Rambler's Top100
Реклама
 
Блоги Алексей ШАЛАГИНОВ

Седьмой Ежегодный Форум «Future of Telecom: Business Models & Strategies. ТОЧКИ РОСТА» (Часть 1)

  26 июня 2018 Страница персоны
20 июня 2018 года компания Connectica Lab провела Седьмой Ежегодный Форум «Future of Telecom: Business Models & Strategies. ТОЧКИ РОСТА». Большое спасибо организаторам Форума за приглашение и возможность выступить с докладом.
Фото Copyright  Kushnirenko Nikolai V. | #PositivePhotographer | #ПозитивныйФотограф | #FutureofTelecom.

Темами Форума стали весьма животрепещущие для телеком операторов вопросы: Интернет Вещей и машинное обучение, а также возможности блокчейна в этой, непривычной для многих, области, возможности сотрудничества с ОТТ, аналитика «Больших Данных» и пр.

Кроме того, на Форуме были подняты многие вопросы, которые для операторов по сию пору оставались «Терра Инкогнита», такие как чат-боты, разговорные интерфейсы, виртуализация сетей и пр. Скоро это станет повседневной реальностью и пока активно дебатируется на конференциях. Поэтому, такие компании, как Connectica Lab, делают очень большое дело, в основном, за счёт собственного энтузиазма… в общем, большие молодцы!

Открыл конференцию Алексей Николаев, заместитель генерального директора центра «23 век», редактор портала 1234G.ru.

Фото Copyright  Kushnirenko Nikolai V. | #PositivePhotographer | #ПозитивныйФотограф | #FutureofTelecom.

В своём вступительном слове он рассказал о новых стратегиях операторов связи.

Хотя основным источником дохода операторов всё ещё остаётся старый добрый «голос», однако, скоро этим источником будет наоборот – передача данных, которую многие годы операторы упорно продолжали называть «телематическими услугами», «документальной электросвязью» и прочими не совсем понятными терминами. А между тем, динамика выручки от «святая святых» операторов – голосовой связи, в последние годы резко замедлилась.

«Средний чек» мобильного абонента также сильно подешевел: с 500 руб. в 2014 году до 300 руб. в 2018 году. Как же в этих условиях бедным операторам доплыть до берега цифровой трансформации через море, кишащее вот этими «акулами бизнеса»?

Алексей дал операторам несколько простых советов, как не попасться в зубы этим акулам.

  1. МОНЕТИЗАЦИЯ РЕАЛЬНЫХ ТРАТ. Не нужно выдумывать, на что пользователь может потенциально потратить деньги – нужно монетизировать то, за что он уже платит. То есть, не стоит телеком-маркетологам выдумывать новые услуги, которые, по их мнению, должны овладеть сердцами абонентов. Это бесполезно. Нужно извлечь максимум выгоды из того, за что уже платит абонент или изъявляет желание платить. Можно, конечно, всем абонентам исподтишка «навесить» (даже не знаю не ругательного слова для этого непотребного действия) разные платные услуги, типа гороскопов или анекдотов на ночь, но это вряд ли поможет. Хлопот и жульничества много, а толку мало.
  2. РАБОТА ПО БАРТЕРУ. Привлекать к выполнению задач своих корпоративных клиентов. Поставки – выгоднее ухода клиентов. Тут я спикера, признаюсь, не совсем понял, но видимо, операторам – понятно.
  3. ПЕРЕХОД ОТ МАТЕМАТИКИ К ЭКОНОМИКЕ. Умное сокращение расходов. У операторов нерациональные затраты часто считаются геройскими поступками, экономия приводит к тому, что тут же урезается бюджет на следующий финансовый год. Поэтому сотрудники операторов часто боятся работать эффективно. А, между тем, в экономии внутренних расходов для операторов таится большой потенциал.

Павел Баранов, ведущий инженер Orange Business Services Россия и СНГ, рассказал о развитии Интернета Вещей на морском транспорте.

Плывёт корабль в море-океане, а судовладелец на берегу у него расход топлива через спутник контролирует. Красота! Такая платформа даёт до 11% экономии топлива. Это значит, что среднее судно потратит меньше мазута на 43 тонны, на 6 тонн меньше дизтоплива, то есть, сэкономит судовладельцу более 2 млн ₽.

Редко удаётся увидеть столь наглядный пример эффективности Интернета Вещей.

Сергей Щепнов, руководитель направления IoT оператора ЭР-Телеком, представил доклад «Развитие сетей промышленного интернета. IIOT сеть федерального охвата».

Copyright: docplayer.ru

Он рассказал о сети IIoT на основе технологии LoRaWAN, которая может обеспечивать до 10 лет автономной работы датчиков IoT с чувствительностью в -137дБм (а это довольно хорошая чувствительность!), при высокой проникающей способности в зданиях, да ещё при зоне охвата до 20 км вне городской застройки и до 3 км в условиях города.

Вот какой охват сети Индустриального Интернета намерен осуществить ЭР-Телеком:

Александр Котов, консультант оператора Vodafone, рассказал об Интернет-экосистеме сегодня: Контент – Оператор – Пользователь.

Copyright: Json TV, 2017.

Он сообщил, что большие ОТТ игроки (Google, Netflix…) стремятся приблизить свой контент к пользователю, минуя транзитных операторов, для чего строят большие распределённые дата-центры в местах интенсивного использования их контента. 70-80% глобального IP-трафика распределяется между пятью основными ОТТ: Google, Akamai, Netflix, Amazon, Facebook. Причём ни одна из этих компаний не была оператором связи, поэтому инициатива переходит от операторов к ОТТ.

На это хочется спросить: ну и что? Их трафик всё равно те же операторы связи и переносят. Далее Александр говорит, противореча самому себе: большее количество «тяжёлого» траффика отдаётся напрямую в сети мобильных операторов. Кем отдаётся? Транзитными операторами таки и отдаётся. Да, именно теми транзитными операторами, которые строят сети, прокладывают подводные кабели через океаны (на паях с контент-провайдерами, конечно, с тем же Google).

Вот она, архитектура сети Internet 2.0, которую показал Александр, где рулят эти контент провайдеры (вот они родимые – в облачке посередине). Tier1 и Tier2 – это дата-центры этих гиперскейлеров.

А незаметные на рисунке линии, где написано «Транзит» — вот они, эти самые линии операторов и есть. То, на что у них уходит огромное количество инвестиций, которые, однако, очень плохо окупаются. Но без них никакой гиперскейлер, типа Гугла, работать не сможет. Потому что, вся прибыль за контент, при сегодняшнем регулировании, уходит этим ребятам на облаке. И как эту проблему решить, пока не ясно…

Алексей Косиченко, директор департамента развития ESET, рассказал о новом антивирусе компании ESET NOD32 и о том, какие новые возможности он может предоставить для операторов связи и сервис-провайдеров.

Фото Copyright Kushnirenko Nikolai V. | #PositivePhotographer | #ПозитивныйФотограф | #FutureofTelecom.

Алексей рассказал о компании Eset, которая была спонсором конференции, за что ей большое спасибо, поэтому в лобби конференции можно было ознакомиться с их продукцией – антивирусом NOD32, и даже его купить. А также получить в бубен в подарок бейсбольную биту с логотипом ESET.

Фото Copyright Kushnirenko Nikolai V. | #PositivePhotographer | #ПозитивныйФотограф | #FutureofTelecom.
Виталий Коробко, руководитель департамента по управлению стратегическими проектами компании Вымпелком, рассказал о фиксированном виртуальном операторе FVNO, как новой точке роста ШПД-оператора.
Фото Copyright Kushnirenko Nikolai V. | #PositivePhotographer | #ПозитивныйФотограф | #FutureofTelecom.

Рынок ШПД замедляется, но затраты растут. И тому есть ряд причин: хранение данных по закону Яровой, цены на оборудование в валюте остались прежними, но затраты в рублях у операторов остались прежними.

Поэтому, операторам нужны новые точки роста. Это могут быть конвергенция, качественное ТВ, умный дом. Однако, конвергенция доступна не всем операторам, а качественное ТВ требует больших инвестиций. Раньше операторы могли расти за счет новой стройки, но сейчас и это стало проблемой. В среднем на один дом сейчас приходится около 5 провайдеров ШПД.

Но если посмотреть шире, то источник эффективного роста покрытия есть, и это… Партнерство! Использование ШПД-провайдерами инфраструктуры других операторов для предоставления своих услуг позволяет снизить затраты на строительство собственной сети. Нового в этой идее ничего нет. Мобильные операторы совместно используют базовые станции ещё с 2002 года. В России совместное использование сетей работает уже с 2014 года.

FVNO (Fixed Virtual Network Operator) – это запуск ШПД, TV (B2C) виртуального оператора на сети хост-оператора.

Зоны ответственности при этом распределяются так:

Хост оператор отвечает за:

  • Подключения
  • Обслуживание абонентов
  • Ремонт аварий на сети
  • Модернизация сети

Виртуальный оператор FVNO отвечает за:

  • Трафик и его хранение
  • Продажи и маркетинг
  • Приставки и роутеры
  • Call-центр
  • Контент

Преимущества для хост-оператора при этом следующие: рост выручки и маржинальности, рост стоимости компании, стабилизация за счёт долгосрочного привлечения Партнёре. Есть и недостатки: новый конкурент перетянет на себя часть абонентской базы и часть продаж.

Первое FVNO в России было создано компаниями Билайн и Зелёная Точка в мае 2017 года в Липецке. Результаты данного проекта впечатляют: абонентская база Зелёной точки и Билайн растёт, бизнес-процессы FVNO работают без сбоев и требуют минимум персонала для их поддержки. EBITDA Зелёной точки и Билайн растёт. Актуальность проекта повышается в связи с т.н. «законом Яровой», поскольку за хранение трафика отвечает виртуальный оператор.

Виталий делает вывод, что Sharing-инфраструктуры – это будущее рынка ШПД России.

Юлия Шахманова, генеральный директор компании Спутниковое Телевидение/STV представила доклад «О будущем российского операторского бизнеса pay TV».

Copyright: ОАО «Спутниковое телевидение».

В докладе Юлия рассказала о работе компании ОАО «Спутниковое телевидение», как лидере российского рынка Direct-to-Operate.

STV сегодня – это трансляция со спутниковых ресурсов более 100 цифровых телевизионных и радиоканалов; покрытие сигналом более 99% кабельных операторов на территории РФ; охват спутниковым сигналом 98% территории РФ; доставка телевизионного сигнала в 20 стран мира.

Компания STV lоставляет телеканалы, которые обеспечивают 53,8% смотрения тематического платного ТВ в России, ежедневно телеканалы, входящие в пакет STV, просматривает более 15 млн. телезрителей.

Владимир Комиссаров, программный директор Ассоциации НП Совет рынка (электроэнергии) рассказал о системах интеллектуального учёта электроэнергии в России.

Интеллектуальная система учёта электроэнергии это – совокупность функционально объединённых устройств, предназначенная для удалённого сбора, обработки передачи показаний приборов учёта электрической энергии (мощности), обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учёта электроэнергии, управление компонентами системы, а также предоставление информации о результатах измерения количества и иных параметров электрической энергии.

Этими системами занимается Ассоциации НП Совет рынка электроэнергии (http://ec-mc.ru/).

В конце первой сессии, ваш покорный слуга, Алексей Шалагинов, рассказал о перспективах блокчейна в Интернете вещей IoT.

Блокчейн органично вписывается в архитектуру IoT.

С докладом можно ознакомиться здесь: https://shalaginov.com/презентации.

Продолжение следует

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.