Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Блоги | ![]() |
Алексей ЛУКАЦКИЙ | ![]() |
![]() |
О стандарте ЦБ по ИБ аутсорсинга
18 сентября 2017 |
![]() |
Началось все со статьи в "Известиях". Когда я ее прочитал, я выпал в осадок, так как она не просто изобиловала фактическими ошибками, а была построена на изначально неверной базе. Статья почему-то была посвящена стандарту по аутсорсингу кибербезопасности. Но дело в том, что этой теме была посвящена первая версия проекта стандарта, выпущенная в прошлом году. Текущая версия посвящена кибербезопасности аутсорсинга. Слова те же - суть совершенно иная. Я тогда смолчал, просто прокомментировал в соцсетях новости, которые опубликовали специализированные порталы по ИБ с публикацией этой статьи. Я могу понять, когда чушь пишет журналист, мало понимающий в ИБ, но такое нельзя допускать для профессионального СМИ.
Спустя две недели выходит статья в Коммерсанте и она тоже посвящена этому проекту стандарта. К журналисту у меня вопросов нет :-) Есть к эспертам, которые комментируют стандарт в статье. По их мнению есть следующие проблемы у стандарта:
- он обязательный для банков и что-то требует
- он развивает бюрократию, требуя разработки множества документов, которых раньше у банков не было
- он не может быть выполнен мелкими банками, у которых всего 1-2 безопасника
- он не устраняет риска привлечения некачественных поставщиков услуг и фирм-однодневок.
Как участник рабочей группы, которая писала этот стандарт, хотел бы дать
некоторые пояснения, чтобы не возникало иллюзий по поводу этого
документа. Во-первых, он не обязателен. Это не ГОСТ, на который даются
ссылки из нормативных актов ЦБ. Это СТО, то есть стандарт организации,
который принимается по решению самой организации. Хочет - принимает, не
хочет - не принимает. Ни заставить, ни наказать за присоединение или
неприсоединение к СТО нельзя. Это по сути методические рекомендации,
описывающие, на что обратить внимание при обращении к аутсорсингу.
С комментарием про кучу документов я тоже не согласен. Финансовая
организация (а не только банк) принимает решение о передаче существенных
бизнес-функций (инкассация, ЦОД, облачные вычисления, Call Center,
аутстаффинг, разработка ПО и т.п.). Это важное решение, которое может
приниматься только при оценке всех существенных рисков, часть из которых
касается информационной безопасности. От того, насколько качественно
проведена эта оценка, зависит возможность оказания услуг клиентам и
партнерам финансовой организации. Поэтому вполне логично, что надо
провести достаточно серьезную работу по выбору контрагента и
формализации взаимоотношений с ним. Помню, когда мы заключали договор на
аутсорсинг ИБ всех промышленных площадок одной из крупнейших мировых
нефтяных компаний, мы потратили 9 месяцев на согласование договора. 9
месяцев! Потому что от того, насколько качественно он прописан зависит
жизнедеятельность нефтяной компании и наша ответственность.
При этом, когда мы выбираем облачного провайдера для своих нужд, а мы
пользуемся услугами около 700 облачных провайдеров по всему миру, то это
тоже непростая процедура, которая у нас формализована в так называемой
процедуре CASPR (Cloud and Application Service Provider Remediation),
состоящей из множества элементов, часть из которых требует определенной
формализации и документированию:

И, кстати, такая формализация помогает уменьшить число людей, которые
занимаются выбором и оценкой нового провайдера услуг. Не надо ничего
придумывать, искать, тратить время - следуй методичке и выбирай между
вариантами CASPR Lite, CASPR Standard и CASPR Plus.
Что же касается отсечения фирм-однодневок, то стандарт как раз и призван
это сделать. Ну какая однодневка будет иметь квалифицированный
персонал, лицензии, подтвержденные проекты по аутсорсингу, соответствие
PCI DSS (в отдельных случаях), прохождение регулярного аудита? А все это
прописано в стандарте, по которому сейчас запущена процедура
голосования.
Возвращаясь к статье Известий, стандарт также упоминает про аутсорсинг
ИБ, но в качестве финального раздела, который просто уточняет, на что
надо смотреть, если вы решите отдать во внешние руки свои МСЭ,
сканирование периметра, мониторинг и т.п. Там же приведен и набор
возможных метрик для оценки своего ИБ-аутсорсера. То есть еще раз -
стандарт посвящен не аутсорсингу ИБ, а вопросам ИБ при переходе на
аутсорсинг. Не пользуетесь аутсорсингом, ну и не применяйте стандарт.
Обратились к внешним поставщикам, стандарт дает вам набор рекомендаций и
оказывает методическую помощь. Хотите - пользуйтесь, не хотите - не
пользуйтесь.
Стандарт состоит из следующих разделов:
Стандарт состоит из следующих разделов:
- риск нарушения ИБ при аутсорсинге существенных функций
- основные требования к управлению риском ИБ при аутсорсинге существенных функций
- содержание задач и зона ответственности руководства организации БС РФ при аутсорсинге существенных функций
- требования к проведению оценки поставщика услуг при аутсорсинге существенных функций
- требования к содержанию соглашений на аутсорсинг существенных функций
- мониторинг и контроль риска нарушения ИБ при аутсорсинге существенных функций
- особенности аутсорсинга процессов ИБ
- приложения, среди которых список практичных вопросов, которые стоит задать аутсорсеру при решении о том, стоит ли с ним работать или нет.

Вот такая картина с этим стандартом, который могут принять в ближайшее время и он вступит в действие с 1-го января 2018-го года.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.