывела на рынок публичную облачную платформу Yandex Cloud, поставила перед облачной дочкой амбициозные задачи. В прессе писали, что появился «российский AWS», нового отечественного облачного провайдера рассматривали как замену зарубежным гиперскейлерам. Для оптимистичных прогнозов были основания: известный бренд — поисковая система Yandex, на равных конкурировавшая с мировыми лидерами даже на зарубежных рынках; квалифицированная команда разработчиков, некоторые из которых успели поработать в AWS и Microsoft; собственные дата-центры.

Близок к «гиперскейлерскому» был и основной подход к построению системы: как и у AWS, ставка делалась на свои продукты, уже используемые в бизнесе компании, в том числе на разработанную для работы с высоконагруженными системами распределенную СУБД YDB. Причем в отличие от AWS, сфокусированного на IaaS и PaaS, "Яндекс" не ограничилась инфраструктурными сервисами и, подобно Microsoft и Google, начала развивать SaaS. К уже завоевавшим массовую аудиторию сервисам «Яндекс Почта», «Яндекс Календарь» и «Яндекс Диск» добавились мессенджеры, видеоконференции, системы редактирования документов — набор офисных приложений, объединенных в экосистему продуктов «Яндекс 360». 

«Основной функциональный портфель, который есть у гиперскейлеров, мы создали», — пояснил при подведении финансовых и бизнес-итогов Yandex B2B Tech за первое полугодие 2025 г. генеральный директор Yandex Cloud Григорий Атрепьев. Наличие базового функционала упростило переход на облачную платформу Yandex Cloud компаниям, которым в условиях сложной геополитической обстановки и санкций пришлось перебираться на российские облака. 
Выступает Григорий Атрепьев

Впрочем, и в ближнем зарубежье провайдер конкурентоспособен. «Мы представлены в Казахстане, где успешно конкурируем с Amazon. Паритет по ключевым сервисам есть, трудностей миграции нет, так что задачу быть не хуже на стратегическом портфеле продуктов выполнили», — добавил операционный директор Yandex Cloud Александр Черников.

Совокупная выручка Yandex B2B Tech по ключевым бизнесам Yandex Cloud и «Яндекс 360» в январе—июне 2025 г. составила 21 млрд руб., увеличившись на 53% по сравнению с первым полугодием 2024 г. По оценке «Яндекса», бизнес Yandex B2B Tech растет вдвое быстрее, чем российский рынок корпоративных ИT-решений. 
Источник: «Яндекс»
Yandex B2B Tech в первом полугодии 2025

Выручка Yandex Cloud за первое полугодие 2025 г. выросла на 46% год к году и достигла 12,8 млрд руб., а общее количество клиентов платформы превысило 47 тыс. Сервисами экосистемы «Яндекс 360» ежемесячно пользуются 93 млн человек — цифра, сопоставимая со всем (без детей и пожилых людей) населением страны. 

Есть и проблемы

Успехи впечатляют, особенно на российском рынке SaaS, где «Яндекс», согласно SaaS Rating, лидирует с большим отрывом. Но «российским Amazon», гиперскейлером мирового уровня, компания так и не стала. 

Первая причина — раздел компании. В феврале 2024 г. нидерландская Yandex N.V. объявила о продаже российского «Яндекса» за 475 млрд руб. консорциуму частных инвесторов и менеджеров компании. Закончился долгий спор — можно ли считать российской компанию со штаб-квартирой в Голландии. Теперь штаб-квартира находится в Москве, компания стала чисто российской, но многого и лишилась. Развод — всегда стресс и потери при разделе имущества. А тут еще развод вынужденный, под действием внешних геополитических обстоятельств. После раздела компания «Яндекс» потеряла зарубежные проекты и команды, что уменьшило ее возможности развития и международной экспансии.

Вторая причина — «родовая травма». Гиперскейлер AWS сразу сделал ставку на дорогие надежные ЦОДы с резервированием инженерной инфраструктуры, и это внушало доверие пользователям IaaS. «Яндекс» же вырос из поисковой системы, которой не нужны дорогие ЦОДы с высоким уровнем надежности. Здесь достаточно надежности, обеспечиваемой программными средствами и резервированием на уровне ЦОДов. И вот в этих же дата-центрах «Яндекс» развернул свои облачные сервисы, что вызывает определенные вопросы у требовательных заказчиков облачной инфраструктуры.

По данным iKS-Consulting за 2024 г., Yandex Cloud даже в тепличных условиях российского рынка лишь замыкает пятерку лидеров в сегменте IaaS, уступая Cloud.ru, «РТК-ЦОД», MWS и Selectel, имеющим классические ЦОДы с резервным энергоснабжением. И если в PaaS компания, опираясь прежде всего на сервисы, связанные с ML, может сильно прибавить, то в плане IaaS перспективы туманные.

Интеллект и безопасность

Сильная сторона «Яндекса» — системы с искусственным интеллектом. «Алиса» вошла в каждый дом, с ней общаются и выполняющие домашние задания школьники, спрашивают о погоде и текущих новостях взрослые. Роботы-курьеры «Яндекс Лавки» самостоятельно по «зебре» пересекают улицы и осторожно, не задевая прохожих, ползут по тротуарам. Навигатор прокладывает маршрут в объезд пробок на картах «Яндекса». Все эти решения работают на бренд «Яндекс».
Робот-курьер «Яндекс Лавки» на улицах Москвы

Рынок решений ИИ перспективный, большой и практически свободный. Серьезную конкуренцию составляет только Сбер (в облаках – Cloud.ru) и отчасти МТС (MWS). Так что потенциал для роста большой, и работа в этом направлении ведется.

Например, Yandex Cloud расширила возможности сервиса Foundation Models. Сейчас клиентам доступны 25 генеративных моделей, включая YandexGPT 5 и новейшую языковую модель Qwen3, которые бизнес может дообучать под свои задачи. Помимо этого компания предлагает сервис речевой аналитики Yandex SpeechSense и сервис Yandex Neurosupport, упрощающий работу операторов в контакт-центрах.
Источник: «Яндекс»
Основные показатели Yandex Cloud

Другие направления развития также соответствуют мировым трендам. Прежде всего — «приземление» облаков, перенос завоевавших признание облачных сервисов в коробочные решения для использования on-premise. Переносом облачной платформы в on-premise-решение, как это сделали Seleсеl и MWS, «Яндекс» похвастаться не может, а вот в SaaS-решениях прогресс есть. Клиенты уже могут развернуть на собственной инфраструктуре сервис для совместной работы «Яндекс Доски», а до конца года on-premise станут доступны «Яндекс Диск» и «Яндекс Документы». Судя по суммам, которые до 2022 г. получала на российском рынке за офисные пакеты Microsoft, потенциал у этих направлений большой. Другой вопрос, станут ли клиенты переходить на российские офисные продукты или продолжат пользоваться каперским ПО и решениями open source. 

Еще одно топовое направление — безопасность. Компания накопила большой опыт защиты своих информационных систем и предлагает клиентам пользоваться им из облака. Группу сервисов безопасности Yandex Cloud пополнили Yandex Identity Hub, сервис для управления доступами к корпоративным веб-приложениям, и Yandex Cloud Detection and Response (YCDR) — MDR/SOCaaS-решение для защиты облачной и гибридной инфраструктуры. Новый MSSP объединяет экспертный анализ, поведенческую аналитику и поддержку SOC-командой «Яндекса».

Для развития решений в области кибербезопасности создано совместное предприятие с компанией SolidSoft — российским разработчиком межсетевых экранов для веб-приложений. Yandex Cloud и SolidSoft объединят возможности межсетевого экрана SolidWall WAF и сервиса Yandex Smart Web Security.
Источник: «Яндекс»
Экран с предупреждением о проблемах с безопасностью YMCDR

Важное конкурентное преимущество — экспертиза в технологиях искусственного интеллекта. Например, в Yandex Security Deck модели машинного обучения используются для анализа логов. Это позволяет снизить риск утечки чувствительных данных. В Yandex Smart Web Security ML-модели анализируют трафик для своевременного выявления угроз. В YCDR ИИ-технологии помогают аналитикам обрабатывать заявки: распределяют их по категориям и составляют краткое описание.

Создание своей проприетарной SIEM и наличие команды, имеющей опыт обеспечения безопасности сложной высоконагруженной экосистемы решений «Яндекса», позволило Yandeх Cloud включиться в борьбу на российском высококонкурентном рынке SOC.

«Убийцей гиперскейлеров» Yandeх Cloud не стал, но своя ниша на российском рынке есть, и в будущее компания смотрит достаточно уверенно.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!