Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
18 ноября 2020

Обзор рынка PaaS в РФ 2016–2024

Аналитическое агентство iKS-Consulting по заказу Intel провело исследование «Обзор рынка PaaS в РФ 2016–2024: клиентская перспектива и отраслевые кейсы».

Анализ официальных показателей компаний, статистической информации, интервью с экспертами и пользователями PaaS-решений, а также других источников, использованных в ходе исследования*, позволяет сделать следующие выводы:
  • За последние четыре года российский рынок PaaS (Platform-as-a-Service, «платформа как услуга») показал двукратный рост, до конца 2020 года он вырастет до 6,1 млрд рублей. 
  • Основную долю пользователей PaaS в России составляют средние, крупные и суперкрупные предприятия. Данная пропорция выше европейской и, вероятнее всего, будет сохранена в ближайшие годы.
  • Российские клиенты PaaS высоко оценивают возможности зарубежных облачных сервисов, однако более половины рынка сейчас за отечественными провайдерами и интерес к ним растет.
Пандемия COVID-19 подстегнула использование облачных сервисов. В 2019 году объем российского рынка PaaS-решений составил 5,1 млрд рублей. По прогнозам авторов исследования, к 2021 году рынок вырастет до 6,1 млрд рублей, тогда как в 2016 году его объем равнялся 2,3 млрд рублей. Главными драйверами роста станут специализированные платформы, которые будут использоваться для разработки и тестирования новых продуктов, а также для внедрения проектов у заказчиков в случае необходимости быстрого развертывания систем. В исследовании отмечается, что к 2024 году объем рынка достигнет почти 11 млрд рублей.

 

PaaS – облачный сервис, предоставляющий клиенту готовую платформу для установки любых необходимых ему приложений. Провайдер PaaS обеспечивает потребителю доступ к определенным необходимым вычислительным мощностям, установленному системному ПО, а также СУБД, среде разработки и средствам для анализа данных.


Основными потребителями услуг PaaS в России являются компании с числом сотрудников от 100 до 1000 – суммарно средние, крупные и суперкрупные предприятия занимают 70% рынка. Как отмечают эксперты, в России экосистемы PaaS в основном складываются вокруг якорного клиента и его партнеров. Причем ключевым пользователем, как правило, выступает материнская компания облачного провайдера и она же является его основным клиентом. 

 
В региональной структуре коммерческих пользователей PaaS лидирующее место занимают Москва и Московская область – на их долю приходится 35% рынка. Среди других регионов с наибольшим числом пользователей PaaS-сервисов авторы исследования называют Санкт-Петербург и Ленинградскую область (чуть более 20% рынка), а также Центральный (без Москвы и области), Сибирский и Дальневосточный федеральные округа – по 8% каждый.

Что касается отраслевой структуры коммерческих пользователей PaaS, то максимальная доля зафиксирована у ИТ-компаний (31,5% рынка), за ними идут банки и компании, оказывающие финансовые услуги (26,3%), предприятия оптовой и розничной торговли (16,4%). 

 
«Текущая ситуация в мире стремительно трансформирует структуру спроса на облачные решения в корпоративном сегменте. В условиях роста рынка крайне важно учитывать потребности локальных и глобальных партнеров, поэтому Intel продолжает развивать собственную облачную платформу исходя из текущих потребностей заказчиков – прокомментировал Сергей Жуков, директор по развитию корпоративного бизнеса Intel в России. – Приятно видеть, как на российском рынке локальные провайдеры занимают долю, сравнимую с глобальными корпорациями. В текущих условиях это сильный тренд, который мы со своей стороны также стараемся поддерживать».

Как показало исследование, ИТ-пользователи высоко оценивают PaaS-решения зарубежных провайдеров, отмечая дружелюбный интерфейс и широкие возможности интеграции сервисов по сравнению с российскими платформами. Тем не менее отечественные провайдеры занимают почти 50% российского рынка PaaS, и их доля растет, чему способствуют действия регуляторов. При этом использование решений российских провайдеров дублируется также использованием дополнительных решений зарубежных поставщиков. В России наибольшей популярностью пользуются такие зарубежные публичные PaaS-сервисы как MS Azure, AWS, Oracle Cloud, среди отечественных – «Яндекс.Облако» и MCS. 

В числе наиболее востребованных услуг PaaS опрошенные игроки рынка чаще всего называли управляемые службы Managed Databases и Managed Kubernetes. Крупные компании используют их как фундамент для построения большинства современных продуктов. Эксперты также отмечают широкое распространение сервисов распознавания и синтеза речи, особенно в сценариях роботизации колл-центров.

* Цель проекта – провести анализ рынка PaaS-решений в России, оценить экономический и социальный эффект PaaS-решений в различных отраслях экономики. В качестве исходной информации использовались официальные данные компаний (корпоративная отчетность, пресс-релизы, презентации, другие данные о компаниях, размещенные на сайте компаний); данные СПАРК; данные маркетинговых исследований iKS-Consulting; данные официальной статистической информации и другие источники. Кроме того, были проведены интервью с экспертами (представителями облачных провайдеров) для получения информации о рынке, основных решениях на рынке, вариантах использования решений для различных отраслей (опрос трех-четырех экспертов), а также около 15 интервью с пользователями решений PaaS.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!