Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Электронному правительству требуется технолог

18 июня 2014

Как привести качество электронных госуслуг в соответствие с потребностями пользователей? Об этом мы спросили у Ольги Суша, начальника департамента тестирования корпоративных систем OOО «Технологии качества» (бренд A1QA).

Ольга Суша- Ольга, в чем вы как представитель компании, специализирующейся в области обеспечения качества ПО, видите главные проблемы в создании электронного правительства в России?

- Технологически соединить между собой информационные системы всех уровней можно, главное, чтобы все их операторы смогли между собой договориться, а этого, к сожалению, пока не происходит. Мне кажется, что электронному правительству, которое строится в России не первый год, необходим проектный подход. Как у любого проекта, у него должны быть административный руководитель и руководитель, который отвечает за технологическую часть в масштабе страны. Отсутствие такого подхода ведет к тому, что долгосрочная перспектива развития сервисов электронного правительства продумывается недостаточно хорошо, что явно не хватает точек контроля. Вопросы о том, во сколько обходится оказание той или иной электронной госуслуги одному гражданину сегодня и как эти затраты изменятся, например, через два года, похоже, не приоритетны для самого государства. А ведь именно в них заключается суть бизнес-подхода к реализации любого масштабного проекта.

Я считаю, что здесь не хватает целостного и системного подхода. Важно понимать, что электронизация госуслуг это беспрерывный процесс, а не совокупность отдельных проектов. Чтобы наладить производство электронных услуг, нужно связать все уровни начиная от нормативно-правового, организационного и заканчивая техническим. Не достает единого информационного пространства на основе общей модели данных, где все элементы обмена связаны между собой и четко «выстроены» в процесс оказания государственной услуги.

Очевидно, что для всего этого необходим центральный координирующий орган и важно чтобы он имел достаточно полномочий на межведомственном уровне для реализации электронного правительства.

- Пока такого подхода государством не выработано, можно ли повлиять на качество разрабатываемого по его заказу программного обеспечения в процессе тестирования?

-Да, если как можно раньше вовлекать в него тестировщиков. В идеале свою работу они должны начинать с аудита спецификаций и технических требований к ИТ-решению: ошибка, найденная на этом этапе, обходится в разы дешевле, чем ошибка, выявленная на этапе разработки. Признаюсь, что самим тестировщикам очень нравится такой подход, потому что, включаясь на этапе выработки требований, они получают редкую возможность влиять на процесс создания продукта. В тех проектах государственных информационных систем, где мы реализуем эту стратегию, количество инцидентов оказывается минимальным, а их критичность невысока.

Контролю качества и тестированию таких проектов стоит уделять внимание и время. К сожалению, я часто сталкиваюсь с проблемой, когда разработка и тестирование идет в таких темпах, в которых применить лучшие практики и методики тестирования сложно.

- Насколько сами госзаказчики и системные интеграторы, реализующие для них ИТ- решения, готовы сегодня подключать тестировщиков к процессу формирования требований?

- Пока мало кто из заказчиков допускает тестировщиков на этот этап. По большому счету, им еще только предстоит прийти к пониманию, что аудит спецификаций и технических требований необходим, поскольку позволяет экономить деньги и время впоследствии. Да и системные интеграторы, как правило, начинают процесс тестирования своих решений очень поздно. В условиях нехватки времени нам приходится делать выбор между охватом тестирования и его глубиной. По моему убеждению, ввиду масштабности государственных ИТ-проектов, приоритетами для компаний, которые их реализуют, должны стать стабилизация программного обеспечения, качество тестирования и контроль его качества.

- В чем же состоит специфика тестирования информационных систем, обеспечивающих работу сервисов электронного правительства?

- Начнем с того, что в этом случае мы имеем дело с масштабными интегрированными распределенными системами, оперирующими большими объемами информации, которые работают непрерывно.

А потому его проведение требует особого подхода и тщательной подготовки –разработки детального плана тестирования, а также тест-дизайнов, аккумулирующих весь предшествующий опыт команды. Очень важно, чтобы тестировщик обладал знанием предметной области, то есть четко представлял себе, как устроены госсервисы, последовательность процессов и то, как они связаны. Наш опыт показывает, что проектирование всех необходимых тестов заранее и последующее их совершенствование в процессе применения позволяют повысить его эффективность.

- По мере роста популярности смартфонов электронное правительство постепенно «мобилизуется». Но есть ли у госзаказчиков потребность в тестировании мобильных сервисов для граждан?


-  Мы отмечаем, что такие запросы появляются регулярно и их объем возрастает, и потому предлагаем тестирование мобильных версий информационных систем в ряду других таких сервисов, как автоматизация тестирования, тестирования безопасности, нагрузочное тестирование, дополняющих наш системный подход к контролю качества информационных систем. А он, в свою очередь, включает в себя и анализ проекта, и разработку стратегии достижения качества, а также плана тестирования и, конечно, анализ результатов. Но это уже тема для отдельного разговора.

Беседовала Александра Крылова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.