Rambler's Top100
Реклама
 
Блоги Алексей РОКОТЯН

Вредные соображения (продолжение)

  17 октября 2007 Страница персоны
Хоть и конкуренция, вроде, на рынке, а ощутимого падения цен ожидать не следует.

Тут действует простая арифметика. Из каждого рубля, заплаченного клиентом за междугородную или международную связь, больше половины приходится на оплату услуг инициации и терминации и агентские отчисления за работу с клиентами. Эти суммы не остаются у оператора дальней телефонии, а сразу же уходят операторам местной и внутризоновой связи. Плюс к этому, во многих случаях действует компенсационная надбавка – за убыточность регулируемых тарифов на местную связь. Да и у самого оператора дальней связи тоже есть какая-то себестоимость собственной сети.

Поскольку бизнес себе в убыток – уже не бизнес, то потенциал снижения тарифов в существующей системе взаимоотношений – это процентов 20…30 от цены Ростелекома в начале 2006 г., вряд ли больше. Что мы и наблюдаем на рынке. Средние эффективные тарифы всех операторов близки и о серьезных снижениях никто из них не говорит. Эконоика не позволяет.

Всю эту достаточно простую арифметику операторы много раз объясняли журналистам и аналитикам. Я и сам, работая в «ТрансТелеКоме», этим занимался.

Но в большинстве комментариев про либерализацию проскакивает, что, мол, операторы держатся стойко и цены не снижают.

Вот отменят компенсационную надбавку – и снизятся цены. У всех сразу. Процентов на 20…25. Строго в размере надбавки. А то, что разница в ценах на услуги у разных операторов небольшая – это сохранится, скорее всего. Возможность «играть» ценами существеннейшим образом ограничивают взаиморасчеты. А один и тот же местный оператор получает за минуту разговора со всех операторов дальней связи сумму одного порядка.

Так что происходящее носит объективный характер, а вовсе не связано с чьей-то ошибкой в регулировании или с «жадностью» операторов дальней связи.

Единственно, за счет чего можно выиграть в ценах существенно – это за счет обхода традиционной в телефонии цепочки взаиморасчетов. На чем, собственно, построена Интернет-телефония. Но обход этой громоздкой телефонной сетевой иерархии запрещен известным 98-м приказом Мининформсвязи. Так что те, кто работает «чисто», серьезного потенциала снижения цен по сравнению с рынком не имеют. А неценовые методы конкуренции пока действуют не очень эффективно. Поэтому, кстати и рыночные доли меняются медленно. И изменения этих долей определяется в значительной степени нерыночными факторами.

Кстати, попался мне как-то на глаза результат опроса абонентов. В нем получалось, что более 50% думают о ценах на дальнюю телефонию только в тот момент, когда к ним в руки попадает счет за услуги. То есть, большАя доля абонентов не сильно озабочена экономией на услуге, составляющей менее 1% расходов средней семьи. И предлагаемая сегодняшними конкурентами «Ростелекома» 20%-ная экономия далеко не для всех есть основание встать с дивана и предпринять хоть какие-то действия по смене оператора.

Лично я, например, никаких действий по смене оператора предпринимать не собираюсь и ради копеечной экономии набирать лишние цифры и мучиться с выбором оператора по «hot choice» тоже не хочу.

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Отвечая сразу на два предыдущих поста. Давать советы братьям-операторам я не берусь. А вот комментарий общего порядка я могу добавить. Лично я не слишком верю в перспективы рынка дальней связи как "лакомый кусок" для операторов. Немного обоснований этого я привожу в том материале, который здесь по кусочкам появляется. На сколько кусков его ребята из "ИКСа" порезали не знаю, но продолжение, как говорится, следует. Но дело даже не в либерализации, как таковой. И не в том, как ее у нас проводили, исключительно на основе "национальных особенностей", без особого почтения к "общим закономерностям". Как обычно, прошли "своим путем" и страшно гордимся, что "никто не умер от этих правил". Слышал я от одного уважаемого (кроме шуток, уважаемого) представителя регулятора такой тезис в частной беседе. Лично я бы, вспоминая собственную министерскую карьеру и тот настрой, с которым мы тогда работали, этим бы не гордился. Но это опять в сторону. Дело в том, что сейчас облик отрасли меняется принципиально. И чисто телефонный бизнес, хотя он пока еще и генерит приличный поток наличности, уходит в прошлое. Кое-что об этом написано в моих писаниях в ИКСе (журнал). Ссылки есть на моей страничке. Конечно, не только я об этом пишу. Очень интересные статьи выдают Игорь Масленников, Александр Голышко. Классный материал букально на днях зачитал в приложении к "Ведомостям" по конференции "Подвижная связь". Там в самом конце исключительный по своей насыщенности доклад Евгения Соломатина. Поэтому узко вопрос о дальней связи - это вопрос из вчерашнего дня. Проблема в том, что нужно переходить к совершенно другим способам взаимодействия между операторами и способам обслуживания клиентов-абонентов. Если оператор хочет получать нормальные деньги, он должен предложить и нормальный сервис. В современном смысле нормальный. Пакетное предложение. Там и телефония должна быть. И прочее - короче, сплошной triple play, причем не в техническом смысле, а в маркетинговом. А для этого должно быть четкое позиционирование и знание своего клиента. Понимание, что именно ему нужно, и на каких условиях. Тут вопрос не тпростов рекламной компании, тут, мне кажется, глубже. Нужно веь арсенал маркетинговых инструментов освоить и применять на практике. Обязательно должна быть перепродажа услуг (а ее наше законодательство поставило вне закона), нормальные взаимоотношения опт - розница, отношение одного оператора к другому не столько с точки зрения "зачем ты мне нужен, ты ж у меня что-то там отнимаешь", а как к партнеру, во взаимодействии с которым можно заработать вдвоем больше, чем сталкиваясь лбами, и конкурируя по отдельности.... Короче - полная схема парадигмы. И в регулировании, и в бизнесе... Мечты, мечты... Вот сегодня наслушался всякого на конференции по взаимодействию операторов в условиях недискриминационного доступа (Мининформсвязи сегодня проводило). И подумал, что больше пока у нас это взаимодействия похоже на дискриминационный недоступ. И завтра поеду к одному из партнеров-операторов практические вопросы взаимодействия решать. Постараюсь решить это по схеме "win - win", как учат классики современного маркетинга. Вдруг получится...
Вот такой получился поток вечернего сознания. Не прямо "в тему", а просто мысли по поводу.
17.10 13:30 Jose Verney :
Умно и по делу! Но есть вопрос к автору материала. Ростелеком в России - монополист, но что нужно сделать его конкурентам, чтобы пользователи встали с дивана и поменяли оператора? Может быть, им о хорошей рекламной компании надо подумать? Или есть еще мысли по этому поводу?
Из выше изложенного следует, что чиновники (они же спецы), кто это либерализацию затевал сработали мастерски - и нашим,, то есть своей отрасли (коей руководят, а местами и владеют) и действующим там игрокам рынка не навредили - цены не сломали, доходы Ростелекома, вообщем не потеряли, новым операторам, тоже на маслице для бутерброда оставили.. и Вашим (буржуям, иностранным телекомом к нам хотящим и ВТО) гримасу вежливасти на лице нарисовали - мол сплошная дерегуляция, либерализация и торжество рыночной экономики :-) Умеют когда интерес есть.. Что касается теоретически пострадавшей стороны, то население либо звонит редко по межгороду, для часто звонящих и экономных пока есть VoIP пираты с карточками, либо для шибко умных Скайп, за тех кому за границу родственникам звонить вообще не думать надо, а завидовать, пущай богатые поплачут (если вообще заметят..). Остается один корпоративный сектор - так там экономика прет по 7-10% в год, баррель на 80 стоит, чего о них думать??? пущай либо заработают побольше, а не могут так пусть экономят.. меньше болтать , больше е мейлов писать..
23.10 14:29 Marina Ivashina :
Да, Вы правы, народ у нас настолько консервативен, что из-за 20% никто менять оператора не побежит, да и терминалы мгновенной оплаты далеко не на каждом шагу стоят и, в основном, только молодежь ими пользуется. Операторы фиксированной связи как-то неважно свои услуги продвигают...
Согласен с Алексеем Юрьевичем. Лично мне кажется, что особенно значимым фактором, влияющим на развитие рынка услуг мг/мн связи, динамики тамошних цен, является ip-телефония. То есть прежде всего не фактор человеческой лени, о которой пишет уважаемый автор, хотя и это действительно имеет место, а относительная дешевизна тарифов.
В настоящее время - в период тотальной глобализации отношений преимущество в цене на услуги мг/мн связи - "киллер аппликейшен" в противостоянии телефонной связи посредством коммутации каналов и коммутации пакетов.