Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Правительство одобрило законопроект о товарных агрегаторах

10 марта 2017

9 марта 2017 года Правительство одобрило законопроект о товарных агрегаторах, согласо которому агрегаторам придется нести ответственность перед покупателями за предоставленную информацию о товарах.

Как сообщает Роспотребнадзор - разработчик проекта - документ был разработан "в целях совершенствования государственного регулирования в области правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в сети Интернет".

В ведомстве отмечают, что по мере развития электронного сегмента потребительского рынка проявляются не урегулированные законодательством отношения: речь идёт о так называемых товарных агрегаторах, которые не являясь реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счёт оплаты тех товаров и услуг, которые в значительных объёмах аккумулируются ими на своих интернет-ресурсах.

Из-за отсутствия четкой правовой регламентации деятельности таких хозяйствующих субъектов, не идентифицируемых как классические продавцы, они фактически оказываются сегодня вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, не несут бремя необходимости соблюдения прав потребителей на информацию о продавце, реализуемых товарах и предлагаемых услугах.

По статистике ведомства, с 2012 года количество жалоб в Роспотребнадзор по дистанционной торговле выросло в 2,5 раза и составило более 34 тысяч за 5 лет. Основными вопросами при обращениях потребителей являются нарушение порядка возврата товара, в том числе ненадлежащего качества, нарушение продавцом сроков доставки и отказ продавца в удовлетворении требований потребителей.

Изменения, вносимые принятым правительством законопроектом, направлены на защиту прав потребителей, имеющих намерение приобрести либо приобретающих товары и услуги через интернет.

Законопроект возлагает на агрегаторов обязанность по доведению необходимой информации до потребителя. В случае нарушений агрегатором этого требования он будет нести перед потребителями гражданско-правовую ответственность, при этом административная ответственность не предусматривается.

Согласно законопроекту, под агрегатором понимается организация или индивидуальный предприниматель, который позволяет интернет-пользователю как ознакомиться с предложениями продавцов товаров, так и заключить с ними договора купли-продажи и произвести предварительную оплату.

Агрегаторы  обязаны довести до потребителя достоверную информацию о себе, об изготовителях и продавцах товаров, а также о самих товарах. В случае если агрегатор предоставил недостоверную информацию о товаре или продавце, то ему придется нести ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации. За надлежащее соблюдение договоров, заключенных продавцом с покупателем с помощью агрегатора, и за надлежащее качество товаров отвечает продавец.

Агрегатор обязан вернуть внесенную ему покупателем предоплату в случае, если товар не был доставлен в срок и потребитель проинформировал продавца о расторжении по этой причине договора купли-продажи. Возврат средств должен быть осуществлен в течение десяти дней с момента получения агрегатором претензии от продавца.

Аналогично агрегатор обязан вернуть средства покупателя в случае, если он отказался принять товар по причине предоставления агрегатором недостоверной информации о товаре или о продавце. Но если продавец сообщит агрегатору о принятии покупателем товара, то агрегратор в вышеупомянутых случаях будет вправе не возвращать денежные средства.

В Роспотребнадзоре сообщают, что законопроект, текст которого обсуждался с 2015 года, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, неоднократно обсуждался с представителями интернет-индустрии и общественных объединений потребителей, в том числе в последней редакции 7 февраля т.г. Однако, в компаниях, принимавших участие в обсуждениях, говорят, что одобренная правительством версия законопроекта «в корне отличается» от версии документа, которая летом 2016 г. была согласована бизнес-сообществом и различными ведомствами.

Как сообщили в пресс-службе Яндекса, владеющего крупнейшим агрегатором Яндекс. Маркет, принятая версия документа возлагает на посредника, каковым, по сути, является агрегатор, чрезмерную ответственность и фактически приравнивает его к продавцу. Принятие документа в таком виде создаст большие проблемы малому бизнесу, для которого агрегаторы зачастую являются основным каналом дистрибуции.

Куратор рабочей группы «Связь и ИТ» Экспертного совета при Правительстве Ирина Левова также говорит, что документ в нынешнем виде отличается от той версии законопроекта, которая в 2016 г. была согласована на рабочей группе при Роспотребднадзоре. В частности, из нынешней версии законопроекта следует, что агрегатор должен будет нести ответственность за ретрансляцию любой информации от продавца, а не только заведомо ложной. В то же время агрегатор, не имеющий физческого доступа к товару и не имеет возможности проверять достоверность переданной информации о нем.

Также в нынешней версии законопроекта нет ранее присутствовавшей нормы об ограничении ответственности агрегатора в пределах поступившей на его счет суммы предоплаты. Это ставит агрегатора в полную зависимость от продавца и позволяет покупателя требовать возмещения убытков как с продавца, так и с агрегатора.

Впрочем, есть надежда, что компромисс между законотворцами и представителями отрасли еще может быть найден. После рассмотрения в правительстве документ поступит на рассмотрение Госдумы, и ко второму чтению могут быть внесены поправки в текст документа.

В Роспотребнадзоре отмечают, что, в случае принятия, документ вступит в силу только через 180 дней. Такой длительный срок продиктован необходимостью создать переходный период для субъектов предпринимательской деятельности.

По данным открытых источников
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.