Rambler's Top100
Блоги Татьяна ТОЛМАЧЕВА

Продолжаем про ЖКХ: анализ спроса и предложений решений автоматизация ЖКХ

  06 марта 2017 Страница персоны

Как известно, внедрение технологий интернета вещей возможно только на цифровой инфраструктуре, т.е. инфраструктуре, оснащенной цифровыми  устройствами и средствами автоматизированного управления.

В предыдущем посте я писала о низком уровне готовности коммунальной инфраструктуры к интернету вещей на уровне конечных цифровых устройств (приборов учета).   

Какова готовность ЖКХ к технологиям интернета вещей с точки зрения уровня проникновения ИТ и информатизации отрасли в целом?

Как показывают статистические формы Росстата, сфера ЖКХ по ряду причин является одной из сложных для информатизации. По уровню информатизации она существенно отстает от многих других отраслей экономики РФ.

Таблица «Показатели использования ИТ в производстве и распределение электроэнергии, газа и воды», 2015

Показатель

Значение, %

Организации, имеющие web-сайт в сети интернет

38,6%

Организации, использовавшие серверы

51,4%

Организации, использовавшие  ЛВС

65,3%

Организации, использовавшие системы электронного документооборота

65,4%

Организации, использовавшие электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами

58,9%

Источник: Росстат 

В настоящее время мы продолжаем наблюдать довольно низкий спрос на ИТ-технологии со стороны компаний ЖКХ.

При этом российский рынок уже насыщен многочисленными предложениями  программно-аппаратных систем автоматизации, телеметрии, диспетчеризации, автоматических систем учета и контроля расхода энергоресурсов различных поставщиков.

Так, анализ предложений на рынке выявил более полусотни компаний, которые в своем продуктовом портфеле имеют решения для автоматизации ЖКХ. Из них более двух десятков уже предлагают типовые решения (в том числе и облачные), которые приемлемы для средних и небольших компаний (УК, ТСЖ/ТСН, пр).

Среди поставщиков типовых решений есть:  

производители приборов учета: например, «Энергомера», «Эльстер Газэлектроника», «Тайпит», «Взлет», «Турбулентность Дон», др.

производители систем учета ресурсов, диспетчеризации и автоматизации ЖКХ: например, «Лэрс», «Элдис», «Системы и Технологии», «Текон-Автоматика», др.

инженерные, энергосервисные компании, системные интеграторы: например, «Болид», «Эско Зэ», «Энергоаудитконтроль», ТПП (Teleposition Project)/ ТПП Инжиниринг, др.

Эти компании на своих сайтах рассказывают о кейсах внедрения своих решений. Но пока число и масштабы таких внедрений достаточно скромные.

Что является сдерживающим фактором для массового проникновения таких решений автоматизации?

В первую очередь, это - высокая стоимость внедрения и обслуживания (по разным оценкам, минимально от 15 тыс. руб. за прибор учета).  Технологические ограничения предлагаемых систем автоматизированного сбора показаний приборов учета неблагоприятно влияют на сложность и стоимость внедрения. 

Другой важной причиной низкого спроса на ИТ в ЖКХ – дефицит специалистов в ЖКХ,  которые бы «двигали» спрос на технологические инновации в отрасли в целом и на системы автоматизации в частности.

Вывод: помимо технологического совершенствования предлагаемых на рынке решений критически важным условием для ускорения процесса цифровизации коммунальной инфраструктуры в РФ являются системные меры, стимулирующие спрос на ИТ-технологии в отрасли ЖКХ. Надеюсь, что примером  такого системного подхода  сможет стать реализация программ Национальной Технологической Инициативы EnergeyNet, а также деятельность отраслевых объединений-ассоциаций (например, НАПИ, АИВ).   

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.