Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2021
Антон САЛОВ  19 января 2021

Облачные итоги-2020. Продолжение

Продолжим подведение итогов минувшего года на российском рынке облачных сервисов, а также попробуем дать прогноз развития этого рынка в наступившем году.

Российские гиперскейлеры

«Яндекс» и Mail.ru Cloud Solutions (MCS) весь год рапортуют о невиданных успехах и кратных темпах роста. Лукавят ли они, когда говорят, что в пандемию у них не было никаких потерь, а только рост клиентской базы и объемов потребления, хотя они не имеют VMware-инфраструктуры, на которую пришелся основной спрос корпоративных клиентов? Думаю, что нет. Несмотря на разные стратегии, как в технологическом развитии, так и в бизнесе, провайдеров объединяет поздний выход на облачный рынок и успешный набор клиентов, использующих облака для предоставления цифровых продуктов, а не для выноса корпоративных систем. За счет выхода на уже зрелый рынок компании смогли сформировать клиентскую базу не из пионеров облаков сегмента SMB, а из довольно серьезных компаний, которые осознано мигрировали в облака со своими цифровыми продуктами, задействуя не только простые сервисы IaaS, но и контейнеры, и элементы PaaS. Такие компании оказались лучше подготовлены к пандемии. Многие их продукты продаются онлайн, и они как минимум не сильно пострадали от локдауна, а некоторые нарастили масштабы и соответственно – потребление облачных ресурсов.

Помимо этого, Mail.ru Group в 2019 году получила контракт на разработку государственного облака и внедряется в интеграторский бизнес (построение частных облаков), продолжая по данной линии сотрудничество со структурами «Росатома», но не забывает и о функциональном развитии платформы. Например, компания начала предоставлять IoT-сервисы, необходимые для любого уважающего себя гиперскейлера. MCS активна и на маркетинговом поле: запустила ряд спецпроектов с профильными изданиями, в которых делится своими рецептами успеха. Также стоит отметить летнюю PR-кампанию относительно партнерства с AWS, оказавшегося лишь технологической федерацией Kubernetes. Но многие новостные агентства, не разобравшись, растиражировали новость в ключе «Mail.ru привела Amazon на облачный рынок России». В реальности же AWS и не знала о таком шаге. 

В «Яндекс. Облаке», не делая громких заявлений, сфокусировались на расширении функциональности. Платформа активно прирастает различными функциями в части управляемых услуг для SQL Server, MongoDB, Apache Kafka и ClickHouse и развивает направление гибридных облаков, о котором компания объявила осенью на своей конференции Yandex.Scale. Шаг закономерный, учитывая намерение побороться за рынок корпорантов, которые не хотят отдавать чувствительные данные в публичное облако. Главным мерилом успеха можно считать выделение облачной платформы в самостоятельную бизнес-единицу. Сделано это после достижения психологической отметки в выручке и для того, чтобы облачные процессы B2B не сталкивались с B2C-процессами, заложенными в ДНК основной компании.

Провайдеров «Яндекс» и Mail.ru догоняют МТС и SberCloud – число доступных сервисов у каждого из этих игроков уже превышает два десятка и ежемесячно увеличивается. К тому же у них есть полноценные enterprise-облака на инфраструктуре VMware, что делает их привлекательными и для выноса элементов внутренней архитектуры.

Сфера классического хостинга

В самом начале весны, когда поступь пандемии слышали только очень дальновидные, стал расти спрос на домены – бизнес готовился к цифровизации всего и вся. E-commerce и службы доставки были на коне всю весну и продолжают набирать обороты, однако компании, которые не смогли пережить кризис, перестают платить даже за сайт. Отсюда плачевное состояние тех хостеров, которые специализировались на неэластичной инфраструктуре, доменах и прочих классических хостинговые услугах. Их судьба незавидна: с одной стороны – естественная прогнозируемая убыль клиентов, которая будет заметна к середине 2021 года, когда истекут годовые подписки на услуги у малого бизнеса. С другой – давление отечественных гиперскейлеров («Яндекса» и MCS), а также ряда других облачных провайдеров, которые гораздо лучше умеют готовить высоконагруженные сценарии и могут оказать экспертную помощь в DevOps своим клиентам. 

Поэтому в 2021 году консолидация отрасли классического хостинга продолжится. Бенефициаром станет, вероятно, Rusonyx, уже набивший руку на скупке слабеющих хостинговых активов и повышении их операционной эффективности за счет масштаба.
Налоговый маневр и его влияние на облачные ИТ

В июне 2020 года Президент России Владимир Путин внес предложение бессрочно снизить налог на прибыль для ИТ-компаний с 20 до 3% и страховые взносы с 14 до 7,6%. 

В 2021 году вступают в силу поправки в Налоговый кодекс, отменяющие льготы по НДС на лицензии программного обеспечения, за исключением продуктов, включенных в реестр отечественного ПО. Эта мера должна компенсировать недополучение бюджетом России доходов от ИТ-отрасли. Таким образом «импортозамещение» в сфере высоких технологий коснется не только государственных компаний и организаций, но абсолютно всех.

Наибольшим ударом новации станут для компаний финсектора (банков) и малого бизнеса на «упрощенке», который и так еле дышит после пандемии. Ведь у тех и у других, за редким исключением, операции и услуги не облагаются НДС, который можно было бы перезачесть. Крупнейшие банки единогласно высказались против отмены льгот, поскольку для них любое ПО от глобальных компаний фактически подорожает на 20%. Даже отечественное, в силу формулировок закона. Банковская сфера консервативна, как в части выбора ПО, так и в построении архитектуры: даже сегодня, в пору тотальной облачности, во многих финансовых институтах трудятся мейнфремы, и ничего. Однако банкам, видимо, придется либо вставать на рельсы импортозамещения, либо мигрировать в облака. При чем тут облака? Да очень просто: НДС коснется лицензий не только на прикладное ПО, но и на ПО для виртуализации. В корпоративном сегменте, как упоминалось выше, очень много VMware, и вот на on-premises лицензии VMware с нового года начисляется 20% НДС. А «поинты» VMware по программе VMware Cloud Provider Program всегда были с НДС. То есть облако enterprise-уровня делается на 20% привлекательнее. И у банков, несмотря на их нежелание отдавать свои системы в чужие облака, появляется стимул, подкрепленный расчетом ROI.

Предвидя финансовые потери от закупок привычного ПО, Сбербанк провел в конце года рекордную закупку ПО Microsoft и сопутствующих услуг на 6,1 млрд руб., хотя в начале года компания стала фактически государственной. Правительство выкупило долю в Сбербанке у ЦБ за 2,14 трлн руб. Регулятору принадлежало 50% плюс одна акция Сбербанка. Вот такое «импортозамещение» государственных компаний.

А малому бизнесу деваться некуда. Сама инициатива налогового маневра была неоднозначно воспринята ИТ-сообществом. Так, Сергей Рыжиков, генеральный директор «1С-Битрикс», сооснователь «Битрикс24», в своем посте в Facebook критикует закон за неоднозначные формулировки, исключающие из льготного перечня ПО, которое может «распространять рекламную информацию», «получать доступ к такой информации», «размещать в интернете предложения о покупке-продаже товаров (работ, услуг)», «искать информацию о потенциальных покупателях (продавцах)», «заключать сделки». В эти категории попадает множество программных продуктов, особенно используемых в финансовой сфере. Но закон принят, и с точки зрения облаков он вроде бы позитивен.

Дистанционная работа и обучение

Вместе с переходом на «удаленку» вырос спрос на различные средства видеокоммуникаций – веб-видеоконференции, системы организации вебинаров и удаленного обучения. Естественно, большая часть таких сервисов работает по модели SaaS и доставляется из облака. Акции Zoom взлетели до небес, Teams в начале пандемии не справлялась с нагрузкой, Discord стала известна за пределами игрового сообщества – все это приметы новой реальности, в которой спрос на облачные средства коммуникаций останется стабильно высоким и после отмены изоляции. Люди и бизнесы научились взаимодействовать онлайн. Да, путь этот был тернист: хакеры и «пранкеры старшего школьного возраста» начали перебирать скриптами идентификаторы Zoom-конференций и вламываться на уроки, заседания и вебинары, резвясь в меру своего развития. Но цифровая гигиена прививается со временем, как и привычка носить маски и обрабатывать руки антисептиком. 

Если бизнесы проблему коммуникаций решили довольно оперативно, направив нерастраченные командировочные бюджеты в ИТ (при этом существенно сэкономив), то в сфере образования все не так просто. Одномоментный перевод тысяч школьников на домашнюю форму обучения стал стресс-тестом для ИТ-департаментов многих городов, включая Москву. Электронные дневники и системы дистанционного образования стабильно «висли», в использовании систем веб-видеоконференций царил хаос: кто на бесплатном Zoom, кто на платном, кто на Skype, кто на Teams. Это при том, что в стране вроде бы взят курс на импортозамещение, а в сфере веб-ВКС с отечественными разработками у нас уже лет 10 полный порядок: на выбор есть IVA, «Видеомост», «Вебинар.Ру», TrueConf и др. Если сами вендоры, за исключением «Вебинара», оказались довольно консервативными и предпочитали писать софт и продавать MCU, а не создавать облачный сервис, то их партнеры, операторы связи, уж точно могли этот сервис выстроить. Да и сами ДИТы могли бы настроить отечественную облачную систему ВКС для школ. Однако нет. То ли не было желания, то ли не осталось бюджета (что вероятнее), но ни к первой, ни ко второй волне домашнего обучения школьников и студентов единой отечественной системы ВКС не было предложено для использования даже в продвинутой Москве, где в итоге всем был рекомендован относительно бюджетный для образовательной сферы Teams. Спору нет, это прекрасный инструмент, особенно для корпоративного применения, но учителя в начале пандемии не знали, как пользоваться ВКС, не было методик. Да и родителям пришлось срочно обеспечить каждого ребенка отдельным ПК/планшетом. Поэтому в родительских чатах и социальных сетях то и дело слышались проклятия в адрес зарубежных веб-ВКС, которые, например, некорректно работали с отечественным Linux папы – адепта импортозамещения.

Российские интернет-гиганты, они же гиперскейлеры, «Яндекс» и Mail.ru Group, не могли долго стоять в стороне. То ли пример AWS, который запустил свой Chime почти три года назад, вдохновил их, то ли запах госбюджетов не позволил остаться равнодушными, но в итоге оба игрока в 2020 году анонсировали свои сервисы видеозвонков. В том числе для школ, в чем их активно поддерживает Минцифры. «Яндекс» в июне запустил сервис «Телемост», а в конце декабря Mail.ru Group и «Ростелеком» заявили о разработке сервиса «Сферум». Надо отметить, что в портфеле у самого «Ростелекома» уже много лет имеется сервис веб-ВКС на основе «Видеомоста». Свою систему ВКС готовит и SberCloud. Все эти новые сервисы позиционируются как аналоги Zoom, который стал эталоном простоты и удобства. Кстати, Zoom официально предоставляется в России, в том числе в варианте с российским хостингом (в «Яндекс.Облаке»), и предоставляет его компания RightConf, совмещающая функции дистрибьютора и интегратора.

Прогнозы и тенденции

Ожидается, что в 2021 году отрыв лидеров рынка от остальных игроков увеличится. Тем самым продолжится тенденция прошедшего года, когда лидеры активно росли, а нишевые игроки в лучшем случае стагнировали. Если в мире корпоративных облаков ограничивающим фактором является схема получения лицензии от вендора (с ростом потребления провайдер за базовую лицензию платит меньше), то в сфере высоконагруженных решений ограничителем становятся компетенции. Компетентные инженеры работают либо в западных проектах, либо у отечественных гиперскейлеров, которые платят существенно больше, чем средний хостер. Начинающий OpenStack-провайдер не может купить хорошие компетенции и вынужден делать посредственный сервис с посредственной эксплуатацией и базовым набором функций. Таких до сих пор много, и они продолжат появляться, но не будут заметны на радарах. Нельзя в 2021 году предлагать только VPS, они никому не интересны. Рынок созрел для качественного сервиса. В отличие от рынка классического ПО, на облачном рынке нельзя масштабировать бизнес лишь за счет новых продавцов. Тем более, когда крупные игроки открыто демпингуют.

В период пандемии было не до поглощений. Некоторые игроки, включая тех, у кого это было предусмотрено стратегией, объявили мораторий. А теперь M&A снова станет важным инструментом в борьбе за рынок. Из знаковых событий этого плана – объявленное в самом конце года вложение банком ВТБ 35 млрд руб. в компанию «РТК-ЦОД», облачную «дочку» «Ростелекома», в обмен на 44,8% долей в ее капитале. Это ожидаемый шаг: ВТБ тесно дружит с «Ростелекомом» с тех пор, как президентом последнего стал Михаил Осеевский, бывший до того зампредседателя правления ВТБ. В начале 2020 года финализирована сделка по выходу ВТБ из Tele2, а ранее запущено много совместных проектов в сфере высоких технологий. ВТБ, несмотря на наличие среди подконтрольных активов полноценного и вполне успешного облачного провайдера «Техносерв Cloud», не мог конкурировать со «Сбером» на облачном поле, так как нет экосистемы, на которой можно быстро наращивать масштабы и компетенции. Поэтому пошел по классическому банковскому пути. Тем более, что облачные компетенции «Ростелекома» сомнений не вызывают, а его облачные проекты отмечены наградами DC Awards.

Другие действующие лица – операторы, банки, дистрибьюторы – тоже присматриваются к облачным игрокам, у которых есть компетенции, но не хватает ресурсов для роста. В этом отношении 2021 год обещает быть интересным, потому что привлекательные для покупки компании заканчиваются, покупатели торопятся.

Укрепление на российском рынке позиций гиперскейлеров – как отечественных, так и зарубежных – однозначно приведет к ужесточению конкуренции за клиентов и компетенции. А вот ожидать экспорта услуг ЦОДов, о котором мечтали некоторые деятели отрасли и политики, не стоит. Даже несмотря на такие неоднозначные действия западных гигантов, как отключение хостинга социальной сети Parler, зарубежный спрос на российские ЦОДы и облака не вырастет больше того, что нужно для выполнения регуляторных требований при работе в России. Политический накал в мире не спадет, а значит, Россию не будут воспринимать как достойный офшор для своих данных. Аффилиация с РФ считается и будет считаться в западном сообществе рискованной, даже если формально никаких связей нет. Снова откопанная в середине осени история с провайдером Webzilla тому подтверждение. Куда вероятнее создание абьюзоустойчивых юрисдикций и облачных экосистем в них, но теперь будет цениться устойчивость и по отношению к политическим претензиям.

Для ответственных инфраструктурных провайдеров фокус на внутреннем рынке – самый верный. Положительный момент – все еще довольно низкий уровень проникновения облачных технологий, а значит, стоит ожидать роста.

Антон Салов, независимый эксперт RCCPA
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!