Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Александра КРЫЛОВА | 29 января 2016 |
Рынок платного ТВ в зеркале аналитики
Обвал курса рубля, снижение покупательной способности населения, переход домохозяйств на режим экономии. Как эти негативные факторы отразились на услугах платного ТВ?
Аналитики, которые в минувшем году держали руку на его (рынка) пульсе, на 18-й международной выставке и форуме CSTB. Telecom&Media’2016 разошлись в оценках результатов влияния кризиса, но были удивительно единодушны в предсказании будущего платного телевидения в России.
По данным международного консалтингового агентства iKS-Consulting, объем российского рынка платного телевидения увеличился за минувший год на 11,7% и составил 68,4 млрд руб. Куда более пессимистичным оказалось видение результатов развития этого рынка, сложившееся у компании J’son&Partners, согласно которому он продемонстрировал отрицательную динамику – уменьшился в объеме доходов на 3%.
Не совпали и оценки консалтинговых агентств количества абонентов платного телевидения в России, правда, не так драматически. Аналитики J’son&Partners и TelecomDaily назвали 39,6 млн домохозяйств, а Дарья Феоктистова, маркетолог-аналитик iKS-Consulting, – 39,2 млн, отметив, что количество это на 5,4% выше, чем в 2014 году.
Объяснение такому расхождению в оценках можно найти в словах Дмитрия Колесова, директора департамента ТВ и контента J’son&Partners, о существованием пересечений между абонентскими базами разных операторов. К примеру, одна московская семья вполне может иметь два, а то и три договора об оказании услуг платного телевидения, заключенные в столице и со столичным же провайдером IPTV и спутникового. При этом первое она будет смотреть длинными зимними вечерами в своей городской квартире, а второе – летом на даче в Подмосковье.
Если же вернуться к оценке темпов роста абонентской базы в 2015 г. iKS-Consulting, – в среднем, по России на 5,4%, – то их обеспечили россияне, проживающие за пределами Центрального и Северо-Западного федеральных округов нашей страны. Так, в Сибири количество абонентов выросло за этот период на 6% , на Дальнем Востоке – на 5,6%, в Поволжье – на 5,1%, на юге России – на 5%, и как отмечают аналитики iKS-Consulting, потенциал роста абоненстской базы в регионах по-прежнему высок. Одновременно аналитики отметили постепенное снижение доли Центрального и Северо-Западного федеральных округов в территориальной структуре рынка платного телевидения. За последние шесть лет она сократилась на 10% и к концу 2015 г. составляла 43%.
О зрелости и высокой степени консолидации рынка услуг платного ТВ свидетельствует тот факт, что большую часть абонентов – более 70% обслуживают ТОП-5 операторов (данные iKS-Consulting): «Триколор» – 30%, «Ростелеком» – 21%, «Орион Экспресс» –7,1%, МТС – 7% и «Эр-Телеком» – 7%.
За год изменилась структура российского рынка платного телевидения, как с точки зрения подключенных абонентов, так и с точки зрения доходов. Так, по количеству абонентов спутниковое телевидение почти догнало кабельное доли в общей структуре рынка 41% и 48%, соответственно, еще 12% – это доля домохозяйств, пользующихся IPTV. В доходах доля спутниковых операторов пока не настолько велика – 34%, еще 16% у IPTV, а остальные деньги с рынка забирают себе операторы. Такое несовпадение доли спутникового ТВ в структуре рынка по абонентам и по технологиям Д. Феоктистова объясняет различием в размерах ARPU у кабельных, спутниковых и IPTV операторов.
С тем, что сегмент спутникового телевидения в нашей стране растет быстрее двух других сегментов согласен Денис Кусков, генеральный директор компании TelecomDaily. По оценкам J’son&Partner’s среднегодовой темп роста в этом сегменте – на 7-10%.
Показатель ARPU, средний доход с одного абонента платного телевидения, разнится в России от региона к региону. «Дешевле всего, – констатировала Д. Феоктистова, – обходится платное ТВ на юге страны, где активно работают спутниковые операторы». В 2015 г. в Южном федеральном округе показатель среднемесячного дохода с абонента составил 118 руб. А больше всех –191 руб. – платят за телевидение жители Дальнего Востока.
В среднем по России, операторы платного ТВ получают по 152 руб. в месяц (без НДС) с одного домохозяйства. В компании J’son&Partners оценивают показатель ARPU российских операторов еще ниже – 147 руб. в Москве и 143 по стране, в среднем. По словам Д. Феоктистовой, IPTV рассматривается самими операторами, как сопутствующая ШПД услуга, спутниковые операторы ввели единые тарифы, стоимостью 100-150 руб. в месяц, также остается большая доля социальных пакетов (КТВ), стоимость которых еще ниже.
Что ожидают аналитики от рынка платного ТВ в наступившем году и в ближайшем будущем? По словам Д. Кускова, в условиях обострения конкуренции за платежеспособных клиентов операторам придется решать задачи удержания и повышения лояльности абонентов. А потому они будут стремиться к тому, чтобы сделать свои услуги настолько прозрачными, насколько и интересными, вырабатывать персонализированный подход к абонентам, развивать и совершенствовать техподдержку. «Сейчас очень многие операторы задумываются об аутсорсинге технической части, и ряд компаний уже перешли на эту стратегию для того, чтобы экономить средства, учитывать сезонные факторы спроса и предлагать пакетное предложение и развивать сбалансированную тарифную линейку», – сказал он.
По убеждению Д. Феоктистовой, путь к повышению и ARPU, и лояльности абонентов лежит через развитие multiscreen-сервисов. Сегодня их уже предлагают ТОП-5 операторов. У «Триколора» это такой продукт называется «Единый мульти», У «Ростелекома» – «Мультирум» и «Мультискрин», у «Орион Экспресс» – «Мультискрин» и «Телекарта Онлайн», у «МТС» – «ТВ везде», у «Эр-Телекома» – DOM.RU TV to Go. В условиях, когда аудитория пользователей приложений онлайн-кинотеатров на мобильных устройствах и приложениях для Smart TV продолжает расти, наличие возможности просмотра любимых сериалов и спортивных трансляций на самых разных экранах с бесшовным переключением между ними становится основанием для принятия решения о выборе или замене оператора услуг платного ТВ.
Операторам платного телевидения, не входящим в «большую пятерку», Д. Колесов указал путь кооперации и разделения доходов с поставщиками контента, к примеру онлайн-кинотеатрами. «Если сотрудничество будет интенсивным и операторы научатся договариваться с правообладателями, – отметил аналитик, – то к 2020 г. сегмент дополнительных услуг может вырасти с 3-5% до 25% в совокупном объеме рынка».
Все три аналитика сошлись во мнении в главном – в 2016 г. рост рынка платного телевидения замедлится, но не остановится. Движущей силой будут выступать спутниковые операторы, которым еще предстоит обеспечить своими услугами загородные дома и дачи россиян.
Читайте также:
Комплексные решения для ЦОДов. Что нужно заказчикам
Итоги года индекса 3DCI: локальные колебания при общем повышательном тренде
Предложение больше, выше тариф
Спрос на облака продолжает расти вопреки экономической турбулентности
Цены на услуги colocation в Москве и Санкт-Петербурге стабилизировались
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.