Rambler's Top100
Блоги Владимир ЛИТВИНОВ

Ростелеком + МРК - Связьинвест = РОСТЕЛЕКОМ+

  01 декабря 2009 Страница персоны

На днях в Связьинвесте был создан управляющий комитет  по координации процессов реорганизации холдинга. Таким образом,   намерения Связьинвеста по консолидации активов МРК на базе Ростелекома приобретают практические очертания.

Хочу напомнить, что Связьинвест сформирован из 38% контрольных пакетов акций приватизированных предприятий  в соответствии с вариантом акционирования, предложенным для предприятий связи 16 лет назад, при этом 25% акций являлись привилегированными, но не голосующими, поэтому 38% и являлся контрольным пакетом.  Вместе с тем, для  принятия решения о судьбе акционерного общества на собрании акционеров  в соответствии с Законом об акционерных обществах  голосуют все акции, включая привелигированные, а для принятия решения требуется 75% + 1 от общего числа голосующих акций.  И, если по ликвидным бумагам Ростелекома, решение вопроса абсолютно понятно, акции за это время стройно перетекли в структуры, аффилированные с государством (вспомните КитФинанс), то   формирование пакетов акций новоиспеченных миноритариев МРК, на мой взгляд, не было контролируемым процессом, а значит, принятие решения по ним будет определяться совокупностью факторов, прежде всего заинтересованностью акционеров. Я подробно остановился на этом вопросе лишь потому, так как сегодня происходят тактические маневры по этой теме («Юрченко скупает и продает акции МРК», « конвертация привелигированных акций МРК  в обыкновенные акции Ростелекома»  и т.д.).

Конечно, миноритарии хорошо понимают, что их акции после конвертации,  становятся ликвидными «голубыми»  фишками, а это дорогого стоит, и все-таки чрезвычайно важен коэффициент конвертации  акций МРК в акции РТК. После акционирования в начале 90-х годов компании связи испытывали серьезный прессинг со стороны западных инвестиционных фондов. Они, как коршуны, слетелись на бывшую госсобственность, при этом,  еще не понимая, что пакеты, предназначенные для  инвестиционных конкурсов, уже давно ждали своих новых «хозяев».  Вместе с тем всякое знакомство с инфраструктурой Ростелекома вызывало неподдельное разочарование у инвестбанкиров – отутствовала в отличие от западных телекомов, как инфраструктура «последней» мили, так и работа с конечным пользователем. Поэтому  присоединение ОАО ММТ («Московский междугородный и международный телефон»), стабильной «курицы, несущей золотые яйца» в московском регионе по услугам дальней связи было объективным и ожидаемым решением. Здесь не было, правда,  предварительной работы правительственных комиссий, создания управляющих комитетов,  работа проходила при координации   финансовой группы ЛВ Финанс  небезизвестного  Леонида Рожецкина. А  судьбоносное решение было принято в заключительной стадии при рекомендации Советов директоров общими  Собраниями акционеров (как, впрочем, и в настоящем случае) обоих компаний Ростелеком и ММТ. Таким образом, ММТ   стал опытным полигоном по реализации решений,  сформированной в настоящей стратегии консолидации активов Связьинвеста на базе Ростелекома.

  Сегодня прошло ровно 10 лет после этого события. И я не помню, чтобы пресса сообщила в то время даже о факте состоявшейся сделки, а ведь Ростелеком получил в результате около 50% стабильных дополнительных доходов.  Как все-таки стремительно  возрос объем общественного информирования и какое значительное число различного рода бюрократических структур на самом высоком уровне занимается аналогичными процедурами, не говоря уже о финансировании консалтинговых компаний… Может быть, поэтому у нас один из самых низких уровней безработицы в Европе и, соответственно, уровень ВВП на душу населения.  Именно в присоединении к Ростелекому инфрастуктуры МРК, обладающих «последней» милей – квинтэссенция всего вопроса. Поэтому будущая капитализация новоиспеченного Ростелекома+ при его дальнейшей приватизации и продаже пакетов (при условии отсутствия различного рода катаклизмов)  станет, на мой взгляд, существенно выше. Таков прогноз года на три вперед, что же поживем-увидим, ждать осталось немного.

Вместе с тем, следует признать, что синергетический эффект будет достигаться достаточно болезненным процессом консолидации активов. Я с серьезной долей практического скептицизма отношусь к  прогнозируемому показателю синергии РТК-МРК– 30 млрд. руб. Прежде всего, МРК в ранге будущего филиала, получит лишь расходный счет, а доходная база будет формироваться на едином централизованном счете компании.  В целом, практически все подразделения компаний (от маркетинга, рекламы, договоров, продаж, развития, бухгалтерии и т.д.) получат в разной степени сужение своего функционала, естественно это касается и  топ-менеджмента.  И вот  здесь формируется одна из главных опасностей слияний – при оптимизации людских и финансовых ресурсов, исчезновения привычных для клиентов брендов,  в условиях конкурентного рынка происходит зачастую потеря квалифицированного персонала, и как следствие, трафика и клиентской базы.   К примеру, после присоединения ММТ к Ростелекому  через небольшое время полностью изменилась организационная структура новоиспеченного филиала, произошла практически 100% замена топ-менеджмента, в три раза (на 3 тыс. чел.) сократилась численность персонала, кардинальным образом снизились, а вряде случаев ликвидированы,  социально значимые, но убыточные услуги междугородной связи (заказ через телефонистку,  таксофонная связь, связь по телефонной карте), существенно сократился (примерно на 40%)  объем  выставляемых счетов абонентам за предоставленные услуги.

Кстати, после проведения собраний  работники МРК будут переведены на работу в штат Ростелеком, но МРК, как юрлицо будет существовать еще не менее  года (до закрытия всех счетов). Поэтому последними покинут компанию МРК гендиректор и главный бухгалтер.

Должен сказать, что в  процессах слияний и поглощений пресса акцентирует внимание на рыночных  процедурах: «синергия», «капитализация» и др. Вместе с тем катаклизмы этих процессов касаются судеб десятков тысяч профессиональных связистов, поэтому крайне важно, чтобы в условиях социальной незашищенности одновременно внедрялись новые технологии  с программами оптимизации людских ресурсов при открытии новых рабочих мест.

Разумеется, все вышеизложенное основывается на практическом опыте аналогичных трансформаций в ММТ,  что отнюдь  не означает идентичности этих повторений.  Важно  видеть и ожидаемое принципиальное отличие – в соответствии с концепцией развития Связьинвест будет проводиться диверсификация бизнеса – развитие мобильной связи, услуг ШПД, IT и др. По подсчетам академика Харкевича А.А.(50 лет назад!) суммарный информационный поток возрастает в среднем пропорционально квадрату промышленного потенциала. Иначе говоря, увеличение вдвое валового внутреннего продукта  требует 4-кратного увеличения потока информации.

  Поэтому новоиспеченный РОСТЕЛЕКОМ+ с учетом ожидаемых госинвестиций в размере 460 млрд. рублей может стать базовой конструкцией построения нового информационного общества.  При этом невиданное насыщение новыми инфокоммуникационными услугами и ресурсами  способно  стать одним из катализаторов модернизации  российской сырьевой экономики.

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

6.12 13:23 Никита Бродский:
Государственная политика в отношении отрасли связи с самого начала была непоследовательной. На этапе приватизации почти 90 региональных предприятий были отпущены "на вольные хлеба". Далее, почему-то мобильную связь заставили развивать отдельно от проводной. 10 лет назад фиксированную подотрасль начали консолидировать и сегодня наступает апогей данного процесса. Между тем, ситуация на рынке и в экономике сегодня совершенно иная, нежели она была 10 лет назад (начало консолидации фиксированных телекомов), а уж тем более - 15 (начало приватизации). Сегодня основные финансовые ресурсы сконцентрированы в мобильной связи (70% всей выручки и 85% всей прибыли). В фиксированном телекоме Связьинвест уже далеко не монополист: рынок корпоративных решений и 40% ШПД на массовом рынке поделены между альтернативными операторами (Совинтел-Билайн, Комстар, множество малых и средних операторов), коммерческое ТВ - совершенно отдельный рынок со своими игроками. Так что остается только стагнирующая фиксированная телефония, причем, в основном, в квартирном секторе. В таких условиях проект "РОСТЕЛЕКОМ+" далеко не полетит. Задуманная интеграция фиксированной телефонии с мобильными активами в рамках государственного холдинга приведет к созданию неуправляемого конгломерата, который, как слон в посудной лавке, поломает конкурентный механизм в отрасли, но не создаст эффективной альтернативы. Остается только надеется, что в стремлении масштабно управлять своими активами в отрасли связь государство не перейдет границу и не начнет действовать по принципу: "отнять и переделить".
19.01 11:46 Hevapella:
Удачный пост, полность со всем согласен, кроме некоторых моментов, но всё же, если вникать более подробно, то на это времени не хватит. В общем полностью подписываюсь под словами атора
6.12 18:17 Литвинов:
Должен сказать, что предприятия связи все-таки не были «на вольных хлебах», контрольные пакеты(38%) были под государевым оком, во главе Сов. Директоров крупнейших компаний Булгак поставил бывших Министров связи или зам. Министра. И следили они за происходящим бдительно, кстати СД не получали никаких гонораров при Булгаке. Во главе СД ММТ находился Шамшин Василий Александрович. Скажу определенно, что ММТ при той инфраструктуре и технико-экономических показателях, если бы был на вольных хлебах, никогда бы не вошел бы в Ростелеком, скорее в МГТС. А вот МГТС при известных событиях акционирования, как исключение, действительно оказалась «на вольных хлебах»… А вот заниматься мобильной связью своими силами, в ту пору 15 лет назад, думаю, просто у меня, как и у моих коллег не хватило стратегического мышления. Каждый тонул в своих эксплуатационных проблемах, да и никто не подсказал… В ту пору было модно создавать совместные предприятия, и по мобильной связи с американцами было создано первое такое СП (МСС), ММТ выделил инфраструктуру и людской ресурс. Просто тот случай, когда не просчитали, хотя ресурсы для собственного развития были. Относился я к этим первым аппаратам, как к большой экзотике, не более… Думаю, и Минсвязи не стало бы запрещать, просто надо уметь предвосхищать события. А вот дальнейшая судьба Ростелекома+ будет определяться все-таки, в т.ч. качеством того менеджмента, который окажется в результате слияния и дальнейшей приватизации.
Своевременно или нет?
Приведу бенчмарк. 19 ноября 2009 года акционеры Дойче Телеком проголосовали за объединение фиксированного и мобильного бизнесов. Обсуждение было непростым (более 6 часов), но решение было почти единогласным – 99,95% за единый бизнес. Оператор (с государственным участием) именно сейчас решил втянуться в сложный процесс объединения.
Расширяя видение данного вопроса, добавлю, что Дойче Телеком имеет представительства в более чем 50 странах. Возможно, у единой компании (и не только немецкой) международный бизнес будет получаться лучше.