Rambler's Top100
Блоги Алексей ШАЛАГИНОВ

Хуавей – забавные моменты (IV)

  28 ноября 2018 Страница персоны

Продолжение. Начало здесь здесь. и здесь. А самое начало — вот здесь

Менеджмент

«Менеджмент» – тема достаточно тесно связанная с темой «Дисциплина» в компании Huawei, о которой я писал в прошлый раз.

В прошлой публикации я писал о «культе китайского начальника», о том, что в китайской культуре любой начальник – заменитель Бога. Неважно какого. Бога, как источника моральных императивов. Отсюда происходят и некоторые особенности китайского менеджмента. Это касается не только компании Huawei, а китайского менеджмента вообще.

Я писал о запрете посещения дискотек сотрудникам компании Huawei. Правда, это было в середине 90-х, и сейчас про эту регуляцию уже никто не помнит. Была и ещё одна интересная дисциплинарная установка – запрет на азартные игры. Надо сказать, что китайцы очень любят азарт, и каждого второго-третьего китайца в кармане лежит колода карт, которые они могут раскинуть где угодно, хоть на бордюре тротуара. Сам не раз такие сценки наблюдал. Макао, старая португальская колония по соседству с Гонконгом, знаменитая многочисленными казино и относительно недавно построенным «дубликатом» Лас-Вегаса, является местом паломничества многих «материковых» китайцев, желающих пощекотать нервы Фортуне. Даже, говорят, во времена коммунистического Китая там оттягивались члены правящей верхушки Компартии Китая и Госсобрания.

2

Китайцы играют в карты на улице

1

Китайцы играют в карты в клубе

Так вот, в компании Huawei в 90-х годах было издано также и постановление о запрете азартных игр для сотрудников (хотя никакому здравомыслящему китайцу и не придёт в голову играть в карты на работе, пусть даже и в перерыв – «настучат»). Однако, запрет касался игры не только на рабочем месте, но и где-либо ещё, в т.ч. дома. Про это рассказывал тот же китаец, который поведал о незадачливой китайской куртизанке, натравившей бандитов на друга своего возлюбленного (см. предыдущую серию). На вопрос, как можно отследить, чем занимается сотрудник дома, китаец с большим пиететом поведал, что «у компании есть для этого средства». Напомню – это конец 90-х, видеокамеры ещё не получили такого массового распространения. Что это за средства, китаец таинственно умолчал, наверное, и сам не знал. Но, якобы, они точно есть. И обречённо, но также с пиететом, добавил: «А скоро, наверное, и шахматы запретят» (в шахматы играть китайцы тоже очень любят). Ни слова возмущения, ни слова осуждения. Начальник сказал. Точка. Не обсуждается.

***

К слову сказать, любовь китайцев к азартным играм, в т.ч. картам, нашла забавное отражение в таком интересном месте Шэнчженя, как  Minsk World. У одного из причалов Шэнчженя пришвартован… российский авианосец «Минск», проданный Китаю как металлолом в середине 90-х! Прямо со всеми ракетами и пр. оборудованием проданный. В орудийных башнях даже какие-то использованные «взрыватели» валялись (я заглядывал). В общем, как был, так и продали.

Бывший авианосец «Минск» проданный Китаю в 90-х годах.  

Китайцы из него сделали «тематический парк», очень популярный среди туристов. Ничего особенно там не переделывая. Практически нетронутой даже каюта командира корабля осталась. Во всяком случае, на стене остался висеть шуточный календарь за восемьдесят какой-то год, где месяцы назывались как «дубабрь» (декабрь), «кошмарт» (март), «сопрель» (апрель), «сымай» (май) и т.п. Наверняка этот календарь там висел, когда авианосец был ещё в строю.

К чему я про это здесь рассказываю? А к тому, что пытаясь восстановить «живую» обстановку в кают-компании, китайцы положили на стол… колоду карт!  Как бы, все убежали по тревоге, а разложенные на столе карты оставили.

Не думаю, что на советском авианосце за азартные игры на борту погладили бы по головке. Я пытался втолковать это китайскому гиду, но он не понял. «Почему нельзя в карты играть? Это же такая интересная и интеллектуальная игра».

***

Китайские менеджеры среднего звена являются одними из лучших в мире из-за присущей им особенности тщательно прорабатывать каждую деталь проекта. Даже самую незначительную, стараясь всё предусмотреть. То, что мы обычно делаем по принципу «война план покажет», китайский менеджер всегда планирует заранее. И следит за исполнением плана, постоянно вникает в ход работы, ничего не пускает на самотёк. Типичный китайский менеджер очень автократичен, иногда до степени тирании. И никто не может ослушаться. Потому, что «начальник сказал». Есть, конечно, и другие факторы, например, высокая конкуренция на рынке рабочей силы в таких местах, как соседствующая с Гонконгом свободная экономическая зона Шэнчжень, однако, постоянный прессинг менеджера – главный фактор того, что любой проект в китайских компаниях обычно выполняется, и как правило, в срок.

Я не раз видел плачущих китайских девушек, сотрудниц российского офиса компании. На мои вопросы, что случилось, они, сквозь слёзы, отвечали: «начальник ругает».

Сообщают [1], что за период с 2000 по 2010 год в компании Huawei умерли, или покончили с собой из-за прессинга на работе, 38 сотрудников.

Я сам где-то читал (ссылку уже не могу найти), что в департаменте исследований и разработок компании однажды умер программист. Прямо на своём рабочем месте умер. Оказалось, что он был серьёзно болен, но начальник не отпускал его на больничный, пока он не допишет свой модуль программы. В Китае вообще не принято заболев, оставаться дома, только если уж совсем не можешь встать. Программист работал, превозмогая сильную боль, делал ошибки, многие места приходилось переделывать по много раз. Гнев начальника рос. В конце концов, однажды вечером начальник обнаружил сотрудника на рабочем месте уже мёртвого. Этого начальника, конечно, потом серьёзно наказали.

Хотя данная серия публикаций называется «Забавные моменты», почти четыре смерти на работе в год – это совсем не смешно…

И это при том, что, в целом, Шэнчжень, место штаб-квартиры компании (скорее это уже агломерация нескольких городов, типа Кремниевой Долины в США),  отнюдь не является местом, где мало хорошей работы. Как и другие развитые города Китая: Пекин, Шанхай, Гуанчжоу… Правда, и наплыв рабочей силы со всего Китая в эти места тоже высок, однако, квалифицированный сотрудник всегда сможет найти там себе применение. Поэтому, лично мне кажется странным, что китайцы обычно безропотно сносят все «зверства» начальников. Тем не менее, для китайцев, видимо, дисциплина и приказ начальника — превыше всего…

Когда компания стала выходить на международный рынок, первой страной, куда она направилась (если не считать Гонконга годом ранее), была Россия. И здесь китайский менеджмент столкнулся с достаточно большими проблемами, поскольку изначальное стремление руководить «как в Китае» наталкивалось на противодействие российских сотрудников, которое иногда вводило китайцев в ступор. В умах китайских менеджеров не укладывалось, как это можно — возражать начальнику и поправлять его?! Как может подчинённый говорить своему боссу: «Нет, так лучше не делать, лучше сделать вот так»?! Иногда китайцам казалось, что российские сотрудники — просто  саботажники и лентяи, хотя в основе разногласий местного персонала с китайским руководством чаще всего лежало желание «сделать как лучше», или указать начальнику на его неизбежные ошибки в работе в чужом для него культурном окружении, помочь ему. Некоторые китайцы воспринимали это адекватно, но бывало и много нелепых казусов, связанных именно с недопониманием российских реалий.

Например, в самом начале работы в России, когда о такой компании, как Huawei, ещё  никто не слышал, удалось организовать презентацию в «Уралсвязьинформе», в одном из самых продвинутых российских операторов, главный офис которого тогда находился в Перми (1997 г.). Это, по тем временам, было большим достижением, поскольку никто из российских операторов в те времена не горел желанием иметь дела с какой-то неизвестной китайской компанией. Слишком сильны были в умах российских руководителей «челночные» стереотипы: «раз китайское – значит дешёвое и плохое».

3

Офис оператора «Уралсвязьинформ» (сейчас Уральский филиал Ростелекома) в Перми.

Был запланирован коллективный выезд в Пермь на 7-ми местном минивэне «Мицубиси», на котором должны были ехать 5 человек команды, включая руководителя офиса и переводчика, а также запас проспектов для раздачи на презентации.

4

Минивэн Мицубиси 1997 г., первая машина в российском офисе компании.

Автомобильный способ передвижения, видимо был выбран из-за того, что Мицубиси нужно было потом отогнать в Уфу, где тогда находилось СП «БЭТО-Хуавэй», и отвезти туда запас проспектов и подарков. Но также, видимо, китайцам хотелось и новую для себя страну посмотреть.

За день до выезда в московском офисе Huawei состоялось собрание сотрудников, выезжающих в Пермь, с целью планирования поездки. Ответственный за вояж китаец зачитывает свой «роад-мап»: 7:00 – выезд из офиса в Москве. 21.00 – Прибытие в г. Пермь, поселение в гостиницу…. Один из российских сотрудников робко недоумевает: «Вы хотите за один день доехать от Москвы до Перми на машине? Не лучше ли наметить промежуточный пункт остановки с ночёвкой?» На что китайский менеджер отвечает: расстояние от Москвы до Перми – 1100 км. И демонстрирует это, приложив линейку к настенной карте. Крейсерская скорость Мицубиси – 100 км/час. За 11 часов должны доехать. Плюс час-два на остановки.

Китайцу вежливо возражают: не доедем мы за 11 часов от Москвы до Перми, там дорога плохая (напоминаю – 1997 г.), и она длиннее, чем 1100 км по прямой. Однако, китайский менеджер был непреклонен – за день доедем, и – точка! Я сказал. В Китае мы так делаем – будем так же делать и здесь!

Единственное, что удалось изменить – время выезда. Решили выезжать в 5 утра.

Выехали, конечно, не в пять, а позже. Сначала дорога была отличная, как китайцы и ожидали, но потом начались проблемы – ремонты, объезды, ухабы, пробки, паромные переправы. В довершении всего – уже поздно вечером заблудились, заехав в лес (автонавигаторов тогда ещё не было). Чтобы как-то поднять настроение, российский сотрудник вставил в магнитолу кассету с группой Deep Forest, как раз по ситуации.

В результате – приехали в Пермь уже дождливым октябрьским утром следующего дня. Даже в гостиницу не поехали – сразу в офис Уралсвязьинформа. Разгружая проспекты из машины, уронили пачку проспектов в лужу – потом их так грязными и раздавали.

Уральцы, не подозревая о ночных мытарствах авто-путешественников, сразу повели показывать им своё оборудование. Российский переводчик , прислонившись к стойке с оборудованием, стал медленно по ней сползать вниз, заснув от усталости. (Он, кстати, до сих пор в компании работает, но уже на гораздо более высокой должности).

Но! Презентация таки была проведена. Контакт с заказчиком был установлен, и один из первых проектов Huawei в России был реализован именно в Перми.

Когда уральцы узнали о том, что презентацию им провели буквально «с колёс», да ещё после почти суточного «авторалли» через полстраны, без отдыха и сна, их изумлению не было предела.

***

[1] Справедливости ради, нужно отметить, что в данной ссылке, есть другая ссылка на публикацию в каком-то блоге об этих 38 смертях, но эта страница уже недоступна. Поэтому проверить правдивость информации не представляется возможным.

***

Share this:

Источник:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.