Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  29 сентября 2025

Стыдно когда видно. Проблемы российского рынка мониторинга

Российские компании стараются занять освободившуюся после ухода западных игроков нишу на рынке, но сталкиваются со сложившимся мнением, что за мониторинг платить не надо. Продвижением проприетарных решений займется «Альянс мониторинга».

Круглый стол «Мониторинг — это инструмент инженера или критически важная система для бизнеса?» на конференции IT-Elements

Обратная связь

«Идеальная система мониторинга — это та, которая запускает “биологическую” обратную связь, проще говоря, стыдно когда видно», — заявил на конференции IT-Elements 2025, организованной компанией «Инфосистемы Джет», директор по развитию НТЦ «Веллинк» Игорь Бакланов. Запуск мониторинга высвечивает недостатки, и даже без специальных управленческих решений компании стараются их исправить. Например, внедренный «Веллинком» проект мониторинга охватывал всю Московскую область и на первых порах контролируемая система напоминала лоскутное одеяло, но даже без особого давления уже через полгода сложилась другая картина — множество недостатков были устранены, потому что их стало видно.

В тему важности моральных стимулов, «досок почета» и «досок позора» эксперты углубляться не стали, отметив что в любом случае и инженерам, и бизнесу необходимо трезво оценивать состояние ИТ-инфраструктуры, поскольку мониторинг — это контроль не только загрузки процессоров, но и выполнения SLA, т.е. не только инженерная, но и бизнес-задача. По словам И. Бакланова, система мониторинга, если она правильная, окупается за два-три месяца. Да и на самом мониторинге можно строить бизнес: эксперт рассказал, что, используя решение «Веллинка», четыре компании оказывают услуги мониторинга по сервисной модели.

Если рассматривать современную корпоративную систему, то под ее мониторингом понимается не только контроль серверных ресурсов и каналов связи, но и проверка пользовательских функций. Для сложного ландшафта применяется сквозной мониторинг ИТ-сервисов, контролирующий системы на разных уровнях. «Сквозной мониторинг информационной системы, например, веб-портала, можно представить в виде пирамиды. Вершиной пирамиды будет мониторинг работоспособности пользовательских функций и различных сценариев, таких как поиск или авторизация. Ниже осуществляется контроль компонентов и модулей веб-портала: корректно ли работают веб-сервер и балансировщик нагрузки, доступен ли API-интерфейс и пр. Далее идут проверки состояния виртуальной машины, на которой развернуты компоненты портала, физического сервера, контроль каналов связи и сетевого оборудования. Сквозной мониторинг четко разграничивает зоны ответственности структурных подразделений и подсвечивает точки отказа благодаря прозрачному представлению собранной информации», — дал комментарий нашему изданию Алексей Баталов, product owner wiSLA НТЦ «Веллинк».

Для таких проверок система мониторинга должна обладать широким инструментарием: поддерживать возможность агентского и безагентского мониторинга и широкий стек протоколов, иметь набор различных адаптеров для получения данных, а также своевременно расширять возможности сбора данных. 

В поисках меры

«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры», — писал Дмитрий Иванович Менделеев. Это справедливо и для бизнеса, особенно крупного, где за всем в ручном режиме не уследишь. Однако до недавнего времени мониторингу ИТ-систем не уделялось должного внимания. Мониторингом занимались, но рынка решений в России практически не было.

Ситуацию изменили западные компании. В 2018 г. в России начали предлагать свои решения AppDynamics и Dynatrace, которые до 2022 г. доминировали на корпоративном рынке. В 2020 г. решение для мониторинга приобрел для себя Сбербанк. Иностранные компании, среди которых стоит назвать еще New Relic и Datadog, сделали много для пропаганды мониторинга в российском бизнесе. 

В 2022 г. зарубежные компании покинули российский рынок, а освободившуюся нишу постарались заполнить отечественные игроки. Одни стали переупаковывать западные решения, другие — адаптировать open source, третьи — разрабатывать собственные продукты. Часть из них объединилась в «Альянс мониторинга». «Мы создали этот альянс, чтобы скооперироваться и вместе обеспечивать потребности крупных клиентов», — пояснил управляющий партнер "Монк Диджитал Лаб" Николай Ганюшкин.

Многие российские вендоры начали с поддержки решений open source, но в итоге поняли, что они требуют существенной адаптации и доработки в соответствии с требованиями бизнеса. Крупным компаниям лучше подходят проприетарные решения, в том числе потому, что учитывают эффект масштаба. Кроме того, в случае проприетарного продукта есть компания, которая отвечает за него и его развитие. Если используется бесплатный open source-продукт, то такого ответственного нет. Да и бесплатность относительная — надо иметь в штате специалистов, которые способны программу дорабатывать и эксплуатировать. И эти люди по разным обстоятельствам могут сменить место работы.

Тем не менее, согласно исследованию "Монк Диджитал Лаб", в России более 70% компаний пользуются для мониторинга решениями open source, прежде всего продуктами Zabbix, Prometheus и Grafana. «В мире картина другая. Open source в корпоративном сегменте востребован либо в очень бедных странах, либо в компаниях СМБ. В России со временем уровень использования open source в мониторинге будет снижаться», — считает Н. Ганюшкин.

Сегодня в России open source выступает психологическим барьером для развития рынка. Бизнесу трудно объяснить, почему за ранее бесплатный мониторинг надо платить.

Другой барьер — пиратское использование проприетарного ПО мировых лидеров. Компании просто не могут за него заплатить из-за геополитических ограничений и санкций, поэтому продолжают эксплуатировать продукты бесплатно. 

Недостаточна поддержка регуляторов. В настоящий момент ПО для мониторинга сетевой и ИТ-инфраструктуры не входит в перечень программного обеспечения для импортозамещения, что не способствует проникновению российских производителей на рынок. Правда, немного помогает необходимость мониторинга отечественного оборудования продуктами из реестра Минпромторга, особенно в сегменте КИИ.
Источник: iKS-Consulting
Рис. 1. Отношение российских компаний к переходу на отечественные решения мониторинга сетевой и ИТ-инфраструктуры

В итоге более 70% российских компаний, по данным iKS-Consulting, не планируют переходить на отечественные решения (рис. 1), хотя 98,4% крупных предприятий уже используют системы мониторинга сетевой или ИТ-инфраструктуры и более 70% их проектов мониторинга реализованы с помощью систем Zabbix. 

Перспективы рынка мониторинга

Несмотря на трудности, российский рынок систем мониторинга развивается. Пусть не так быстро, как облачный или рынок информационной безопасности, но если учесть существующие барьеры, тоже неплохо — по оценкам iKS-Consulting, в 2026 г. он увеличится на 11%, а в дальнейшем рост ускорится (рис. 2). 
Источник: iKS-Consulting
Рис. 2. Рост рынка мониторинга услуг связи и ИТ-инфраструктуры

Растет уровень понимания ИТ-проблем бизнесом. Например, в начале десятых новые собственники банка, я где тогда работал, наняли топ-менеджера для оптимизации расходов. Он посмотрел на счета от Microsoft, вызвал меня в кабинет и приказал перейти на бесплатную операционную систему, которую сам нашел в интернете. Больших трудов стоило доказать экономисту, что переход на пусть и бесплатную, но неизвестную и не имеющую внедрений операционную систему, созданную стартапом двух студентов-программистов из Израиля и Украины, не самая лучшая идея для работающего банка с филиалами по всей стране. И такая экономия приведет к катастрофе.

«Инженеры оказались в условиях оптимизации и были вынуждены, как казалось временно, перейти на решения open source. Сейчас сознание меняется, люди понимают, что так жить нельзя. Невежество уходит, а потребность рынка в хороших решениях остается», — отметил Дмитрий Унтила, руководитель продуктов «Пульт» и «Графиня» компании «Лаборатория Числитель».

Развиваются и решения вендоров. От простого мониторинга системы переходят к наблюдаемости (observability, т.е. показателю того, насколько легко можно понять внутреннее состояние системы по внешним проявлениям). «Мониторинг фиксирует сбой, observability показывает его причину и влияние на бизнес. Для CIO это переход от сугубо технического инструмента к инструменту управления цифровыми сервисами с бизнес-ориентированными KPI», — пояснил Игорь Пустоветов, генеральный директор GMonit.

Представленные в настоящее время на рынке платформы мониторинга и наблюдаемости неплохо сегментированы по целевой аудитории и редко составляют прямую конкуренцию друг другу. «К примеру, продукты одних вендоров ориентированы на инфраструктурный мониторинг, других – на мониторинг APM», — указал руководитель отдела продаж Monq Digital Lab Никита Емельянов. Сегментация сказывается на рынке — по данным iKS-Consulting, более 70% компаний используют две и более системы мониторинга.

Новые технологии

Мало сигнализировать об неисправностях, важно понимать их причины. Когда в 1979 г. на АЭС «Три-Майл-Айленд» сработала аварийная сигнализация более чем по ста параметрам, персонал растерялся и стал принимать неправильные решения. Каскад ошибок привел к «американскому Чернобылю» — самой крупной в истории США атомной аварии.

Ошибка на одном сервере может вызвать ошибки на сотне других. Нужно быстро разобраться с первопричиной, и здесь может помочь искусственный интеллект. Работы в этом направлении уже ведутся. 

«У нас пока используются статические ML-модели. В планах этого года сделать их динамическими, адаптивными, чтобы они сами дообучались по мере накопления данных», — поделился планами Артем Парфенов, директор по работе с клиентами и партнерами продукта  Artimate.

А в системе «Астра Мониторинг» тысячи событий автоматически группируются в пять-десять осмысленных инцидентов. «Наш Event Processing анализирует метрики, трассировки, логи и топологию инфраструктуры, выявляет причинно-следственные связи и строит единую картину инцидента вместо ”шума” из оповещений, люди не тонут в сотнях одинаковых сообщений. При этом сокращается время реагирования, поскольку инженеры видят корень проблемы, а не ее симптомы. И, наконец, ускоряется диагностика, а значит, и восстановление, — рассказал директор департамента мониторинга «Группы Астра» Илья Захаров.

* * *

Есть продукты, амбициозные планы, понимание проблем. Дело за малым — донести эту информацию до рынка. В умении рекламировать свои достижения российские компании традиционно уступают зарубежным. Впрочем, это дело наживное.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!