Rambler's Top100
Блоги Алексей ШАЛАГИНОВ

Маркировать и запретить

  23 августа 2018 Страница персоны
Газета «Коммерсантъ» пишет, что российские производители телеком- и ИТ-оборудования обратились в правительство с просьбой о введении обязательной маркировки импортного телекоммуникационного оборудования и запрете посредников при импорте продукции Cisco, Huawei, ZTE и других компаний. По их мнению, это поможет улучшить позиции отечественных производителей на рынке оборудования.

С одной стороны, мера — явно дискриминационная и нерыночная. С другой стороны, а что делать, когда у иностранных конкурентов явное преимущество не только по функционалу и качеству, но и по «накладным расходам». Сейчас в России приблизительный ежегодный объём закупок оборудования в телекоммуникационной отрасли оценивается более чем в 300 млрд руб., а доля импортного оборудования составляет, по разным оценкам, более 90%. Это в основном оборудование американских и китайских компаний.

При закупках российского оборудования часто получается так, что ждать его заказчику приходится гораздо дольше, чем импортного. Ни один российский производитель не может себе позволить работать «на склад». А иностранные компании — могут, поскольку знают, что на складах их оборудование не залежится. Вот пример.

А вот как защищали свой рынок китайцы во время экономических реформ Дэн Сяопина в 80-90-х годах. Тогда там тоже «рулили» западные поставщики. Китайские производители только разворачивались и у китайских операторов к ним не было особого доверия. Однако, потенциал рынка был огромен.

Что сделали китайцы? Они сказали: «Хотите продавать своё оборудование на нашем рынке? О’кей, ноу проблем. Только выполните, пожалуйста, ряд условий». Вот таких:

  1. Оборудование должно производиться на территории Китая.
  2. Персонал предприятия, на котором будет производиться оборудование, должен быть китайским (за исключением, разве что, высококвалифицированных специалистов).
  3. Должна быть полная передача технологий, причем не на уровне технологических карт, а на уровне фундаментальных знаний, разработок и «ноу-хау», с обучением персонала в штаб-квартирах, тренинг-центрах поставщика и пр.
  4. Ну и наконец, «изюминка на торте» — не менее 51% акций такого предприятия должно принадлежать китайской стороне.

Западных поставщиков такие кабальные условия поначалу отпугнули. Но рынок-то — огромный! И вот — первая ласточка: совместное предприятие «Шанхай-Белл» в г. Шанхай с компанией Alcatel (сейчас входит в состав Nokia), созданное в середине 80-х. И дальше такие СП стали множиться как грибы после дождя, к обоюдной выгоде китайской и иностранной сторон.

В результате, на основе знаний и технологий, полученных китайскими специалистами в этих СП, поднялись и стали успешно развиваться уже и отечественные предприятия, такие как, Huawei и Zhongxing telecom Equipment (ZTE).

Штаб квартира ZTE в г. Шэнчжень.

Штаб квартира Huawei в г. Шэнчжень (вдали слева видны корпуса компании Foxconn — крупнейшего изготовителя электроники, в т.ч. айфонов).

Такой же опыт можно было использовать и  у нас. Правда, в России такого рынка нет, как в Китае. Поэтому, привлекательность российского рынка для иностранных производителей остаётся под вопросом. Как правило, в общем объёме продаж западных производителей доля России составляет не более 2-3%. Например, Huawei (для которой российский рынок ещё в начале 2000-х был крупнейшим иностранным рынком) теперь в одном только Пакистане сейчас продаёт больше, чем в России.

Кроме того, стоит упомянуть и о господдержке отечественных предприятий хай-тека в Китае. Но это вовсе не были безвозвратные финансовые вливания. Но госпрограммы развития высоких технологий были.

Оптимальный вариант всегда можно найти. В любом случае, запретительная тактика ещё никогда не приводила к положительным результатам.

***

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.