Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости компаний

С первого дня – MNP в автоматическом режиме

06 августа 2014

Введение услуги переносимости мобильного номера в России затронуло всех операторов сотовой связи. Однако к сроку вступления закона об отмене мобильного рабства в силу – 1 декабря 2013 г. они подошли с разной степенью готовности.

Иван Максимов, старший менеджер проектов, Tele2О том, как внедрялась услуга МNP в компании Tele2, мы беседуем с Иваном Максимовым, старшим менеджером проектов компании.

- В чем особенность найденного компанией Tele2 технического решения автоматизации процесса переносимости мобильного номера?

- Начну с того, что наша сеть исторически строилась на таких принципах, как моновендорность и централизация всех ИТ-систем. Благодаря первому принципу мы, наверное, использовали в два раза меньше человеческих и финансовых ресурсов для реализации MNP, а второй позволил нам быстро распространить все вносимые в ту или иную ИТ-систему изменения на всю сеть. Немаловажную роль в упрощении процесса запуска сыграло и то, что все наши абоненты обслуживаются по предоплатной системе. Это упрощает архитектуру биллинговой платформы и помогает четко определить задачи по ее доработке.

- Какие этапы на пути компании Tele2 к освобождению абонентов от «мобильного рабства» вы бы выделили?

- Этапность была следующей: разработка нормативно-правовой базы и технических решений, техническое воплощение решений подрядчиками  установка и внедрение. В целом это был обычный проект, разве что задержки с разработкой нормативных документов и замена оператора центральной базы данных перенесенных номеров меньше, чем за два месяца до запуска, добавили неопределенности. Важным этапом, который все операторы были вынуждены пропустить из-за нехватки времени, оказалось межоператорское тестирование. Однако это не оказало существенного негативного влияния на запуск услуги благодаря тому, что и операторы, и Минкомсвязи РФ выступили единым фронтом, забыли о конкуренции, углубились в технику и помогали друг другу.

- Как затянувшийся процесс подготовки нормативно-правовой базы сказывался на ходе вашего проекта по внедрению MNP?

- В условиях, когда основные «правила игры» были до конца не определены, наши специалисты отмечали очень много временных рисков. Например, были опасения, что мы не успеем вовремя разработать требуемое решение или разработаем вовремя, но не то, которое нужно, или решение будет то, но оно будет плохо работать. 

- А смена оператора ЦБДПН?

- По сравнению с решением, предложенным Координационным центром (прим. ред. – КЦ был изначально выбран Минкомсвязи на роль оператора реестра), у системы ЦНИИС оказалась совершенно другая архитектура, можно сказать, прямо противоположная. Если у КЦ активной стороной в процессе переноса номера выступал оператор, то у ЦНИИС ею становилась ЦБДПН. То есть первоначальные запросы должны были идти с другой стороны. В итоге сопутствующая доработка операторских систем обернулась дополнительными финансовыми затратами.

- Сколько специалистов компании Tele2 участвовало в подготовке к введению переносимости мобильного номера?

- На этапе внедрения было задействовано около 25 специалистов по ИТ, биллингу и планированию сети. Позднее, на этапе проработки процессов обслуживания абонентов, к нам подключились сотрудники коммерческой службы в центральном офисе и в каждом регионе.

- С какими трудностями при разработке технических решений по автоматизации процесса MNP вам пришлось столкнуться?

- Я бы не называл задачи, которые нам пришлось решать, трудностями. Так, сначала мы очертили круг ИТ-систем, которые может затронуть внедрение MNP , - их оказалось около 120. Мы уже тогда понимали: чем меньше ИТ-систем нам придется менять, тем нам будет проще, даже если изменения в некоторых из них окажутся сложными. Три месяца у нас ушло на упрощение архитектуры решения, и в результате количество наших ИТ-систем, так или иначе участвующих в процессе переноса мобильного номера, уменьшилось до 30. Одновременно наш поставщик биллинга начал разработку системы. Другое дело, что потом некоторые вещи ему пришлось переделывать, но этот риск мы осознавали, поскольку нормативно-правовая база еще только разрабатывалась.

- Привлекали ли вы к процессу разработки и внедрения решения по автоматизации переноса мобильных номеров системного интегратора?

- Мы работали напрямую с нашим поставщиком биллинга, компанией Bercut, специалисты которой и разработали для нас так называемый «оркестровщик» - систему, которая взаимодействует с центральной базой данных перенесенных номеров с одной стороны и с нашими внутренними ИТ-системами − BSS, CRM и локальной базой данных перенесенных номеров − с другой. Она специально разрабатывалась для автоматизации процесса переносимости мобильных номеров.

- Каким вам запомнилось начало декабря 2013 года?

- Лично я провел в офисе все выходные. Но надо сказать, что у нас отлегло от души уже 30 ноября, когда прошел первый тестовый перенос номера с нашим участием. Мы поняли, что решение будет работать полностью в автоматическом режиме. Забегая вперед, скажу, что, начиная с самого первого дня предоставления услуги, у нас ни одной заявки на перенос мобильного номера не было обработано вручную. 

Однако первые три дня декабря мы очень внимательно следили за процессом. Проблемы были: какое-то количество заявок на перенос отклонялось системой из-за ошибок при заполнении форм, операторы договорились между собой заново заводить такие заявки в систему самостоятельно, чтобы не создавать негативного опыта для абонентов. А потом все ждали 8 декабря, когда ожидалась первая портация. И после ее успешного завершения, вздохнули облегченно. Ну, а дальше началась «текучка»: каждодневная операторская работа, которой, надо признать, было больше, чем обычно, но в ходе которой в течение первого месяца было выявлено и решено большинство проблем.

- А как на сегодняшний день процесс переноса мобильного номера осуществляется в дочерних компаниях «Ростелекома», которые Tele2 в настоящее время интегрирует в свою структуру?

- В первую очередь мы думаем о переводе всех заявок на перенос мобильного номера с ручного режима, который пока преимущественно используется в «дочках» «Ростелекома», на режим полностью автоматический.

А в целом надо понимать, что процесс приведения их сетевой и ИТ-инфраструктуры к нашим стандартам не будет простым, поскольку состав оборудования в дочерних компаниях «Ростелекома» очень разной. У многих из них свой поставщик биллинга, своя архитектура сети, и на то, чтобы перестроить ее на общие принципы работы, потребуется время.

Беседовала Александра Крылова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.