Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 09-10 2016
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  08 ноября 2016

Коммерческие сети IoT: оправдаются ли амбиции?

2017 г. станет лакмусовой бумажкой для технологий интернета вещей.

Татьяна ТОЛМАЧЕВА, iKS-Consulting

Вот уже несколько лет вендоры усиленно подогревают интерес к технологиям IoT. Сейчас, наконец, спрос на решения интернета вещей, в первую очередь промышленного, начал расти.

В нашей стране этот рынок существует пока в зачаточном состоянии. Операторы мобильной связи формируют спрос на инновации IoT услугами транспортной телематики на базе его предшественницы, технологии М2М. В конце 2015 г. в России насчитывалось, по разным оценкам, от 7 до 16 млн SIM-карт М2М (для сравнения: в США годом ранее было зарегистрировано 42 млн таких SIM-карт).

Какой нужен стандарт?

Однако удержать лидерство на рынке интернета вещей мобильным операторам будет сложно, так как технологии 2G/3G имеют ряд критически важных для IoT ограничений, а именно:

  • Высокая стоимость соединения. Средняя абонентская плата за М2М-подключение в сети мобильной связи составляет $2–3 на SIM-карту в месяц, а стоимость отдельных приложений может доходить до нескольких десятков долларов в месяц.
  • Низкая проникающая способность сигналов в определенных средах, например внутри зданий или под землей, а также небольшая дальность.
  • Высокая стоимость оконечных устройств. GPRS-модуль для сетей 2G/3G стоит около $10, а LTE-модуль в сетях 4G – до $40.
  • Высокое энергопотребление оконечных устройств, из-за которого требуется частая подзарядка или замена батареи, что усложняет и удорожает обслуживание.

Все это означает, что сети мобильной связи не подходят для многих потенциально востребованных приложений интернета вещей большого радиуса действия. Неслучайно специально для развертывания IoT-приложений были разработаны LPWA-технологии (Low-Power Wide-Area) со следующими характеристиками:

  • низкое энергопотребление, значительное время автономной работы оконечных устройств, срок жизни аккумулятора до 10 лет;
  • большой радиус действия и высокая проникающая способность сигнала;
  • недорогие чипсеты и более низкие по сравнению с мобильной связью затраты на развертывание сети;
  • низкая стоимость подключения – в диапазоне $1–12 в год за устройство;
  • более низкая по сравнению с сетями мобильной связи скорость передачи данных (не выше 100 бит/с).

К группе стандартов LPWA относятся SigFox – детище одноименной компании, LoRaWAN, продвигаемый ассоциацией LoRa Alliance, и RPMA, разработанный компанией Ingenu.

Ожидается, что LPWA-технологии, в свою очередь, будут конкурировать с еще некоммерциализированными технологиями 4G (EC-GSM-IoT, NB-IoT, LTE-M).

Табл. 1. Сравнение технологий IoT

Технология

SigFox

LoRa

NB-IoT

RPMA

LTE-M

Бизнес-модель

Международная сеть

Позволяет разным компаниям развертывать сети IoT, пока без роуминга

Продажа 
технологии

Продажа 
технологии

Модернизация сетей мобильной связи для извлечения дополнительных доходов

Зрелость 
технологии

Зрелая

Есть сети частные и национального масштаба

Нет внедрений

Зрелая, в основном частные сети

В процессе стандартизации 3GPP

Экосистема

Развита, оконечные устройства доступны

Ранний этап развития

Не развита

Не развита

Не будет развита до 2017 г.

Затраты 
и сложность 
развертывания

Низкие

Средние

Средние

Высокие

Очень высокие



Урожай-2016

Какой стандарт будет доминировать на рынке IoT – вопрос не одного года. Но многие технологические компании считают, что занимать выжидательную позицию – значит, потерять потенциально перспективный рынок.

Инфраструктура для национальных общественных сетей интернета вещей уже создается. Нынешний год дал высокий урожай коммерческих сетей IoT на базе технологии LoRa (протокол LoRaWAN). География новых сетей – от нидерландской KPN, бельгийской Proximus и французских Orange и Objenious (дочерняя компания Bouygues Telecom) до тайваньской Asia Pacific Telecom, в которой уже насчитывается 500 базовых станций в центральной части Тайваня и Таоюане. Ожидается, что до конца 2016 г. сети LoRaWAN запустят в эксплуатацию швейцарский оператор Swisscom, индийский Tata Communications и российский StarNet, а в целом к концу года в мире будет около двух десятков коммерческих сетей IoT.

Они были первыми

Первым в мире коммерческим LPWA-оператором принято считать французский стартап SigFox, который начал предлагать услуги IoT за абонентскую плату в 2011 г. По информации компании, в 2015 г. ее выручка составила $12 млн. Компания уже привлекла порядка $150 млн инвестиций в четырех раундах и планирует провести очередной раунд финансирования. Во Франции SigFox установила 1200 базовых станций, в Испании – 1300. По данным на середину 2016 г., ее сеть охватывала 24 страны (7 млн устройств). До конца текущего года SigFox планирует довести количество стран присутствия до 30.

Компания разработала собственную технологию, которую сейчас активно продвигает во многих странах. Во Франции и США SigFox сама выступает оператором своей сети. В других странах она развертывает сеть с помощью региональных сетевых операторов. В Великобритании, например, это Arqiva, в Нидерландах – Aeria, в Сингапуре и на Тайване – UnaBiz, в Колумбии – Phaxsi Solutions. Региональные сетевые операторы SigFox имеют собственные каналы продаж. Так, реселлером Arqiva в Великобритании является Wireless Logic (провайдер управляемых сервисов M2M & IoT).

Сценарии использования интернета вещей SigFox предполагают низкий ARPU. По словам учредителей компании, главной целью было довести стоимость подключения одного устройства до $1 в год и тем сделать бизнес-кейс продажи подключенных устройств с оплаченной связью жизнеспособным.

У SigFox есть сценарии комбинированного использования сетей IoT и сетей мобильной связи. Поэтому в странах присутствия SigFox пытается работать в тесном партнерстве с операторами связи, например с Telefonica, NTT и др. Недавно компания заявила о стратегическом партнерстве с телекоммуникационной и медиагруппой Altice, дочерней компанией второго крупнейшего оператора связи Франции SFR. Altice интегрирует сервис интернета вещей SigFox в свой продуктовый портфель. Во Франции, где сеть SFR охватывает 92% населения, партнерство позволит предложить решения широкополосной и узкополосной передачи данных (технологии 4G или Wi-Fi, энергоэффективная LPWA). Это даст SFR конкурентное преимущество перед операторами Orange и Bouygues Telecom, которые также объявили о запуске своих сетей IoT – на базе стандарта LoRaWAN.

Табл.2. Запущенные коммерческие сети IoT в мире, июль 2016 г.

Оператор

Страны покрытия

Технология

Дата запуска

SigFox

24 страны

Проприетарная SigFox

2011

«Стриж Телематика»

Россия

Проприетарная

2014

KPN

Нидерланды

LoRa

Июль 2016

SK Telecom

Южная Корея

LoRa

Июль 2016

Objenious

15 крупнейших городов Франции

LoRa

Февраль 2016

Proximus

10 городов Бельгии, национальное покрытие до конца 2016 г.

LoRa

Декабрь 2015

FastNet (Telco CA)

Южная Африка

LoRa

2015

Senet

США

LoRa

2015

Asia Pacific Telecom

Тайвань

LoRa

Август 2016

«Лейс» (Everynet)

Россия

LoRa

2016

Orange

Пилот в Гренобле (Франция)

LoRa

Конец 2016

Swisscom

Пилот в Женеве и Цюрихе (Швейцария)

LoRa

Конец 2016

Tele2

Пилот в Гетеборге (Швеция)

LoRa

Конец 2016

Unidata

Рим (Италия)

LoRa

Конец 2017

Du

Пилот в Дубае (ОАЭ)

LoRa

Конец 2016

Tata Communications

Дели, Мумбаи, Бангалор (Индия)

LoRa

Конец 2017


Коллеги-конкуренты

Технология LoRa – конкурент SigFox. И сами технологии, и бизнес-модели их разработчиков заметно различаются.

Бизнес-модель компании SigFox базируется на принципах централизации: компания владеет программно-аппаратным решением и полностью его контролирует, открывая на определенных условиях протокол для оконечных устройств заинтересованным производителям чипсетов и вендорам. Крупные производители типа STMicroelectronics, Atmel, Texas Instruments уже используют SigFox в качестве протокола связи для своих датчиков. Тем не менее закрытость экосистемы ограничивает внедрение инноваций и сдерживает рост объемов рассматриваемого рынка.

SigFox считает, что драйвером массового рынка IoT будут недорогие приложения. Технологические партнеры SigFox не приносят ей доходов. SigFox зарабатывает на предоставлении своей сети региональным сетевым операторам, которые, в свою очередь, зарабатывают на оказании сервисов интернета вещей своим клиентам.

Стратегия LoRa Alliance отлична от стратегии SigFox. Технологию LoRa ее разработчики – Semtech Corporation и исследовательский центр IBM Research – предоставили некоммерческому объединению заинтересованных компаний. Протокол LoRaWAN открыт для всех участников альянса. Они имеют доступ ко всей технической документации, которая позволяет на базе этой технологии создавать собственные решения (модули, шлюзы, приложения и т.д.). В основе технологии лежит чип Semtech LoRa, и Semtech Corporation – единственный поставщик чипов для этих сетей. LoRa Alliance объявил о возможности лицензировать других производителей чипов, но таковые пока не появились. Таким образом, хотя сама экосистема технологии открыта, есть в ней закрытый элемент. Поскольку дальнейшим усовершенствованием протокола LoRaWAN занимается комитет, состоящий из разных компаний, технология должна быть максимально гибкой. С другой стороны, коллективные разработки, как правило, идут достаточно медленно.

LoRa Alliance считает, что открытый протокол способствует более быстрому распространению технологии. Поэтому любая заинтересованная компания может присоединиться к альянсу и выпускать собственные решения.

LoRa Alliance, как и SigFox, нацелен на операторов связи, но заинтересован также в частных компаниях и стартапах. Важным фактором успеха данной технологии является обеспечение роуминга между сетями LoRa (как коммерческими, так и частными). В настоящий момент этот вопрос не решен. Большого всплеска нового бизнеса или технологий вокруг LoRa Alliance пока не наблюдается.

Особенности технологий LoRa и SigFox (размер, количество и частота передаваемых сообщений, симметричность передачи данных, энергопотребление оконечных устройств и т.д.) определяют различия в сценариях их использования. Например, узкополосные сети SigFox, более пригодные для односторонней передачи данных, эффективно могут использоваться для снятия данных, например, с приборов учета. Именно поэтому технология SigFox хорошо себя зарекомендовала в отрасли ЖКХ.

Стоит назвать еще одного оператора, который пытается формировать глобальный рынок IoT. Это американская компания Ingenu (в прошлом On Ramp Wireless), которая специализируется в развертывании частных сетей с низким энергопотреблением и планирует построить коммерческую сеть IoT на базе своей проприетарной технологии Random Phase Multiple Access (RPMA) в частотном диапазоне 2,4 ГГц. В 2015 г. компания привлекла более $100 млн финансирования с целью создания до конца 2016 г. в 30 городах США сети, которую она намерена расширять и охватить ею до 70% населения страны.

На российских полях

С 2014 г. на российском рынке услуги IoT предлагает оператор LPWA-сети «Стриж Телематика». По данным компании, она присутствует в 30 регионах РФ и пяти странах СНГ, в ее сети, насчитывающей более 250 базовых станций, работают более 100 тыс. подключенных устройств. В сентябре «Стриж Телематика» объявила о развертывании в Сколково сети IoT на базе своей LPWAN-технологии. Компания зарабатывает на производстве базовых станций и оконечных устройств, на услугах развертывания сети, хранения и обработки данных (доступ к веб-платформе системы) и абонентской плате.

Сегменты сети LoRaWAN построены компанией «Лейс» (бренд Everynet). По информации компании, ее оборудование работает в 14 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и Иннополисе в Татарстане. Сеть будет использоваться для работы городских сервисов автоматизации сбора данных приборов учета ЖКУ, управления системами безопасности и мониторинга окружающей среды, организации парковочного пространства, учета использования коммунальной техники, организации безопасного дорожного движения, управления уличным освещением и т.д.

Предполагается, что использование оборудования, произведенного в России (счетчиков со встроенным модулем LoRaWAN, базовых станций сети IoT), удешевит технологию. В январе 2016 г. пилотную зону LoRaWAN запустила компания «СенЛаб Рус». Ожидается, что в ближайшее время на российский рынок выйдет компания StarNet.

IoT-амбиции

Большинство операторов связи, запускающих сети в коммерческую эксплуатацию, достаточно аккуратно прогнозируют целевые показатели реализации своих стратегий в области интернета вещей. Тем не менее они открыто делятся своими IoT-стратегиями, поскольку это помогает привлекать финансирование в проекты. Как правило, операторы фокусируются на следующих направлениях:

  • формирование экосистемы IoT (партнерские программы, лаборатории и пр.);
  • приоритизация географических и отраслевых рынков;
  • формирование продуктового портфеля IoT;
  • выбор стандартов и протоколов;
  • стратегия ценообразования;
  • стратегия продаж.

Примером могут служить IoT-стратегии нескольких операторов связи.

Табл.3. Продуктовые портфели операторов IoT

Оператор

Сервисы

Цели

KPN

Управление умным общественным пространством (умное освещение, уличные табло, умные мусорные контейнеры, умные светофоры, безопасность и пр.); трекинг животных, велосипедов, грузов и т.д. 
Тариф: $4,5 – 16,5 в год

1,5 млн подключений до конца 2016 г.

SK Telecom

Передача показаний счетчиков, SafeWatch (умные часы для детей и пожилых); мониторинг промышленной и коммерческой недвижимости (температура, влажность, концентрация CO2 и вредных веществ)

4 млн подключений до конца 2017 г.

Objenious (Bouygues Telecom)

Управление транспортом, услуги трекинга/геолокации; автоматизированный сбор показаний счетчиков; предикативное сервисное обслуживание

4 тыс. базовых станций до конца 2016 г.

Proximus

Управление запасами на транспорте; автоматизированный сбор показаний счетчиков; мониторинг мусорных контейнеров со стеклом; анализ параметров жизнеобеспечения зданий (влажность, качество воздуха, температура и пр.)

Нет данных

Asia Pacific Telecom

Приложения для умного города (умная вода, умное электричество, сбор показаний счетчиков, 
мониторинг показателей); услуги трекинга транспорта, активов, животных; умное предприятие, умный дом

Сеть IoT – инфраструктура для реализации концепции «умный остров»

«Стриж 
Телематика»

Решения для автоматизированного сбора показаний счетчиков, контроля протечки воды, влажности почвы 
в теплицах и на полях, температуры и содержания CO2

Увеличение выручки в сегменте ЖКХ до 100 млн руб. в 2016 г.

Компания SK Telecom ввела в коммерческую эксплуатацию сеть LoraWAN совместно с Samsung и планирует до конца 2017 г. подключить к этой сети не менее 4 млн устройств. Пилотная зона LoRaWAN-сети с частотой 900 МГц первоначально была запущена в четвертом по величине южнокорейском городе Тэгу с целью настройки и адаптации инфраструктуры. Оператор объявил, что за два года инвестиции в сеть IoT составят $84 млн. Расценки SK Telecom на услуги интернета вещей варьируются от $0,31 в месяц за передачу показаний счетчиков до $1,75 в месяц за 100 Mбайт переданных данных (всего шесть тарифных планов).

Для популяризации сервисов интернета вещей оператор реализует партнерскую программу Partner Hub Program, которая нацелена на разработчиков приложений, малые и средние предприятия и стартапы, заинтересованные в развертывании приложений IoT. В рамках этой программы SK Telecom будет предоставлять своим партнерам ресурсы, в том числе лабораторию для тренинга, разработки и продвижения решений. SKT планирует создать модули, которые будут встраиваться в оконечные устройства, с открытой библиотекой API для разработчиков приложений. Для поддержки стартапов компания будет предоставлять эти модули бесплатно, что позволит снизить барьеры тестирования новых сервисов. SK Telecom планирует открыть центр IoT для управления сетью и оконечными устройствами и модернизировать свою IoT-платформу ThingPlug, запущенную в 2015 г.

SKT планирует предлагать своим клиентам несколько приложений, среди которых сервис удаленного снятия показаний приборов учета ЖКХ, удаленное включение и отключение услуг ресурсоснабжающих организаций. Сеть также будет обслуживать гаджеты, отслеживающие местоположение транспорта или людей, например устройства SafeWatch для наблюдений за пожилыми людьми, детьми и домашними животными.

Компания Orange заявила о своей стратегической цели стать лидером на рынке интернета вещей во Франции. Она планирует заработать на сервисах и приложениях IoT до 600 млн до конца 2018 г. В настоящее время Orange разворачивает сеть LoRaWAN, однако в дальнейшем намеревается использовать и другие стандарты интернета вещей, например лицензированные 3GPP стандарты NB-IoT и LTE-M. Запустить сеть IoT на базе LTE Orange планирует к 2018 г. Компания предполагает создать такую архитектуру сети IoT, которая позволит работать без помех разным видам IoT-сетей.

  

Фактические результаты претворения в жизнь стратегий операторов IoT-сетей в 2017 г. станут лакмусовой бумажкой, показывающей, настало ли время для реализации больших надежд, возлагавшихся на технологии интернета вещей. Только тогда можно будет оценить, насколько успешны усилия операторов публичных IoT-сетей по формированию спроса на сервисы и приложения интернета вещей и насколько их стратегии эффективны.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!