Rambler's Top100
Статьи ИКС № 09-10 2017
Максим ПЕТУХОВ   07 ноября 2017

Дефицит понимания

Главная причина отставания аналитики – отсутствие осознания тех возможностей, которые этот инструмент предоставляет для развития организации, считает директор ИТ-службы клиники «Медицина» Максим ПЕТУХОВ. 

– Важно сразу сказать, что я оцениваю ситуацию как представитель коммерческой медицины. В данном сегменте аналитические задачи несколько другие, чем в государственных лечебных учреждениях. Помимо оценки качества оказываемых медицинских услуг нас интересует эффективность функционирования нашего предприятия: затраты, прибыль, динамика этих показателей.

Уровень аналитики в нашей клинике достаточно высокий. Если говорить о ее наличии и доступности, то нам, конечно, есть над чем работать.

– Максим Юрьевич, в чем, на ваш взгляд, заключаются основные трудности сбора, обработки и использования информации?

– Проблемы и пробелы аналитического обеспечения в основном касаются подходов к работе с данными, недопонимания значимости информации. Есть базовые показатели деятельности медучреждения и коммерческой компании, которые воспринимаются как важные и нужные: прибыль, убытки, состояние кассы, движение безналичных денежных средств, оказанные услуги. Однако я считаю, что необходимо также отслеживать зависимости между смежными индикаторами из тех областей, которые явным образом влияют на вышеперечисленные величины. Такие данные тоже нужно научиться собирать, контролировать, обеспечивать их чистоту и качество. Я думаю, что это проблема не только коммерческой медицины, но и всей отрасли.

В определенных областях у нас государственная статистика детально собирает информацию, проводит серьезный анализ, а вот сами предприятия, коммерческие в том числе, многие параметры своей работы не анализируют, относятся к ним как к незначимым. Наверное, настанет время, когда понимание ценности этих данных придет и к более широкому кругу специалистов.

Вместе с тем недоступность аналитических данных сказывается на работе организаций: нет возможности проследить зависимости между определенными параметрами, прогнозировать достаточно точно те или иные тренды. Поэтому чем больше аналитических данных, чем лучше дисциплина работы с такой информацией, тем более точно можно прогнозировать деятельность компании.

Видеть лес за деревьями

– Каковы главные причины отставания аналитики в здравоохранении от других отраслей?

– К причинам относятся и финансы, и спрос, и предложение. Но главное – отсутствие осознания важности практически всех данных, которые порождает организация. Это не только финансовые и основные показатели производственной деятельности, но и параметры технического состояния здания, погода, транспортные потоки и т.п. Когда и у руководителей, и у сотрудников, ответственных за аналитическое направление работы, будет сформировано понимание того, что нет ненужных данных, что необходимо рассматривать всю информацию, найти в ней определенные корреляции, тогда аналитика пойдет вперед семимильными шагами, так же, как, например, в банковском секторе, где учитываются даже незначительные факторы.

– Кто, по вашему мнению, должен стать пионером в трансформации статистики и мониторинга в такой инструмент, как аналитика?

– Структуры, которые отвечают за эффективность работы компании, – финансовые службы, основное производство, как, например, в нашей клинике. Они должны в первую очередь научиться видеть в своих данных ценность для развития организации. По опыту своей компании могу сказать, для нас крайне важно, чтобы сотрудники медицинской службы вплотную участвовали в проектах совершенствования аналитики.

Должна быть дисциплина!

– Каких данных и инструментов не хватает в вашей работе?

– Недостаточно того, что называется управлением данными, некой дисциплины, системного подхода и регламентации деятельности компании в области анализа данных. Необходим регулярный процесс работы с данными, в результате которого они становятся базисом для анализа процессов организации.

Инструментов вполне достаточно, среди них есть бесплатное ПО и решения, доступные по цене. Конечно, на рынке представлены и очень дорогие программные продукты, которые позволяют работать с большими объемами данных. Каждая организация может найти полезное решение по своим потребностям и бюджету.

– Кто, на ваш взгляд, является движущей силой аналитического процесса на поле цифрового здравоохранения?

– Работа всегда требует определенных ресурсов. Поэтому, если в каких-то компаниях она не ведется, значит, руководители не видят или не понимают ее важности и не считают затраты на нее необходимыми. Но когда руководители, отвечающие за основные показатели деятельности предприятия, осознают, зачем нужны эти данные, именно они и становятся проводниками того, чтобы аналитическая работа велась.

– Какова цена аналитики?

– Я уже говорил, много решений бесплатных, которые потребуют, безусловно, даже если это свободное ПО, установки необходимого аппаратного обеспечения или аренды вычислительных ресурсов. Если говорить о компетенции, то на рынке достаточно много специалистов по анализу. Естественно, высококвалифицированных аналитиков, которые специализируются, например, на коммерческой медицине, вы на рынке не найдете, их необходимо выращивать. Нужно присматриваться к специалистам из смежных областей. Я бы также обратил внимание на студентов технических вузов, которые хотят работать в медицине.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!