Rambler's Top100
Статьи
Всеволод КОЛЮБАКИН  11 декабря 2018

Состояние мирового рынка пусковых услуг

Мировой рынок пусковых услуг столкнулся с проблемами, основная из которых — существенное уменьшение количества запусков спутников на геостационарную орбиту.

«Телеспутник» проанализировал ситуацию и сделал свои выводы о ближайшем будущем этой отрасли.

США — лидер сектора коммерческих пусков

Итак, что вообще рынок имеет от пусковых услуг? На какие средства могут рассчитывать его игроки? Здесь традиционно лидируют США: из общего объема (по итогам 2017 года) в $6453,4 млн, что составляет около 2% от общемирового объема, американской пусковой индустрии принадлежит $2887,9 млн, что составляет 44,8% от общего объема. Коммерческие пусковые услуги занимают менее половины — 36,4% от общего объема, или $2347,9 млн.

Из всего объема коммерческих продаж пусковых услуг на долю США приходится 31% — $731,9 млн, на долю России — $429 млн (18% от общего объема коммерческих продаж), на долю Китая — $165 млн (7%). Индия освоила на этом рынке $95 млн — 4% от общего объема.

Самым прочным и надежным заказчиком для пускового провайдера всегда было государство. Поэтому, как только стало очевидным дальнейшее сокращение объемов госзаказа на запуски, активизировалась регуляторная деятельность, в первую очередь американских законодателей, направленная на защиту своих национальных предприятий. В 2017 году был принят закон, запрещающий военному ведомству США начиная с 2020 года закупать космические услуги на аппаратах, которые были запущены при помощи иностранных ракет-носителей (РН).

Сверхлегкие носители — главный тренд

В последние 2-3 года самым динамично развивающимся сегментом рынка пусковых услуг стала разработка легких и сверхлегких РН. Основным толчком к этому тренду стали планы по созданию многочисленных низкоорбитальных спутниковых группировок, предназначенных либо для предоставления высокоскоростного доступа в Интернет, либо для поддержки сетей IoT, либо для наблюдения земной поверхности. И вывод, и дальнейшая поддержка таких группировок (особенно учитывая меньший срок службы КА на низкой орбите) потребуют большого количества пусков, такого, которое не смогут обеспечить работающие сегодня на рынке пусковые провайдеры. Даже если тяжелые ракеты смогли бы удовлетворить общий спрос групповыми запусками, то с поддержанием группировок в рабочем состоянии, а также с удовлетворением запросов многочисленных стартапов они справиться не могут. В большинстве случаев оператор не сможет ждать год, а то и два, пока тяжелый носитель наберет заказчиков на всю свою грузоподъемность.

«На стартовом рынке слишком много компаний, — заявил на Space Tech Expo старший вице-президент по развитию бизнеса и стратегии Aerojet Rocketdyne Грег Джонс (Greg Jones). — 80—90% процентов не дойдут до финала. Может быть, во всем мире есть место для дюжины РН или около того».

Стивен Эйзеле (Stephen Eisele), вице-президент Virgin Orbit — компании, разрабатывающей РН LauncherOne, подтвердил, что всплеск разработки легких носителей отражает активность, происходящую на рынке малых спутников. Этот интерес, по его мнению, стимулируется растущим спросом на небольшие спутники, востребованные для больших группировок на низкой околоземной орбите. Также растет интерес к специализированным космическим аппаратам, владельцы которых не могут ждать места на большой ракете. Стивен Эйзеле, в свою очередь, уверен, что малые ракеты-носители сделают космический бизнес доступным для большего числа компаний. И хотя это увеличит объем рынка пусковых услуг, тем не менее вице-президент Virgin Orbit признал, что спрос недостаточен для всех разрабатываемых систем; он считает, что на рынке существует место для трех-четырех ракет малого класса.

«Мы действительно видим будущее, в котором есть несколько устойчивых поставщиков услуг», — говорит директор по коммерческим продажам New Glenn в Северной и Южной Америке компании Blue Origin Ариан Корнелл (Ariane Cornell). Но, по его мнению, это зависит от действительно значительного снижения стоимости доступа к космосу, увеличения спроса на услуги запуска.

Средние РН — рынок пока не меняется

В 2017-2018 гг. в общем и целом сегмент пусковых услуг, предоставляемых при помощи РН среднего класса, существенных изменений не претерпел. Осталась тенденция роста рыночной доли компании SpaceX. Но, как считают эксперты, пока на этот сегмент не оказало влияние уменьшение объемов заказов на создание геостационарных спутников, поскольку выводились на орбиту аппараты, заказанные в 2014-2015 году, когда это влияние было меньшим. Следующие три года будут более показательны для индустрии.

При этом возросшая конкуренция и темпы пусков (не в последнюю очередь навязанные компанией SpaceX) инициируют проблемы с качеством и надежностью ракет-носителей. Страховщики считают, что провайдеры пусковых услуг не могут получить точные данные о причинах отказов, а их заключения о причинах аварий носят вероятностный характер. Они недовольны и расследованием аварии SpaceX, когда в сентябре 2016 года взорвался Falcon-9 c израильским спутником AMOS-6. Они недовольны расследованием аварий российских РН.

SpaceX довольно сильно встряхнул весь рынок, и конкуренты, которым не нравится доминирование этой компании на рынке, пытаются готовить ответы. Можно по-разному оценивать, насколько истинно коммерческой является компания Илона Маска (Elon Musk) и насколько выгодно повторное использование второй ступени, но то, что это стало рыночным фактором, — бесспорно.

Всеволод Колюбакин, редактор направления, «Телеспутник»

Полная версия статьи опубликована на портале «Телеспутник »
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!