Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Блоги | ![]() |
Татьяна ТОЛМАЧЕВА | ![]() |
![]() |
Интернет вещей – в поисках понятий и определений
06 февраля 2017 |
![]() |
Именно с этого я и начала свое погружение в тему интернета вещей.

Банальная и очевидная истина – если хочешь разбираться в какой-либо теме, то нужно как минимум понимать ее базовые понятия и определения. Именно с этого я и начала свое погружение в тему интернета вещей. Но чем больше я читала, тем больше вопросов у меня появлялось: почему телематику М2М учитывают при оценке рынка интернета вещей, а телеметрию и интеллектуальные измерения – нет? Все ли счетчики, которые позволяют дистанционно снимать показания, считаются «умными»? Интернет вещей – это новый синоним беспроводной автоматизации? А проводная автоматизация будет ли считаться проявлением концепции Интернета вещей? Почему системы диспетчеризации – это пока еще не рынок Интернета вещей? Где этот водораздел между УЖЕ интернетом вещей и ЕЩЕ не интернетом вещей?
Я постоянно наталкивалась на многообразие понятий и определений, причем очень часто противоречивых и невнятных. Никто не спорит, что интернет вещей – это маркетинговая концепция, которая не имеет ни четких границ, ни унифицированных определений, что допускает его широкое понимание и толкование. Но ведь в любом случае эту новую концепцию требуется «приземлить» и привязать к реалиям и понятиям, которыми мы все оперируем сейчас.
В этом блоге я решила делиться своими размышлениями и мыслями, которые приходят ко мне в ходе исследования формирующегося рынка интернета вещей.
Сегодня я хотела бы порассуждать, когда счетчик, датчик или другой прибор становится «умным» или интеллектуальным, и его можно с полным правом относить к рынку оконечных устройств, которые будут формировать сеть интернета вещей.
Конкретный пример: из проанализированных топ-20 производителей приборов учета воды, тепла, газа и электроэнергии, большинство уже производят цифровые счетчики, которые обеспечивают дистанционный сбор показаний приборов. Как правило, все они оснащены радиомодулем / радиоинтерфейсом, сконструированы на базе современной микропроцессорной системы, и уже используются в автоматизированных системах коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ). Можно ли считать такие счетчики интеллектуальными?
По моему мнение, нет. Дистанционный съем – этот только составная часть «интеллектуальных» решений в ЖКХ. Приборы и устройства должны иметь более «интеллектуальный» функционал, например, контроль утечек, измерение и контроль качества получаемого коммунального ресурса (состав хлора в воде, температуры, давления, непрерывности подачи ресурса, др.), автоматизировать такие функции, как выставление счета, получение аналитики в режиме реального времени, телеуправление услугой, пр. Этот функционал основан на выработке определенных вычислительных алгоритмов, которые могут быть реализованы как на стороне оконечного устройства, так и программного обеспечения верхнего уровня. В этом случае сервис будет предоставляться на автоматизированной инфраструктуре учета.
Соответственно счетчик с возможностью дистанционного сбора показаний – это только промежуточный этап в эволюции развития «интеллектуального» счетчика. К сожалению, пока на рынке таких «умных» приборов учета потребления энергоресурсов российского производства НЕТ.
Вывод: можно с уверенность говорить, что в России уже реализован автоматизированный сбор данных, НО автоматизированная структура интеллектуального учета все еще разрабатывается, а реализации концепции интернета вещей в сфере ЖКХ пока только ожидается. Когда появится в России полноценный «интеллектуальный» счетчик? Будем следить.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.