Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Интернет завладел умами…

04 февраля 2013

Развитие Интернета в минувшем году было чрезвычайно мощным. Это касается как проникновения, доступности и роста аудитории, так и внимания к глобальной сети со стороны власть имущих - в 2012 году зафиксировал десятикратныйрост предложений по регулированию Интернета и усилению контроля за пользователями.

Межрегиональная ассоциация правозащитных организаций АГОРА подготовила неправительственный доклад «Россия как глобальная угроза свободному Интернету».

Эксперты отмечают, что, с одной стороны, достижения России в развитии интернет-отрасли в прошлом году весьма внушительны. Так, в 2012 году продолжился рост числа активных пользователей: если осенью 2011 года суточная аудитория Рунета составляла 40,7 млн пользователей, то к концу 2012 — уже 46,8 млн. Причем основной прирост интернет-аудитории в прошедшем году произошел за счет небольших городов и пожилых людей.

Также, несмотря на то, что стоимость подключения к Интернету постоянно снижается, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил разработать к 1 апреля 2013 года комплекс мер, способствующих снижению стоимости подключения домохозяйств к линиям широкополосного доступа.

Значительно увеличилось количество доменов в Рунете: суммарно в трех российских зонах .ru, .su и .рф на конец 2012 года было зарегистрировано 5 156 504 домена .

Среди позитивных итогов года необходимо отметить и то, что российские суды постепенно становятся более открытыми. А некоторые российские провайдеры начали требовать от надзирающих государственных органов соблюдения законодательства при осуществлении полномочий по профилактике экстремизма. К примеру, новосибирская компания «Новотелеком» отказалась до судебного решения о признании фильма «Невинность мусульман» экстремистским материалом блокировать для своих абонентов доступ к нему.

В 2012 году суточная аудитория Интернет-портала впервые превысила аудиторию «Первого канала». Российский суд, вынося решение по информационному спору, впервые сослался на Совместную декларацию ООН, ОБСЕ и ОАГ о свободе выражения мнений и Интернете. Европейский суд по правам человека в решении по делу «Ахмет Юлдирим против Турции» впервые затронул вопрос об ограничении права на свободу распространять информацию посредством сети Интернет.

С другой стороны, в 2012 году мониторинг Ассоциации АГОРА зафиксировал существенное увеличение количества случаев ограничения свободы Интернета российскими властями, которое отмечается практически по всем направлениям — участились случаи привлечения пользователей к уголовной ответственности, возросло число блокировок сайтов, усилилось административное давление. Причем, преследованиям стали подвергаться как представители медиасообщества, так и обычные пользователи и активисты. Впервые массовым явлением стало бегство интернет-активистов за границу. Владельцы сайтов тоже начали активно выбирать иностранные юрисдикции — прошедший год характеризуется стремительным ростом спроса на аренду серверного оборудования за рубежом.

Регулирование отношений в Интернете в 2012 году впервые стало занимать существенную часть законотворческой практики и определять политическую повестку дня. Россия совместно с Китаем и некоторыми арабскими государствами предприняла очередную попытку на международном уровне закрепить принцип «сетевого суверенитета»; сильному прессингу подверглись ICANN и сложившаяся система саморегулирования Сети.

Всего за 2012 год зафиксировано 1197 (в 2011 году было 500) случаев ограничения свободы Интернета либо преследования пользователей за ее реализацию, которые распределились следующим образом.

По сравнению с ситуацией 2011 года, в 2012 году увеличилось количество субъектов Федерации, в которых право на Интернет систематически ограничивается. В 2011 году таких субъектов было 35, в 2012 их стало 38. При этом с 4 до 9 выросло и число субъектов, в которых пользователи испытывают серьезное давление (на Карте нарушений выделены красным цветом).

Москва уступила статус самого опасного для пользователей города, передав пальму первенства Ставропольскому краю. Кстати, количество случаев ограничения прав пользователей в столице практически не изменилось — в 2011 году их было 93, в 2012 году — 98. А вот в Петербурге наблюдается почти трехкратное снижение — с 38 до 14.

 

Предложения по регулированию Интернета

Мониторинг Ассоциации АГОРА в 2012 году зафиксировал десятикратный (!) рост предложений по регулированию Интернета и усилению контроля за пользователями (49 в 2012 году против 5 в 2011 году). Одним из наиболее обсуждаемых законопроектов года стал федеральный закон №139-ФЗ от 28 июля 2012 года, названный в обществе законом «о черных списках сайтов». Этим актом впервые в российской истории было узаконено блокирование доступа к интернет-сайтам без судебного решения.

Вскоре после принятия закона «о черных списках» депутаты Государственной думы от ЛДПР и «Единой России» Ярослав Нилов и Сергей Железняк подняли вопрос о введении санкций за использование анонимайзеров и средств обхода блокировок. Перспектива легализации этой инициативы вполне реальна.

В марте 2012 года первый заместитель директора ФСБ РФ Сергей Смирнов заявил, что кибербезопасности России угрожают западные спецслужбы, использующие новые технологии для поддержания постоянного напряжения в обществе. На тот момент министр внутренних дел Рашид Нургалиев сообщил о планах по созданию специализированных центров для борьбы с экстремизмом в электронных СМИ.

23 июля 2012 года вступили в силу поправки в закон «О рекламе», запретившие рекламу алкогольной продукции в Интернете, что существенно ударило по экономическому положению независимых ресурсов, для которых реклама является основным источником дохода.

Увеличение штрафов за организацию публичных акций затрагивает и распространение информации о таких акциях, в том числе и в сети Интернет. Так, могут быть оштрафованы на сумму до 100 тысяч рублей организаторы акции, которые до согласования с властями будут распространять информацию о мероприятии среди граждан.

28 июля 2012 года в Уголовный кодекс России вернулась статья об ответственности за клевету. Причем редакция статьи 128.1 УК РФ дает гораздо больше возможностей для произвольного применения в целях преследования за критику. Несмотря на формальное смягчение по сравнению с прежней редакцией статьи 129 УК РФ, предусматривавшей наказание в виде лишения свободы, санкция в виде штрафа до 5 млн. рублей фактически является более строгой.

 

Уголовное преследование

В 2012 году отмечено значительное увеличение числа уголовных дел, возбужденных по материалам, опубликованным в Интернете, — всего их 103 (в 2011 году — 38). Абсолютное большинство из них составляют дела о возбуждении вражды (статья 282 УК РФ) и призывах к экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ). Характерно, что среди всех случаев привлечения к уголовной ответственности за публикации в социальных сетях, в 50 случаях фигурируют пользователи сети «ВКонтакте», в 3 — пользователи «Одноклассников» и в 2 — пользователи сети «Мой мир». В отношении пользователей Facebook не зафиксировано ни одного случая привлечения к уголовной ответственности.

Отмечены также случаи привлечения к уголовной ответственности за оскорбление представителя власти.

 

Административное давление

За 2012 год зафиксировано 208 случаев привлечения пользователей, администраторов сайтов и провайдеров к административной ответственности, вынесения предупреждений и предостережений прокуратурой и территориальными подразделениями Роскомнадзора (в 2011 году — 173). По сравнению с прошлым годом картина изменилась незначительно.

 

Ограничение доступа и цензура

Активнее всего в прошедшем году власти блокировали доступ к интернет-страницам. В общей сложности было принято 608 решений о блокировании доступа к сайтам, либо по решению суда, либо провайдерами в «добровольном» порядке (в 2011 году — 231).

Большинство блокировок было сделано на основании того, что на сайтах размещалась информация «экстремистского характера», персональные данные граждан, он-лайн-казино или информация о наркотиках. Обоснованность многих блокировок, тем не менее, вызывает серьезные сомнения.

За прошедший год АГОРА отметила 124 требования удалить информацию или во внесудебном порядке заблокировать доступ к сайту или отдельным страницам. В это число входят судебные решения о признании информационных материалов экстремистскими, требования Роскомнадзора удалить с сайта комментарии читателей и иные подобные ограничения.

 

Кибератаки

2012 год характеризуется сохранением высокой степени опасности хакерских атак на Интернет-сайты и взломов аккаунтов пользователей — всего 47 случаев (в 2011 году — 31). Последовательный саботаж расследования подобных преступлений прошлых лет со стороны государственных органов, приводит ко все новым и новым DDoS -атакам и взломам почты. Характерно, что ожидать расследования атаки можно только в том случае, если нападению подвергся сайт органа власти или госкомпании. Два известных уголовных дела о таких преступлениях, которые дошли до суда, касаются атак на сайт авиакомпании «Аэрофлот» в 2010 году и сайты президента и правительства России в мае 2012 года.

На 3-й международной конференции Евразийской группы сетевых операторов ENOG-3, прошедшей в мае 2012 года в Одессе (Украина), была озвучена следующая статистика, касающаяся DDoS-атак в Рунете: за 2011 год и первый квартал 2012 года было отмечено 2500 атак со средней интенсивностью 1,6 Mpps и длительностью более 6 часов. За этот же период среднемировой показатель был вдвое меньше. Самая мощная ddos-атака в России — 56 Гбит/c — произошла летом 2011 года. Самая продолжительная не прекращалась в течение 20 дней. Каждая пятая DDoS-атака в России мощнее 1 Гбит/с.

По сравнению с прошедшим годом видно, что хакеры чаще стали атаковать правительственные сайты. По-видимому, именно с этим связано то, что 15 января 2013 года президент Путин подписал указ №31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации». В соответствии с этим указом ФСБ РФ поручено разработать методику предотвращения и расследования хакерских атак на Интернет-ресурсы Российской Федерации, а также осуществлять международное сотрудничество в сфере борьбы с киберпреступлениями. Однако прекращение сотрудничества России и США в сфере правоохранительной деятельности, объявленное МИД РФ, фактически ставит крест на любых возможностях расследовать большинство киберпреступлений.

 

Выводы

В 2012 году Интернет впервые стал рассматриваться российским государством как основной источник угрозы его благополучию и стабильности. Об этом свидетельствует как увеличившееся количество случаев ограничения, так и возросшее в десять раз число предложений по регулированию Интернета, ни одно из которых не содержало в себе гарантий свободы, а было направлено исключительно на усиление контроля, ответственности и введение новых видов цензуры.

В АГОРА уверены, что в 2013 году этот тренд сохранится, и именно связанные с Интернетом дела впервые начнут определять повестку дня в сфере прав и свобод человека. Ближайший бой за свободный Рунет предстоит весной, когда в Думе запланировано обсуждение закона «Об Интернете». При этом, в настоящее время ни одна организация, представляющая интернет-сообщество в России, не выступает жестко и принципиально в защиту свободы использования и распространения информации в Сети. Ни РАЭК, ни Координационный центр национального домена сети Интернет, ни RU-CENTER, ни другие регистраторы, ни доминирующие Интернет-сервисы и Интернет-бизнесы вроде ВКонтакте, Mail.ru, Яндекса не присутствуют в публичном пространстве с принципиальными возражениями против однозначно и демонстративно консервативной политики сокращения свободы Интернета в России.

Другой тренд связан с активизацией деятельности России на международной арене. Российско-китайские инициативы по введению «сетевого суверенитета» и передаче государствам права распределять сетевые адреса, прозвучавшие на конференции МСЭ в Дубае, были отвергнуты большинством стран, однако очевидно, что российские власти вряд ли оставят попытки добиться международной санкции на усиление контроля в Рунете.

В этой связи именно Россия представляет для свободного и открытого Интернета глобальную угрозу, поскольку гораздо больше Китая заинтересована в принятии международных актов о регулировании Сети. Китай свои внутриполитические проблемы фактически решил, построив Великий китайский файервол и вынудив крупных игроков рынка вроде Google и Twitter, играть по своим правилам. В то время как для России это лежащий на поверхности способ оправдать все нарастающее давление на пользователей и интернет-активистов внутри страны.

По материалам доклада АГОРА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.