Rambler's Top100
Реклама
 
Блоги Алексей ШАЛАГИНОВ

Парадокс приватности в цифровой экономике

  16 октября 2017 Страница персоны

Цифровая экономика объявлена государственным приоритетом. Казалось бы, всем ясны её выгоды, если даже президент РФ, которому, как говорят многие СМИ, избранную информацию из Интернета приносят в распечатанном виде, «проникся» преимуществами цифровой экономики.

Однако здесь есть ряд проблем и нюансов. И это вовсе не, не к ночи будь помянутый, «закон Яровой», страшный сон о котором заставляет вскакивать с постели в холодном поту операторов и интернет-провайдеров, которым ясна его меркантильная сторона («Где деньги, Зин?»), давным давно выраженная в песне Высоцкого "Диалог у телевизора".

Есть ещё довольно тривиальная вещь, о которой как-то не очень упоминается в масс-медиа, но которая представляет собой будущую проблему (по крайней мере одну из) для развития цифровой экономики, причём не только в нашей стране, но и во всём мире.

Это проблема приватности данных.

Одному из российских разработчиков систем Big Data для реализации проекта понадобились данные геопозиционирования пользователей от мобильного оператора. Хотя партнер был готов предоставить их в обезличенном виде, проект остановился в процессе согласования договора по причине отсутствии таксономии понятия «данные», в том числе степени их приватности: кому их можно и нельзя передавать, как именно это делать и пр.

Или вот, например, как осуществляется сбор всех доступных данных о клиенте в крупнейшем российском банке – ПАО «Сбербанк» (слайд из презентации Сбера на одной из конференций).

Первые два пункта (транзакции по картам и счетам, история подключения услуг) вопросов не вызывают – это та информация, которую банк получает о клиенте по роду своей деятельности.

Третий пункт – «история посещения сайтов», конечно, для банка представляет ценность, поскольку по ней можно составить некоторое представление о характере, наклонностях и предпочтениях клиента, чтобы оценить риск выдачи кредита тому или иному клиенту. Однако, понравится ли это самому клиенту, если банк будет собирать информацию о том, какие сайты он посещает?  Это информация весьма чувствительная и конфиденциальная. Несмотря на то, что данные о посещённых клиентом сайтах можно найти у других компаний-партнёров, негласный сбор таких данных о клиенте явно превышает пределы приватности, принятые в обществе. Никому не понравится, когда кто-то в метро заглядывает через плечо в книгу, которую читает пассажир. Также вряд ли кому-то понравится, если некая организация, будет выяснять, «с кем он связан, и что он делает». Однако, банк, почему-то считает это нормой априори.

Системы электронного здравоохранения (eHealth) основаны на сборе данных с персональных датчиков, различных носимых устройств: датчиков пульса, кровяного давления, содержания сахара в крови, номенклатура которых постоянно расширяется. Выгоды такого подхода очевидны как для самого пациента (своевременность обращения к врачу и начала лечения, ранние предупреждения о возможных недугах), так и для общества и государства в целом (снижение затрат на здравоохранение, снижение уровня заболеваемости, повышение производительности труда и пр.). Однако, и это — весьма приватные данные, но передаются они по сетям общего пользования и могут быть использованы теми, кто их собирает, не на пользу их источнику.

В общем, цифровая экономика потребует пересмотра еще не одной парадигмы общественного устройства.

  *   *   *

Подпись под карикатурой — англоязычная игра слов.

  1. Mine — шахта, месторождение, добыча.
  2. Mine — моё.
Источник:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.